будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура

Татьяна Барышева: "Аукцион - оркестр, которым надо дирижировать"

Русское искусство нынче в цене, и свидетельство тому – внимание со стороны европейских коллекционеров. Дом Tajan – крупнейший французский аукционный дом – несколько лет назад открыл отделение русского искусства. Ксения Щербино встретилась с директором русского отдела Татьяной Барышевой, чтобы она рассказала о русских перспективах европейского рынка произведений  искусства.

Татьяна, как вы оказались в Tajan?

Я училась в Москве, во Франции я недавно, просто много работала с французами как переводчик. Писала дипломную работу, выбив из правительства Франции стипендию. После этого решила попробовать – предложила французскому дому Tajan открыть русский отдел. И у меня получилось!

И никаких вопросов не возникло? Французы, они такие бюрократы!

Когда я приехала только, мне, с моим русским образованием и количеством предметов в дипломе – ну вы знаете, у нас же их всегда пишут! – сразу предложили, минуя аспирантуру, идти в на год в докторат и получать степень. Все-таки образование у нас прекрасное, и оно признается. Тем более, у меня и курсы, и первое высшее – педагогическое, и второе – оценка антиквариата. Я, конечно, тогда не согласилась – может, и зря. Но у меня уже была моя работа, и времени совсем не было. Сейчас чувствую, юридического образования  немного не хватает. Аукционный дом ведь должен быть уверен, что аукционист – commissaire priseur по-французски – знает, как себя вести в той или иной ситуации. Разные могут возникать нюансы.

А кто ведет ваши аукцион сейчас?

Первый мой аукцион вел сам мэтр Тажан, мы провели вместе три аукциона – очень большое значение имеет – кто ведет аукцион. Нужно уметь владеть аудиторией, играть тембром, уметь чувствовать людей и влиять на них. Мэтр Тажан в этом плане гениален – это абсолютное искусство.

К сожалению, сейчас он редко сам этим занимается, последние три аукциона у нас ведет молодой аукционист, и для начинающего – он делает это очень хорошо. Но мэтр Тажан – это, конечно, гений своей области. У него сейчас другой бизнес, он ездит по всему миру и редко бывает во Франции – так представьте себе, многие люди специально ходят на аукционы, которые он лично проводит, специально посмотреть на него. Он сам уже почти – предмет интереса. Аукционист, человек, который ведет аукцион – это очень важно. Он ведь может не заметить чей-то руки, и вещь уйдет за меньшую сумму или, наоборот, ударить молоточком раньше, чем надо – нюансов же множество; он должен уметь пошутить, если надо расслабить зал. Это отдельная профессия и отдельное искусство. Поэтому каждый раз перед аукционом мы часа полтора беседуем с аукционистом – я поясняю, на каких лотах надо сделать акценты, какие менее важны – это же как оркестр, которым надо дирижировать.

А вы не пробовали сами вести аукционы?

Такое желание было и даже есть. Но во Франции – это достаточно серьезный институт, Нужно проучиться четыре или пять лет по направлению истории искусств и три года по направлению права. Потом – два года профессионального стажа, это мне уже не надо, но вот юридического образования у меня нет, то есть, нет половины. А это очень важно – потому что этот институт – как бы официальный юридический представитель государства, а у меня просто нет времени тратить на это еще два года. У меня и так – два высших образования, не считая всевозможных курсов и т.д. Просто нет времени – физически. Может быть, я буду пытаться, если бы для меня могли сделать какое-то исключение. Потому что, веди я аукционы на русском и французском параллельно, их качество и прибыльность значительно увеличились бы.

Ну, конечно, раз большинство покупателей – русские.

На данный момент у нас есть специальное панно с несколькими видами валют, но оно не всегда поспевает за аукционом. А вести торги, скажем, еще и на английском французы вовсе не обязаны. Они у себя дома, в своей стране, и их тоже можно понять. Да если бы и хотели - последний аукцион у меня шел 4 часа, а повторять это еще раз на втором языке – сами понимаете. Тем более, бывают и клиенты, которые вообще не разговаривают ни на одном известном мне языке.

К тому же, вести торги – очень тяжелый труд, требующий особой подготовки и специальных навыков. Вот, скажем, встанет человек посреди аукциона и скажет: «Эту вещь у меня вчера украли!» Нужно знать, что делать, как реагировать. Останавливать аукцион? Выгонять человека? Или вдруг человек заявит: «Это фальшивка!» Нужно же грамотно среагировать, чтобы невозможно было придраться, нельзя же просто сказать «помолчите»! Или, допустим, комиссионер – знаете, их часто показывают, так называемые «красные воротнички», - несет лот и – роняет и разбивает. И что делать? Вещь уже проанонсированна, ее уже объявили - и тут же разбили. А таких ситуаций может быть масса!

А в принципе, в такой ситуации, как вы описываете, - что делать?

Вот видите, я даже не скажу, что делать! (смеется)

А сколько аукционов вы проводите в год?

В год я делаю два аукциона – декабрь и июнь. Этого как раз хватает, чтобы набрать материал, подготовить каталог, заранее его разослать. Потом есть некие правила – знаете, в Париже есть отель Drouot? Он же по сути - выставочный комплекс, аукционные дома просто снимают в нем зал. Так вот, если аукцион у вас назначен на 15-е число, то 13-го вечером вы привозите свою коллекцию, все устанавливаете, 14 – один день выставка. Один день – это ничто.

Мало, очень мало…

Да, конечно, мало. Люди несутся на всех парах, а ведь все еще хочется обсмотреть, буквально пощупать… Я предпочитаю делать аукционы у нас, в так называемом espace Tajan (помещение дома Tajan), где у нас большой выставочный зал. Во-первых, я, таким образом, могу делать выставку за некоторое время до аукциона. Скажем, в последний раз аукцион был 31-го июня, а выставка открылась 9 июня. Было три недели, и все желающие могли посмотреть, что их интересует. Так я сделала уже три аукциона, еще с самого первого, который я тоже проводила у нас. Потом следующие два были в Drouot, и остальные, последние три – снова у нас. Мне нравится наш зал, здесь я располагаю временем. Мы все равно рядом с Drouot – две остановки на метро. Есть же еще люди, которые целый день бегают из зала в зал, им тоже нужно организовать удобный график. Поэтому, вот скажем, июньский аукцион я делала днем, а декабрьский – в шесть вечера. Таким образом, люди могли спокойно сидеть в Drouot днем, а без четверти шесть они спокойно выехали и приехали ко мне к шести. Так я стараюсь учитывать интересы клиентов, которые должны быть и там, и там. Да и вечернее время мне нравится больше.

Ну да, вечер как-то более располагает.

Да и Drouot уже как-то пообтрепался, там вещи бьются, все в некотором запустении. Потом есть еще одна деталь: после рассылки каталога люди часто просят прислать дополнительные фотографии каких-то лотов, а у меня уже все выставлено, - я спокойно иду и делаю нужные фотографии. Естественно, клиент – король, я стараюсь максимально облегчить клиенту возможность познакомиться с вещами. Поэтому у меня выставка длится дольше всего. Тем более что мое направление еще молодо, и мне нужно как можно больше заявлять о себе. Я много занимаюсь распространением своего каталога, помимо официальной рассылки – у меня есть своя картотека, я постоянно нахожу новые заинтересованные организации. Поэтому двухнедельный срок очень важен – любой может успеть приехать; если у меня получается, я стараюсь захватить еще и субботу, хотя не обязана, - но иду на встречу клиенту, проводу анонс, чтобы человек все равно смог добраться, даже если не может не неделе.

А много ли народу приходит на выставку?

Да, обычно много. Естественно, как и всегда и везде, наибольшая масса народу идет в последние 4-5 дней. Наверное, можно выставку даже на три месяца открыть – все равно основной поток пойдет в последние дни. Каталог я рассылаю так, чтобы люди получили его где-то за месяц, поэтому выставка все равно проходит оживленно. Но последние несколько дней всегда самые тяжелые; естественно, у меня много ассистентов – у людей возникают вопросы, им нужно помочь, что-то подсказать, как-то направить, - например, человек пришел, что-то хотел, но не понравилось, значит, надо его направить на что-то в этой же теме. Я как-то испытываю особую гордость, если мне удается познакомить человека с чем-то в интересующей его теме, с чем он еще не сталкивался. Например, в последний раз у меня были рисунки Лифаря в разных спектаклях французского художника Пажо Руссо,  рисунки тушью. Безумно элегантные, изящные, летящие! Мы решили взять, пусть и с небольшим эстимейтом, но все-таки по теме Лифаря, и вещь какая красивая. Я взяла шесть работ – и продала четыре. Причем, купили их люди, собиравшие балетную тему, но не знакомые с этими произведениями. Я в какой-то степени их направила. Так часто бывает. Вот меня спрашивают, к примеру: «А что бы я посоветовала брать?» Я говорю: «Давайте вот это, мне больше всего нравится». Конечно, я не пытаюсь вручить самую дорогую вещь, что вы! Я рада, что в результате эти четыре работы продались и попали в хорошие коллекции. Пусть это пока небольшие цифры, но любая «раскрутка» всегда начинается с малых результатов.

А часто ли вы таким образом «находите», возвращаете кого-то?

К сожалению, не очень часто. Впрочем, на отсутствие интересных моментов в работе я все равно не жалуюсь: люди знают, что где-то вот что-то такое есть, но никто не может найти – и вдруг я нахожу. Еще из интересного: например, благодаря нескольким моим последним аукционам поднялись в цене произведения Александра Зиновьева. Это наш русский художник театральный, тоже из эмиграции. У него были замечательные работы, очень изящные, по нынешним меркам – просто сумасшедший дизайн. Причем, он делал эскизы костюмов, там проработано все до мельчайших деталей – руки, лица… то есть, не просто эскизы костюмов, как это обычно принято, а законченные произведения искусства. У него было много работ, которые, к сожалению, никак не ценились. Они стоили в свое время какие-то копейки, никто особо не присматривался. Работ было много, а когда много, - всегда кажется, что, вряд ли это может быть ценно. И когда я в декабре представила первую часть его огромной коллекции, потенциальные покупатели смотрели уже по-другому: вещи-то действительно красивые, изящные. Тут, конечно, большую роль играет каталог: когда видишь те или иные работы оцененными, в красивом дорогом каталоге, с отличным качеством, с подробными сведениями, - уже изначально воспринимаешь серьезнее. А дизайн костюмов у Зиновьева все же потрясающий – такое впечатление, что это не просто сегодняшний день, а вообще костюмы будущего, настолько оригинальны идеи, связанные с костюмами животных и насекомых. Продалось не все, но по ценам гораздо более высоким, чем можно было предположить. Дальше, в июне – у меня вторая часть этой коллекции, работы еще лучше. По большому секрету: на декабрь у меня запланирована третья часть, еще более яркая и интересная. Зиновьева стали покупать не только те, кто знал его раньше, но и новые люди, новая аудитория. Конечно, Зиновьева знали и раньше, но презентация в большом аукционном доме изменила ситуацию. Мне, конечно, повезло, что получила действительно хорошие его работы.

А если не секрет, откуда вы вышли на Зиновьева? Откуда он у вас появился? Случайно?

Коллекционер вышел на меня сам. В декабре у нас с ним уже третий аукцион. Почти все работы – от Лифаря, тот же Зиновьев, кстати. Там на каждом эскизе стоит личная печать Лифаря. Сейчас я хочу еще как-то вывести на рынок наших советских театральных художников – пусть пока по небольшим ценам, аккуратно, но они этого заслуживают. Например, известная питерская художница Татьяна Бруни. Я в декабре взяла пару ее работ, по смешным ценам в районе 200 евро. Одна продалась, одна – нет. Работы чудные, очень тонкие, изящные, красивые яркие гаммы цветов, проработанные лица. В последний раз, в июне, у меня было уже четыре ее эскиза костюмов. Я взяла даже несмотря на то, что человек, с которым я договаривалась, сомневался – одна продалась, одна – нет… В результате все четыре я продала, даже немного выше эстимейта.

Театральная тема сейчас в моде, и помимо старых коллекционеров, появляются и новые, причем с достаточно серьезным подходом.

Ну, российский театр и театральное искусство уже исторически пользуется во Франции популярностью.

Да, но на удивление у нас на этот пласт искусства меньше обращали внимание, и русских театральных художников гораздо лучше знают во Франции, чем дома. А теперь и наша публика внезапно заинтересовалась эмигрировавшими художниками, потому что какое-то время тема была под запретом, потом – просто забылось, а сейчас вдруг пошло. Я каждый раз что-то вытягиваю: фотография Шаляпина с автографом, фотография Анны Павловой, письма Бенуа, письма Лифаря, какие-то фотографии театра «Летучая мышь», еще что-то. И люди с удовольствием это покупают – тема широкая, красивая, интересная. И опять-таки, появился новый тип коллекционеров, который очень серьезно к этому подходит, покупает не просто все, связанное с театром, а в каком-то одном направлении: либо с театром Никиты Балиева, либо с театром авангарда и конструктивизма. Приятно, когда люди вникают в тему, приезжают, уже будучи хорошо знакомыми с материалом – это же всегда чувствуется.

Декоративно-прикладная тема несколько иная, эти вещи в чем-то легче в восприятии и понимании: ну купили какую-то скульптуру, ну поставили – все, она и стоит, хорошо, если какая-то история за ней есть. Есть, безусловно, какие-то люди, которые хорошо в этом разбираются: знают фабрики, клейма, периоды, что когда повторялось. Не самый худший вариант и когда покупают просто то, что нравится – увидел: «красиво, нравится, глаз радует» – и приобрел для себя. Ну и третий вариант, когда покупают для украшения дома, создания определенного стиля, как элемент интерьера. Тоже на самом деле неплохо. В целом, с декоративно-прикладным искусством по-другому: поменьше историй, побольше декоративной функции. Бывают, конечно, и интересные случаи. Скажем, в последний раз у меня была бронзовая скульптура Александра III, бюстик небольшой – скульптор Кох, который создал этот бюст, был адъютантом Александра, а  не профессиональным скульптором. Это-то и было интересней всего: работа дилетанта оказалась блестящей и абсолютно профессионально сделанной. Это интересно.

Какая редкость!

Да, в результате она у нас при эстимейте в 1800 ушла за тридцать две тысячи.

Неплохо! А на книжном рынке, какие темы более всего интересуют покупателей?

Прежде всего, я думаю, все, что связано с царскими охотами, с коронациями, трехсотлетие дома Романовых, военные темы – истории полков, военных деятелей. Отлично, если есть иллюстрации, необязательно много – просто какие-то гравюры. Потом – книги, связанные с искусством, тем более – первые издания, с гравюрами по дереву, но это уже редкость. Книги просто с большим количеством иллюстраций, книги, связанные с темой библиофильства, мемуаристика, опять же – первого издания, прижизненные издания русских классиков, издания с автографами. В целом, границы примерно таковы.

Татьяна, а не было ли у вас случайных находок, чтобы в каких-нибудь лавках древностей или антикварных магазинчиках вы вдруг натыкались на редкие издания книг или другие интересные вещицы? Я вот как-то обнаружила на блошином рынке в Бордо мемуары Эльзы Триоле с автографом.

Мне случается находить такие вещи дома у клиентов, когда они приглашают заранее отобрать вещи для аукциона, или просто клиенту в возрасте тяжело выезжать из дома. И вот где-нибудь в подвале или на чердаке и находишь что-нибудь любопытное: люди забыли, не знали, или досталось от кого-нибудь по наследству. Это замечательно, на мой взгляд, - это значит, что вещи сами вас находят. Раз уж их нашли именно вы, а не кто-то, кто их выкинул бы. А коллеги-французы тоже периодически находят совершенно раритетные вещи на блошиных рынках – книги, фотографии. Чего только не бывает! Один раз мне принесли, правда, в плачевном состоянии, письма Марии Демидовой. Несколько были более или менее ничего, остальные сильно испорчены и подлежали реставрации, не для аукциона. А человек, их принесший, просто купил ящик на блошином рынке – примерно, как вы описали, открыл – а там пачка писем Марии Демидовой на ее бумаге с вензелями. Или однажды мне нашли письма великой княжны Елизаветы Федоровны – тоже в ужасном состоянии. Таких находок, в самом деле, бывает очень много – и книги, и картины, - это уже детективная область: всплывают какие-то невероятные истории. Вот, например, год назад у меня на аукционе было два парных портрета кисти Кипренского. Кипренский вообще на рынке раз в сто лет появляется – и это не преувеличение, но вот повезло. Два портрета – муж и жена. Я стала искать, кто бы это мог быть, максимум, что я нашла, что это некая французская чета, которая была в Италии где-то за полтора года до смерти Кипренского и, зная, кто это такой, заказала ему свои портреты. Выяснили, я стала копать дальше – должны же были остаться какие-то родственники – и в результате, я нашла потомков этих людей. Другое дело, что, к сожалению, у них не было денег выкупить портреты. Зато мне предоставили полную биографию изображенных людей, всем членам семьи мы разослали каталог с портретами предков. Потом картины были, естественно, проданы, но, тем не менее, по крайней мере, люди неожиданно хотя бы узнали о существовании таких портретов. Работа динамичная – каждый день пролетает, как минута, много людей, много информации, каждый день что-то новое. Кроме того, я ведь сама целиком делаю свой каталог: я его пишу, провожу фотосессию (разумеется, у меня есть профессиональные фотографы и издательства, которые с нами работают, но вся организационная работа лежит на мне) – макет обложки, контент.

А бывает ли, что вам пытаются вернуть вещь?

Нет, никогда. Я стараюсь максимально четко все заранее объяснить по каждой вещи, всегда точно сообщаю состояние – где какой скол, где царапина, - все равно же только я несу за это ответственность, так зачем обманывать? Кроме того – репутация; так что возвратов не бывает. Конечно, все это можно делать только когда сам болеешь этим, когда тебе это по-настоящему нравится. Когда общаешься с коллекционерами, они просто горят этим, они знают свою тему на 200%. В этом плане у меня достаточно сложная позиция: я должна уметь отбирать лоты из разных областей и при этом – хорошо разбираться в каждой. Конечно, человек не может знать все, нельзя одинаково хорошо разбираться в военных знаках, до деталей и знать все периоды каждого художника. Есть, конечно, какие-то направления, которые меня больше всего интересуют, больше нравятся, но обязана я разбираться во всем.

 А как клиенты узнают, когда проходят торги?

В Интернете, на сайте у нас всегда есть календарь, который обычно вывешивается за полгода – вот следующий аукцион 21 декабря. Даты обычно могут варьироваться, но все они доступны. У нас всегда есть результаты старых торгов, они появляются уже на следующий день после аукциона. Хотя другие аукционы тратят на это от недели до десяти дней. А клиентам это очень нужно – как только закончился аукцион, уже через минуту мне звонят люди, спросить, как их вещь – буквально, как только молоточек последний раз стукнул. В этом плане очень хорошее правило разработал мэтр Тажан – мы должны быть как можно оперативнее по отношению к клиенту. Это ведь тоже один из наших плюсов, это привлекает людей.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).