будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Горбачев Александр

Тот самый Кейв

То, что нынешние концерты Ника Кейва прошли в Театре Оперетты, говорит не только о придирчивости музыканта к выбору зала, это ещё и знак статуса. О том, что Кейв в России любим особенно, о том, что этот артист стал здесь для многих человеком исключительной важности, не писал перед концертом только ленивый - и это правда. Классические альбомы главной группы Кейва The Bad Seeds стали своеобразным саундтреком постперестроечной эпохи - и неспроста. Песни, в которых утробный рык органично переходил в мелодичный напев, брутальность оборачивалась нежностью, госпел соединялся с пост-панком и индустриальным грохотом, а провокация - с экзистенциальностью, как нельзя лучше подошли для времени, когда все перемешалось со всем, и зачастую было непонятно, где честность, а где спекуляция. Людям, слушавшим Кейва тогда и присвоившим его как важную часть собственной жизни, сейчас было бы сложно прийти в грязный и шумный зал Горбушки (там проходил концерт The Bad Seeds в 1998-м), где сидеть спокойно можно только в 60 метрах от сцены. Мирный зал Театра Оперетты с удобными креслами и минимизированным количеством неопрятных маргиналов был для такой публики гораздо удобнее.

Сам Кейв, кажется, тоже чувствует, что в России к его музыке относятся не так, как в других странах. В этом году музыкант отметил здесь свой день рождения (который пришелся аккурат на день между питерским и московскими концертами), выступления его приурочены к грядущему выходу нового двойного альбома The Bad Seeds (который на концертах уже продавался - ещё до официального релиза), к тому же, к приезду Кейва издательство "Ультра.Культура" приурочило русское издание собрания его текстов "King Ink", в переводе "Король Чернилло". О книге, получившейся в основном трудами Ильи Кормильцева и Елены Клепиковой, можно было бы сказать отдельно - сама идея поэтического перевода песенных текстов представляется несколько сомнительной, да и её реализация не слишком удачна, стоило бы, наверное, выпустить книгу с параллельными текстами. Какого мнения о книге сам автор, неизвестно, но с Кормильцевым он общался вполне охотно, да и автографы на книжки ставил всем желающим.

Выбор зала характерен и в плане той музыки, что звучала на концерте. Традиционно Ника Кейва относят к авангардному року (точнее было бы сказать - авангардному пост-панку), но тот состав, что присутствовал на сцене Театра Оперетты, вряд ли можно назвать роковым хоть в какой-нибудь степени: помимо самого главного героя за фортепиано, в solo performance Кейва участвовали блестящий скрипач Уоррен Эллис, басист Мартин Кейси и барабанщик Джим Склавунос. И музыка, которая звучала, скорее проходит по классу того, что обычно называют contemporary songwriter - замысловатые мелодичные песни в акустико-симфонических аранжировках. Не то чтобы это вообще характеризовало теперешнее творчество Кейва, новый двойной альбом "Abbatoir Blues / The Lyre of Orpheus" вполне себе гитарный, однако звучание сольного концерта скорее отсылало к одному из самых нетипичных альбомов Кейва, No More Shall We Part (2001).

Впрочем, не все так просто. Акустика акустикой, но свою фирменную ярость Кейв на концерте вполне продемонстрировал. Были и танцы по сцене (прямо как в фильме Вима Вендерса "Небо над Берлином", с которым Кейв у многих ассоциируется), и рычащий вокал, и откидывание в сторону стойки микрофона. Был и безумный Уоррен Эллис, вертевшийся, как волчок, державший скрипку, как гитару, и извлекавший из нее ураганной скорости проигрыши. Но были и пронзительные баллады, в которых барабаны стучали неторопливо, а скрипичные соло были спокойными и мелодичными. К собственному репертуару Кейв подошел с выдумкой, решив в столь камерном составе переинтерпретировать ряд собственных композиций - и песня, в оригинале звучавшая быстро и зло, стала неторопливой и вдумчивой, другая же, наоборот, превратилась в агрессивный боевик. Музыкант построил программу концерта так, чтобы угодить всем - были исполнены и те самые классические песни рубежа 80-х - 90-х, которые так все ждали, и несколько новых вещей, и композиции с альбомов второй половины 90-х годов, когда The Bad Seeds уже успокоились, но ещё не пришли к волшебной красоте "No More Shall We Part". Их, конечно, тоже слушали с удовольствием - но настоящая эйфория начиналась на тех, старых хитах вроде Lucy или The Ship Song.

В общем, перед зрителями предстал "тот самый" Ник Кейв - немного постаревший, немного успокоившийся, но по-прежнему готовый взорваться, заорать в микрофон, спеть нежную песню о жестоком убийстве и начать неистово прыгать вокруг своего фортепиано. Ник Кейв, которого ждали 6 лет с прошлого приезда, и будут, конечно, ждать ещё - потому что, сколько ни выпустит он ещё неярких альбомов (а именно таковы, увы, последние два диска The Bad Seeds), его у нас все равно будут любить за ту близкую и понятную энергетику и красоту, что были на его лучших дисках. И, скорее всего, дождутся, потому что Ник Кейв - человек умный и все понимает и чувствует очень хорошо.

Горбачев Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).