28 марта в рамках празднования всемирного дня поэзии в РГГУ прошла презентация «Тарковские о Тарковских», на которой была представлена новая книга дочери Арсения Тарковского Марины Тарковской «Осколки зеркала» (М.: Вагриус). Книга посвящена трем поколениям семьи Тарковских, великой семьи, из которой вышли поэт Арсений Тарковский и режиссер Андрей Тарковский.
«Осколки зеркала» Марины Тарковской – сборник отдельных рассказов-воспоминаний. Его первое издание вышло в 1999 году, во второе вошли 35 новых рассказов, новые фотографии и документы. Занятно, что название книги придумала не Марина Тарковская, а критик Алла Марченко - тогда оно страшно не понравилось Марине, так как было отягощено ненужными ассоцияциями с фильмом Андрея Тарковского, но со временем . В предисловии ко второму изданию Марина так передает свои ощущения от работы над ним: «Осколки, когда их берешь в руки, больно ранят, но иначе не сложить того зеркала, перед которым прошла жизнь моих близких».
В книге «Осколки зеркала» очень много персонажей, много тех самых осколков, из которых складывалось зеркало, отразившее жизнь семьи Тарковских. Но главными персонажами все-таки остаются дед Александр Карлович, отец и брат Марины. Документы - письма, дневниковые записи, анкеты, патенты, сопроводительные записки, некрологи, визитные карточки, фотографии растворены в энергии рассказа, окружены живыми бытовыми деталями и сценками.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Главными действующими лицами на презентации были автор книги «Осколки зеркала» Марина Тарковская и профессор РГГУ, литературовед, критик Дмитрий Бак.
Марина Арсеньевна Тарковская: "Общение с отцом было для нас праздником"
Что движет человеком, когда он решает заняться исследованием истории семьи, совершает колоссальную работу с архивами и издает документальную книгу-воспоминание?
Когда переступаешь какую-то грань, проходишь жизнь до середины, почему-то уже хочется смотреть не вперед, а оглянуться назад, в прошлое, узнать о своих корнях. Я стала заниматься этим после ухода из жизни самых близких мне людей - мамы, папы, Андрея. Собирание материалов было занятием мучительным, я бы даже сказала, кровавым - история нашей семьи совпала с трагическими событиями в истории нашей страны, поэтому чтение архивов было очень волнительным занятием. Просматривая даже сухие документальные свидетельства, начинаешь переживать то время, те чувства, которые переживали мои близкие. Наша жизнь наша связана с историей. И важно понять, откуда всё идёт. Когда начинаешь изучать историю своей семьи, ощущаешь связь всех со всеми, ведь все мы почти родственники. Нас очень многое объединяет. Мы живём под сенью русского языка, русской культуры, русского прошлого.
Как Вам удалось передать в книге сложные взаимоотношения Арсения и Андрея Тарковских, отношения Ваших родителей, «которые не могли быть вместе, но и отдельно не получалось»?
Мне приходилось решать для себя нравственную проблему. Христианство нас учит прощать, забывать обиды. Мне кажется, что каждый человек на этом свете должен прожить свою жизнь так, чтобы сохранять свое человеческое достоинство и не нарушать достоинство других. После долгих раздумий я пришла к выводу, что в своих рассказах-воспоминаниях я должна говорить правду, какой бы горькой она не была, и правда, абсолютно соответствующая действительности была основным критерием, которым я руководствовалась. Поэтому документ часто выступает в моей книге на первый план, а мое личное восприятие – на второй. Мне было сложно писать о папе. Это всё равно, что писать о самой себе, о том, какая я была. Это смешно и глупо. Поэтому я сказала о нем то, что могла сказать. Андрей был обижен на отца, и обида прошла только тогда, когда он стал творческой личностью. А когда мы были маленькие, мы знали, что наш отец поэт, и это не было предметом бахвальства. Гордость, скорее, была внутренней. Общение с отцом было для нас праздником. Мы чувствовали, что вокруг него всегда складывалось удивительное поле.
В книге «Осколки зеркала» Вы приводите много стихотворений Арсения Тарковского, и несколько творений Андрея. Все они связаны с историей семьи?
Да, лирическую поэзию Арсения Тарковского невозможно отделить от его личной судьбы. Для меня важно то, что я занялась ею с точки зрения посвящения. Без меня мало кто мог бы разобраться в превратностях его личной судьбы. Было бы очень трудно определить, какое стихотворение кому было посвящено. Для истории литературы это было бы важно.
Надеюсь, это принесет пользу тем, кто будет серьезно заниматься поэзией Тарковского.
Дмитрий Бак: "Из-под пера Тарковского выходил другой язык" .
Почему сегодня нужно и важно вспоминать о Тарковских?
Потому что наследие Тарковских - это то наследие, которое не сгорает в огне, не тонет, значение которого постоянно увеличивается, усиливается влияние творчества великого поэта, великого режиссёра. Доказательство тому - количество книг, написанных об этой семье в последнее время [на презентации также были выставлены книги «Арсений Тарковский. Стихотворения» (М.: Эксмо, 2005); «Поэзия народов Кавказа в переводах Арсения Тарковского» (М.: Дедалус, 2002). «Об Андрее Тарковском: Воспоминании в двух книгах» (М.: Дедалус, 2002), «Болдырев Н. Жертвоприношение Андрея Тарковского» (М.: "Вагриус", 2004)], а также творчество действующих литераторов – Марины и Михаила Тарковских.
Тарковский – уникальный поэт, чье значение все время растет. Сменились знаки эпохи. Пантеон поэзии сегодня выглядит совсем иначе. Те, кто были наверху тогда, нынче находятся внизу и больше не издаются. А Тарковским – один из немногих поэтов, которых причисляли к так называемым «тихим», «кабинетным» поэтам, не стадионным. Он это время пережил. Популярность Арсения Тарковского совпала с началом шестидесятых, когда был самый разгар стадионной поэзии, когда фильм «Зеркало» получил золотую пальмовую ветвь в Венеции, но совпала на другом уровне. Его стихи не скандировали, он не был популярен для миллионов, но эта слава оказалась долговечной.
Оказывает ли творчество Арсения Тарковского влияние на современную поэзию, и какие тенденции характерны для современной поэзии вообще?
Влияние Арсения Тарковского отмечается безусловно. Многие сегодня считают, что рифма поэзию навсегда покинула, а точная рифма – тем более, поэтому Тарковский с его особенно щепетильным отношением к рифме для них странный поэт. Однако мы не знаем Тарковского полностью. А между тем, довоенный Арсений Тарковский – это другой поэт, не такой приглаженный, не такой ритмичный, ровный. Вот почему нужно издавать больше книг не только канонического, но и экспериментального характера.
Популярность стадионная, которая не была присуща Тарковскому – это отклонение от нормы, это было признаком того времени, когда от поэзии ждали того, что нельзя прочесть в газете, когда поэзия была и политикой, и философией, и эротикой, и камасутрой и сразу всем вместе. Но сейчас поэт в России не больше, чем поэт. Он просто поэт, а соотношение талантливых поэтов и бездарных обычное, постоянное. И, кстати, я убежден, что бездарные поэты имеют право на существование. А стремление к верлибру, отказ от рифмы – это влияние времени. Нам больше нельзя писать так, как Пушкин, у нас нет такой возможности. И объяснение тому простое: поэты пушкинского масштаба создавали, «отшлифовывали» язык, из-под пера Тарковского тоже выходил другой язык, который приобретал особенные контуры. Языком, который «выпиливал» Пушкин, контурами, которые вырисовывал Арсений Александрович, сегодня мы запросто говорим и пишем.
А нужно ли сегодня вообще издавать подобные книги, не только по характеру содержания, но и по качеству самого издания, насколько это экономически выгодно и пользуется спросом?
Как ни странно, но такие книги пользуются популярностью. Возможно, пока действует какая-то инерция. Хотя те, у кого дома шкафы набиты книгами, мало покупают их в большом количестве, но книги типа «Осколки зеркала» выпускаются небольшим тиражом. Они важны в исследовательском плане. Книга стихотворений Арсения Тарковского, вышедшая в издательстве «Эксмо» в 2005 году – это шаг на пути к освоению творчества Тарковского, потому что сейчас ведется работа по созданию полного академического собрания поэтических оригинальных сочинений Арсения Тарковского с развернутыми комментариями. А молодое поколение больше читает книги в Интернете, относятся к ним как к чему-то одноразовому. Везде в мире таких качественных дорогих изданий уже практически не выпускают.