будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Тотальная война и тоталитарный мир

Тотальная война и тоталитарный мир
kirill_kobrin_98

Занятая кризисом, Россия проскочила 65-летие снятия блокады Ленинграда. Официозный телевизор, конечно же, отметился – известные кадры бредущих по заснеженным улицам блокадников были показаны, солдаты в масхалатах с винтовками и автоматами наперевес, залпы «катюш», церемония на Пискаревке – все промелькнуло на экране. Нельзя сказать, что новый государственный язык разговора о войне (война у нас одна, пока не умрут те, кто родился примерно до рубежа восьмидесятых) уже окончательно сложился – процесс только близок к завершению; еще несколько лет и эта пестрая смесь советской бронзы, позднесоветской задушевности и быкоголовых дикторских интонаций путинской эпохи застынет памятником нашего времени. Вот тут-то оно и кончится, это наше время.

            Но я не об этом. Я о том, что опять, как всегда, слова человеческого о блокаде не услышишь – все трескучие реляции, разоблачения, разоблачения разоблачений и прочее. Жданов не сделал того, а Сталин хотел этого, Гитлер стремился совсем к другому... Все это может занимать любителей компьютерных стратегических игр, надувных публицистов (на жаловании и без), пикейных жилетов всех сортов и вообще публику, извлекающую информацию о ленинградской блокаде из Википедии (кстати, загляните туда – вот уж типичный памятник нынешнего состояния умов!). В российском общественном сознании блокады почти нет – ее помнят либо немногочисленные дожившие до сегодняшнего дня блокадники и их потомки, либо те, чью семью блокада страшно проредила. Для остальных, в лучшем случае, это один из громких топонимов войны - Сталинград, Ленинград, Берлин... Конечно, таков удел любых -- даже самых выходящих за пределы человеческого понимания -- исторических событий, однако в случае блокады (также и когда мы думаем о ГУЛАГе, Холокосте, геноциде в Руанде или в Камбодже) мы имеем дело с тем, что должно стать событием нашего сознания.

            Блокада - не только неслыханный человеческий опыт (подобный лагерному сталинскому или гитлеровскому), это феномен совершенно иного типа войны, появившегося в прошлом веке, тотальной войны индустриальной эпохи. Вот об этом – несколько нижеследующих абзацев, своего рода комментарий к единственной книге, которая действительно сделала блокаду событием сознания. Я говорю, конечно, о «Записках блокадного человека» Лидии Яковлевны Гинзбург.

В самом начале «Записок» Гинзбург пишет: «Толстой раз навсегда сказал о мужестве, о человеке, делающем общее дело народной войны. Он сказал и о том, что захваченные этим общим делом продолжают его даже непроизвольно, когда они, казалось бы, заняты решением своих собственных жизненных задач. Люди осажденного Ленинграда работали (пока могли) и спасали, если могли, от голодной гибели себя и своих близких». При декларируемой опоре «Записок» на «Войну и мир», Гинзбург интерпретирует толстовскую концепцию «народной войны» так, как ей это нужно для разворачивания собственного повествования о блокаде. Строго говоря, Толстой не писал о том, что люди «захваченные этим общим делом продолжают его даже непроизвольно, когда они, казалось бы, заняты решением своих собственных жизненных задач». Гинзбург приписывает здесь Толстому собственное гегельянство. У Толстого «общее дело», его направление и течение образуется из совокупности мириада частных действий. Каждое из этих действий представляет собой выполнение некоего набора социальных, бытовых ритуалов. Толстой как раз занимается скрупулезным изучением и анализом механизма превращения мириада частных ритуализированных действий в «общее дело». Оттого важным инструментом этого анализа становится в «Войне и мире» (открытое Шкловским) остранение - оно «вскрывает», «разритуализирует» ритуал, иначе анализ невозможен. «Записки блокадного человека» решают этот вопрос по-другому. Прежде всего, Гинзбург ставит себе совершенно иную задачу. «Записки» - принципиальное «кое-что» (она пишет: «об этом кое-что здесь рассказано»), и уже этим они противопоставляются книге, которая хочет объять «всё», книге, которая называется «Война и мiр». «Записки блокадного человека» описывают только ритуалы частной (и только отчасти – социальной) жизни блокадника, благодаря которым он (конкретный «он», персонаж по имени «Эн») остался в живых. Связь с «общим делом» здесь проста – враг хочет убить всех ленинградцев, в том числе и его. Он не умирает; значит – делает вклад в победу над врагом: «И в конечном счете это тоже нужно было делу войны, потому что наперекор врагу жил город, который враг хотел убить».

            Такой подход вполне соответствует изменившемуся в XX веке характеру самой войны и отношению человека этого столетия к войне. Толстой не пишет, что главной целью Наполеона и его армии в 1812 году было «убить русских», или даже «убить всех русских». Точно также идея «народной войны», замысел Кутузова был не «убить всех неприятелей», а «выгнать», «изгнать» их. Об истреблении французов говорит только Андрей Болконский: «Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть ... я не брал бы пленных... Не брать пленных... это одно изменило бы войну ...  Не брать пленных, а убивать и идти на смерть!». Здесь Толстой предвидит «тотальные войны» XX столетия и реакцию на них интеллигента; реакцию, образец которой дал Эренбург своим «Убей немца!». Становясь тотальной, захватывая в свой ход всех и вся, война прошлого столетия меняет и отношение человека к себе. Это отношение редуцируется от религиозных или политических мотивов, от высот стратегии и «военного искусства» к простому «убить и не быть убитому самому». «Тотальная война», так же как тоталитарный режим, атомизирует человека, безжалостно разрушает привычные социальные связи и конвенции, и требует от каждого своего участника самого простого – убить врага и как можно дольше самому избежать гибели. Несмотря на гигантские военные, политические, социальные и экономические конструкции, в которые вовлечен участник «тотальной войны», он, по сути дела, изолирован, отчужден от хода Большой Войны. В той точке, где находится он, нет ни стратегии, ни политики; есть только смерть, от которой следует защищаться, насылая ее на врага. Блокадница Лидия Гинзбург войну воспринимает однозначно – как попытку убить ее лично, и ее близких. Оставаясь в живых, «Эн» выигрывает войну: «Портниха ламентирует, заказчица занята построением собственного образа, обе с вожделением говорят о дамах в ротондах... А все же нет у них несогласия с происходящим. Они лично могут жаловаться и уклоняться, но их критерии и оценки исторически правильны. Они знают, что надо так, потому что нельзя иначе. Их критерий: Гитлер – мерзавец, немец враг и его нужно уничтожить». Это рассуждение, в том или ином виде, повторяется и в тексте Гинзбург «Вокруг “записок блокадного человека”»: «Конкретные носители величайшего зла, взявшие на себя его теоретическое обоснование, - стоят у ворот. Мы все хотим их убить; мы хотим убивать как можно больше, отнюдь не вдаваясь в подробности их человеческого существования». Обратим внимание на это удивительное превращение. «Тотальная война» рождает «персональную войну», войну, так сказать, «один на один». Именно так хотел воевать с Наполеоном Пьер Безухов в 1812 году, но в начале XIX века это выглядело нелепостью, даже безумием – как впрочем, и варварские по тем временам рассуждения Андрея Болконского. В XX веке этот крайний индивидуализм появляется в разгар двух самых страшных европейских коллективистских проектов – коммунизма и нацизма. Не исключено, что он есть не только порождение этих проектов, он – реакция на них.

См. также другие тексты автора:

  • Кай и струльдбург
  • Бес-хранитель
  • Набросок дивного нового мира
  • Ненужная вещь
  • Скромное предложение
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).