Вчера в ЦДХ открылась выставка крупнейшего британского скульптора Тони Крэгга "Тяжесть и нежность". Это единственная большая выставка художника такого уровня с середины 1980-х в Москве. Работы Крэгга, которые можно увидеть не только в музейных залах, но и на улицах крупнейших европейских и американских городов, поражают смирением материала перед самыми фантастическими идеями.
Крэгг - представитель британской «новой волны» 1980-х годов. За свои монументальные композиции (из бронзы, дерева, стали, керамики и стекла) в 1988 году он был премирован самой престижной премией в области современного искусства - призом Тернера.
В Россию приехали около пятидесяти больших скульптур, которые заняли весь третий этаж ЦДХ. Тони Крэгг представил в Москве свою выставку лично. Альберт Снегирев задал скульптору несколько вопросов.
Сейчас в мировом искусстве обозначилось движение в сторону развлекательной культуры и размывания границ между дизайном и искусством. Существует ли для Вас эта граница, и насколько она для Вас важна?
Да, граница существует, и, на мой взгляд, эта разница принципиальна. Все вокруг нас -дома, комнаты, улицы - является разными формами использования материалов. Все это – стулья на которых мы сидим, тротуары, по которым ходим - сингулярные материальные утилитарные стратегии. Но проблема заключается в том, что утилитаризм ограничивает пределы реальности. Для утилитаризма нефункциональных связей между вещами попросту не существует. Однако на самом деле эти связи есть и вполне могут стать частью всеобщего мышления материалами. Материалами, а не функциями.
Для меня же расширение границ визуального языка чрезвычайно важно. В этом и заключается наша свобода – свобода мыслить, в том числе и визуально. Возможно, где-то там - в космосе, других пространствах, больше свободы, однако и у нас, здесь, на земле, у себя дома, в окружении вещей, среди которых мы существуем, должна сохраняться возможность свободно мыслить.
У художника больше возможностей быть свободным. Дизайнеру нужно заботиться об интересах заказчика, скульптура же – это способ мыслить материалом не заботясь об интересах заказчика.
В отличие от тяготеющего к утилитаризму дизайна?
Точно! Дизайн, конечно, важен, потому что делает жизнь более удобной. Он тоже может быть художественным, но при этом он неизменно направлен на удобства потребителя. Дизайнер всегда озабочен реципиентом, в отличие от художника, в большей степени решающего собственные психологические, экзистенциальные проблемы. Художник обустраивает свой частный мир и пытается найти приемлемые решения.
Насколько я понимаю, вам интересны прежде всего предметы, окружающие людей, и то, как люди с ними взаимодействуют.
Да. В конечном счете материал, с которым я всегда работаю – это человеческие мозги. Существование – это прекрасно. Но существование в качестве мыслящих существ – вот главное чудо человеческой жизни. У разумного существа всегда несоизмеримо больше вариантов развития его собственной жизни. Находить с помощью разума решения экзистенциальных проблем, проблем выживания – вот главная цель моего творчества.
Как вы относитесь к современным художникам, исследующим в своих произведениях политические аспекты?
Что касается политического искусства, зачастую оно превращается в политических китч. Это один из способов для искусства превратиться в МTV или CNN. У меня есть свои точки отталкивания, свои фронты борьбы, но я никогда не занимаюсь искусством исходя из литературы или философии, отправным пунктом для меня становится столкновение с материалом, с окружающими предметами.
Несколько серий, представленных на выставке, совершенно не похожих друг на друга. Такое впечатление, что существует несколько Тони Крэггов. Или это все-таки фундаментально один проект?
Нет, нет. Это один проект. Вот уже тридцать пять лет мной движет более или менее постоянный интерес к взаимоотношениям между человеком и материалом, отношениям между природным и искусственным. Что в человеке - от природы, а что - искусственно.
Меня интересуют отношения с информационным миром и миром новых материалов, который стремительно развивается и оставляет позади способы субъективного восприятия человека. Я также верю в то, что скульптура только начинает свое развитие сейчас, в двадцать первом веке. И именно сейчас у нее появляется множество новых возможностей. Весь прошлый век скульптура изучала новые материалы, и теперь она начинает формировать будущее так, как это не получится ни у политиков, ни у бизнесменов.
Тони Крегг на открытии собственной выставки "Тяжесть и нежность" в Москве - фото Альберта Снегирева.