будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Торжество невысшего суда

Торжество невысшего суда
13343.gif

Увидеть фамилию Коршуноваса в качестве постановщика на афишах улиц в Москве было чем-то совершенно неожиданным – черно-белая квадратная спираль, на контрастом фоне графичного заголовка розовая вставка, и лица трех актеров – Александра Калягина, Владимира Скворцова и Виктора Вержбицкого. Этого вполне хватило, чтобы весь оставшийся до премьеры месяц гадать, сработается ли один из самых молодых и одаренных режиссеров Литвы с актерами Et Cetera, удастся ли ему совершить тот же прорыв, что два года назад совершил его предшественник Някрошюс в «Вишневом саде», также поставленном с москвичами.

Результат, сразу скажу, оправдывает ожидания; даже в своих неудачах спектакль замечательно красноречив и во всех его элементах раскрывается дерзкий, ясный, а местами даже чрезмерно основательный подход. Оказалось, например, что Коршуновас относится к тем режиссерам, которые одну мысль могут думать крепко и довольно долго, вынашивать и представлять ее во всей полноте. Во время постановки «Смерти Тарелкина» он очевидно размышлял о фарсе, элементами которого перенасытил спектакль. Буквально, между прочим, перенасытил, поскольку фарс – это всегда о еде. Готовится Тарелкин к собственным похоронам, и за сценой в форме теневого представления прислуга запихивает в него тухлую рыбу, чтобы пахло сильнее: выплывают тени дельфинов, крабов, морских коньков – и им найдется место в животе героя. Справляют поминки - приходит полицейский Расплюев, который сам о себе рассуждает «желудок мой особой конструкции: не то что волк, а волкан, то есть три волка» и в порыве обжорства - под хохот зрителей - съедает самого Тарелкина. Гротеск – именно так надо было бы назвать стилистику спектакля, если бы не исполнение двух главных ролей. Александр Калягин играет Варравина, представителя самого страшного типа чиновника, который, будучи связан с полицией, сидит и следит за ходом пытки из-за двери соседней комнаты. Его исполнение язык не повернется назвать гротескным, но оно также далеко от психологизма – скорее, где-то строго посередине между этими полюсами. Его герой – упырь (в чем он, кстати, сам хладнокровно обвиняет Тарелкина) в самом современном смысле слова, мрачный державный пафосник, который вселяет надежды в других, прокладывая путь к собственной цели. Он груб, но не слишком, бывает даже комичен, однако самые неожиданные нотки в его голосе – это мерзкая взвинченная капризность и плаксивая интонация рядом со страшной, какой-то зашкаливающей ненавистью к Тарелкину. Скворцов Тарелкина играет напротив утрированно, делает едким и злым пройдохой. Проблема роли связана не с интерпретацией, а со стилем исполнения – Скворцову сложно удержаться на грани прямого апеллирования к сидящему в зале зрителю, и сохранить изумительную (местами – графическую, поскольку действие разыгрывается тенями на экране) точность задумки. Однако есть в спектакле фрагмент, исполнение которого и оказываемое на зрителей впечатление не оценить невозможно.

За минуту до приглашения Тарелкина на допрос, Коршуновас решился воплотить на сцене торжество тупого полицейского сброда, мрачных, но окрыленных удачей (вурдалака они урвали!) шпиков. Действие приостанавливается и герои начинают кружиться в сладком танце; Варравин-Калягин вначале, посмеиваясь, топчется на месте, а затем танцует со своей тросточкой, по-детски упоенно и сосредоточенно одновременно. Абсурдно, казалось бы, но видели бы вы, с какими испуганными выражениями лиц зрители следят за сценой из зала. В глубине загораются красные глаза огромного шарообразного зайца, который также раскачивается в такт музыки. Фарс на несколько минут обретает загадочный оттенок абсолютного торжества жестокости, забывшейся и почувствовавшей себя высшим судом. Торжества, вдохновленного, между прочим, этой мыслью.

Фото с официального сайта театра et-cetera.ru (автор - Зураб Мцхветаридзе)

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).