будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Культура

Тараканьи бега ушли в разряд эконом-класса

Тараканьи бега ушли в разряд эконом-класса
s_29

Рынок корпоративных праздников пребывает в стадии бурного роста, при этом вкусы клиентов меняются довольно активно. Если еще недавно пригласить на столичную вечеринку «звезду» было «круто», то теперь эта традиция ушла из Москвы в провинцию. Наш собеседник - Сергей Князев – генеральный директор продюсерского центра «Князевъ». Его компания занимается организацией корпоративных и частных праздников, PR-акций. До 1996 Сергей Князев читал лекции по психологии в западных университетах, с 1999 по 2000-й был директором московского клуба-ресторана «Империя страсти». На рынке праздничных услуг он с 2000 года.  О том, в моде ли сегодня девушки в макаронах, тараканьи бега и гонки на снегоуборочных машинах, Сергей Князев рассказал Ольге Романовой.

Если бы Вас попросили сделать классификацию праздников, которые устраивает фирма «Князевъ», какой критерий Вы бы выбрали: экономический (по ценам на Ваши услуги), социальный (по социальному статусу клиентов), креативный (по идеям)?

В общем, Вы все и перечислили. Например, креатив делится на три уровня. Первый - это такой осторожный, с вкраплениями игры. Такая программа в равных пропорциях делится на выступление артистов - причем артистов хорошего уровня, но не обязательно звезд, - и различные интерактивные игры. Второй уровень – это когда артистов очень мало. Когда участники вечеринки или корпоративного праздника по большей части сами себе артисты. Как правило, это уже костюмная программа. И третий уровень – это когда все участники программы знают заранее, что они в палате №6. И наша задача - с самого начала объяснить им, что они должны бесчинствовать, как и положено пациентам в этой палате…

Есть компании, которые очень осторожно заказывают креатив. Это те, кто совсем недавно стал устраивать корпоративные вечеринки. Предлагать им что-то уж совсем из ряда вон бессмысленно, потому что они боятся, что это будет чересчур, особенно тогда, когда приглашают на вечеринки каких-то особенно важных для себя людей, партнеров, дистрибьюторов из регионов. Иногда и VIP-класс требует, чтобы все было красиво, – если это что-то официальное, юбилей банка, например. Но тот же банк, если они какой-нибудь междусобойчик устраивают или, скажем, приглашают своих партнеров или клиентов, которым они хотят показать, что банк надежен, все прекрасно, дружите с нами и так далее, готов на креатив, причем по полной программе.
 
Правильно ли я поняла, что соревнования, кто из богатых людей, переодетых в бомжей, выпросит больше милостыни, тараканьи бега, бои без правил, бои девушек в желе или макаронах, которые предлагает Ваш сайт, – это и есть 3-й уровень? Причем экстремальные игры и креатив предлагаются для VIP-класса, более традиционные программы - это эконом-класс?

Совершенно верно. Впрочем, тараканьи бега – это то, что ушло в разряд эконом-класса. Мы три года их делаем, и тут уже ничего такого особенного и нет. Зато есть многое другое. Скажем, мы устраивали пейнтбол на вертолетах. В простой пейнтбол уже наигрались, а когда команды одна за другой поднимаются на маленьких вертолетах и расстреливают мишени – это уровень уже будь здоров.

Каковы порядки цен на ваши услуги? Самая дешевая и самая дорогая игра?

От пяти тысяч долларов… и  дальше нет пределов совершенству. Есть программы с бюджетом в триста тысяч евро, например. Есть и дороже. Но спектр наших услуг настолько широк, что любой клиент может себе что-нибудь подобрать. У нас есть наработки, которые три года назад были в категории VIP, – мы их обкатали, довели их экономику до той стадии, когда их можно проводить довольно дешево. И они стали доступны даже для категории первого класса. Зато за это время мы создали новые, которые опять в категории VIP.

Ваши клиенты – это, в основном, москвичи и иностранцы. А провинция играет?

Провинция, даже крупные города, сейчас запрашивает то, что мы прошли лет пять тому назад. Например, выступление звезд. Когда-то и здесь на корпоративе это считалось круто – о, звезд пригласили. Москва уже наелась звезд, а в провинции это в самом разгаре.

Каков социальный статус ваших клиентов?

Я бы сказал так: наш основной клиент – это прежде всего это бизнес-элита и политический истеблишмент. У нас много клиентов из депутатов Госдумы, руководителей крупных государственных структур, есть даже министры, есть люди из аппарата Президента…

Чиновникам тоже экстрим нужен?

Абсолютно точно. Про то, что мы творим в Барвихе, я никогда не смогу рассказать, и на сайте вы этого никогда не увидите. То, что там происходит, – это настоящий экстрим…

Он ближе к купеческому, разнузданному?
 
Нет, он ближе к интеллектуальному. Потому что народ там сейчас другой, в отличие от ельцинской администрации, которую я еще застал, - мы ведь тогда и начинали делать программы. Тогда больше были попойки - сейчас им нужно, чтобы был юмор, умный и тонкий. Например, была снежная зима, в Барвихе завалило все, все дорожки. Они пригласили меня: «Сережа, к нам в пятницу приезжают итальянцы, надо придумать такую игру, чтобы и они поучаствовали, и мы, и желательно, чтобы на свежем воздухе». Я ходил, ходил, думал, зашел на хоздвор и вдруг увидел две машины, которые по городу убирают, - чистенькие, покрашенные, не раздолбанные. Я спрашиваю, а чего они тут делают? – Да вот, дорожки чистят. Я устроил две команды: чиновники нашего аппарата, итальянская делегация, у каждого по машине…  Были там и столбы, и столкновения, но машина медленная, управляется легко. А парк там огромный. В общем, они все дорожки вычистили.

А ближе к купеческому экстриму - эти когда наши чиновники в гостях у наших бизнесменов бились. Я взял шесть машин «Ока»: три из них разрисовали в «хищников» и три -- в «домашние» машинки: кошечка, кролик и поросюшка. Расчистили в районе Серебряного бора на льду лужайку, и они там гоняли гонки на выживание. Задача была – выбить противника за круг. На хищниках сидели бизнесмены, а на домашних – чиновники. Бизнесмены оказались резвей, хотя чиновники сопротивлялись достойно.

Скажите, а есть такие фантазии, за реализацию которых вы никогда не возьметесь?

Существует моральный, этический аспект. Бывают заказчики, которые приходят и заказывают  нечто такое, от чего может пострадать достоинство каких-либо посторонних, третьих лиц. Вот это табу для нас. Например, один раз заказчики просили поиграть в помощников гинеколога. Я им сказал: увы, ребята, я не могу вам этого организовать по собственным моральным соображениям. И предложил альтернативный вариант – поработать помощниками массажиста. Для этого они должны были пройти специальный курс массажистов. Потом у женщины, пришедшей на массаж в дорогой салон, специалист спрашивал разрешения: «У меня есть помощники. Не возражаете, если они вам сделают массаж?» И если человек говорил «да», то они могли потрогать женское тело, получить от этого свой кайф. Но при этом достоинство человека не теряется, человек уходит в полной уверенности, что побывал в руках ассистента или стажера.

В западной индустрии существует традиционный жанр розыгрышей -- иногда злых, глупых, неэтичных. Заказывают ли розыгрыши вам?

Когда нас просят устроить какой-нибудь розыгрыш, мы сразу задаем массу вопросов относительно того, какого результата ждет клиент. Если вы хотите, чтобы мы напугали человека, - то это не к нам. Было у нас несколько обращений: к примеру, сделать захват фирмы, положить всех на пол, пострелять в потолок, разбить компьютеры, а потом объявить, что это была игра. Такие хамские вещи – это не наш профиль. Был случай, когда муж хотел подарить жене новый автомобиль и попросил, чтобы старый гаишники разбили у нее на глазах. Мы сделали это, хотя я до сих пор об этом жалею. В глазах женщины был застывший ужас, когда гаишники посреди белого дня на Садовом кольце ее остановили, чтоб проверить  документы: один проверяет, а двое других дубинками разбивают стекла ее машины. Потом тот, который проверяет документы, вдруг протягивает ключи от машины и говорит: «Вот ваша новая машинка», - и показывает на роскошный «Пежо». Но все равно, она видела, как разбивают ее машину. Конечно, стресс какой … Я тогда понял, что это не наша стезя.

Ваш офис находится на улице Гиляровского. Гиляровский очень ярко описал, как развлекались купцы (например, били стекла в ресторане «Яръ»). Есть ли запросы на организацию аналогичных развлечений?

Да, есть люди, которые любят так разнузданно веселиться. Программа «Палата №6» оттуда и пришла. Однажды мы предложили группе бизнесменов не просто отдохнуть, а разнести вдребезги ресторан (мы-то знали, что он потом закроется на капитальный ремонт и это будет последняя вечеринка в этом ресторане). Клиенты сначала осторожничали, а потом вошли во вкус и стали разносить вдребезги все, включая унитазы в туалете. Только аппаратуру музыкальную договорились бить в последнюю очередь – чтобы у нас была музыка. Бизнесмены, их жены, дочери с удовольствием принимали в этом участие… Так что наши купцы отдыхают так же, как и купцы, которых описывал Гиляровский. Все то же самое.
Еще Гиляровский описывал, как гулял по руслу Неглинки. Был вот недавно Боб Макфери. Мы его в Неглинку спустили и дошли с ним до Кремля, потом вернулись обратно.
Так что по Гиляровскому мы прошли уже все. Перешагнули и пошли дальше.

А на этой улице случайно оказались?

Это ирония судьбы. Мы сидим в здании, которое было построено в начале 20-го века. Самый большой публичный дом в России. А сейчас здесь, кроме нас, министерство кооперации России.

Есть такая концепция архаичного праздника, с которой вы наверняка знакомы: в период праздника люди выходили за рамки обыденных времени и пространства в сакральное измерение. В какое измерение выходят из обыденного времени ваши клиенты?

Мы выводим человека из обыденного, например, круга общения, мы выстреливаем его в то пространство, в тот круг, где он никогда быть не мог. Там нужно как-то себя вести, нужно как-то адекватно реагировать на то, что происходит вокруг. Все, конечно, ведут себя по-разному, но, в целом, находят в себе силы бороться с событиями и ситуациями, которые мы диктуем. Маленький пример: вот у человека день рождения. В восемь утра ему постучали в окно - а живет он на седьмом этаже элитного дома. Он штору отдергивает – а за окном все вице-президенты компании (мы в люльке их подняли), внизу оркестр играет. Так для него начался этот день. А дальше пошло-поехало. Он выезжает из дома в офис, где должен был поработать и отпраздновать, ожидая, что все его там будут поздравлять. Через некоторое время его перехватывают с мигалками, вытаскивают его и охрану, открывают багажник - а там пакет с героином. На него надевают наручники, везут в приемник, прессуют там. Потом извиняются, говорят, что у всех бывают проколы на работе, отдают документы, мобильник и отпускают. Он звонит секретарше, а она в истерике: "Где вы были? Вам надо срочно в Кремль, награду получать!" Везем его в Кремль, там он получает награду «Почетный строитель России». Потом он возвращается в офис, и там все, кто ему встретился за этот день, начиная с омоновцев, встречают его цветами…

Ваши программы – это все авторские идеи или существуют западные аналоги?

Все, что мы делаем, – без западных аналогов, хотя очень многое из того, что делается там, я пытаюсь изучать. В сентябре в Ницце мы делали мероприятие. Весь шоу-бизнес Лазурного берега на уши поставили. Программа, понятно, большей частью была сделана местными силами, но по нашему сценарию. У них глаза на лоб лезли. Такого они даже не представляли.

Почему русским клиентам нужно больше экзотики и экстремальных развлечений?

Просто, может быть, сама наша жизнь более экстремальная – люди и так привыкают к острым ощущениям. Когда они идут отдыхать, развлекаться, их обычным отдыхом не возьмешь – им обязательно нужно, чтобы был адреналин, состязание, нечто непредсказуемое…

Тогда объясните как специалист - почему здесь не приживаются традиции западного карнавала?

А они, на самом деле, и на Западе не очень… Хотя, например, копенгагенский карнавал мне нравится за то, что в нем участвуют огромные массы народу. Уж если надо лицо раскрасить -- так все раскрасят. И весь Копенгаген от мала до велика, включая королеву, выходит на улицу -- и на лице хоть что-то, да намазано. А у нас нет примера: у нас общество очень привыкло к субординации, и пока наверху галстук набок не сдвинут, то и все остальные будут ходить так же. Если бы хоть раз мэр не сидел на трибуне в День города, а надел маску или карнавальный костюм, тогда за ним все пошли бы. А на Западе уже давно есть эта культура, когда, включая короля и королеву, веселятся все. Премьер-министр садится в шутовском колпаке в кресло шута, его все называют шутом, и он не комплексует - потому что день такой, ему все высказывают всякие гадости, он на это тоже отвечает гадости, соответственно. Но у нас, увы, верхи боятся, кабы чего не вышло, - хотя все чуть поменялось с советских времен. Но все равно, все празднуется классически. Я смотрю День Города и понимаю, что это то же Первое Мая, что было раньше, то же Седьмое Ноября. Пафоса много, но скучно.

Институты Культуры ежегодно выпускают людей со специальностью «организатор зрелищных мероприятий». В чем разница между их и вашей деятельностью?

Рынок наш теперь называется не рынок праздника, а модным словом event (специальное событие). Event-рынок. Так вот, то, что сейчас диктует Event-рынок, - это совсем не то, что преподают в Институтах Культуры. Впрочем, и литературы нет, ни переводной, ни нашей. Поэтому я свою школу открыл, готовлю Event-менеджеров. А из Институтов Культуры ко мне часто приходят устраиваться на работу, с красными дипломами. Я вижу – умница, девочка или мальчик. И понимаю, что сейчас их выпускать на рынок невозможно – ни с тем языком, которым они пользуются, ни с теми методами, которыми они собираются развлекать людей, их просто никто никогда не купит. Вот в чем разница. Для Парка Культуры они годятся, да и то в малой степени. Скажем, когда День Города проходит, в Сокольниках, в Парке Горького, там массовики-затейники себя проявляют. Поэтому оно и неинтересно. Поэтому каждый год все одно и тоже. И москвичи на День города рвут подальше на дачи, а в город приезжает, в основном, Подмосковье. Потому что москвич привык, что вокруг драйв, адреналин, экзотика. И тот, кто предлагает прыгать на скакалочке за какие-то там призы,  - уже не актуален. Любой средний менеджер, если он хотя бы дважды побывал на какой-нибудь вечеринке, понимает, что веселиться так, как предлагают в Сокольниках, Парке Горького или в Коломенском, ему уже не интересно. Детей водят, а сами не участвуют. Мы проводили в Парке Горького праздник шоколада, раздали что-то около 1,5 тонн в качестве призов. Но был экстрим, чтобы заработать шоколадку, родителям и детям такие испытания пройти надо было, что до сих пор, наверное, вспоминают.

А Вам приходится брать в расчет российскую постсоветскую психологию - или в случае с вашими клиентами она уже не работает?

Работает, безусловно, и очень сильно. И именно в госструктурах прежде всего. Бизнесмены более свободны, но по-разному. Строительный и торговый бизнес более демократичны, подвижны, они быстрее впитывают. А есть и более консервативные круги. Вот, например, адвокатская контора какая-нибудь. У них все те же советские отношения сохранились. Постсоветский менталитет большей частью у банковских групп, финансовых структур. Очень интересно, когда работаешь с преподавательским составом университетов. Казалось бы, они должны быть более свободными… Ничего подобного. Если преподавательский состав старше 45 – это абсолютно советские представления.

А можно ли по тому, как люди празднуют, сделать срез современного российского  общества?

Если взять экономический или социальный аспекты – у нас есть расслоение. Такое же расслоение есть и с точки зрения веселья. Те, кто сейчас чаще бывает на Западе, тот самый торговый бизнес, или работают с иностранными партнерами, уже заражены вирусом всего нового, новых экономических отношений, новых отношений внутри коллектива, новой субординации, отношения с руководителями и т.д. Они этого хватанули, они идут впереди в своем бизнесе, и они веселятся по-другому. Те, кто вырвался вперед, у кого бизнес идет хорошо, отходят от русских традиций все дальше. И наоборот. Те, кто дальше от этого процесса интеграции в современный мир, остаются еще в постсоветском пространстве. Это посиделки, это свадьбы на кухне, вот такого уровня. Сейчас у тех, кто не очень удачно прожил Перестройку и последние 10 лет, появилась ностальгия по тому, что было раньше. И вот, пожалуйста, – у нас одна из самых популярных программ – советское ретро. Вот сейчас на Новый год сразу несколько компаний заказали. Свадьбы заказывают – казалось бы, семейный праздник – снова советское ретро. Кто бы знал, что это станет хитом. А его все чаще и чаще заказывают. И на семейные праздники, и на дни рождения, и на свадьбы, и на корпоративные праздники.

На фото - Сергей Князев, фото с сайта http://www.knyazev.ru/knjazev.php.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).