На рекомендательном сервисе Имхонетоткрылся раздел «Веб 3.0». Строго говоря, весьпортал Имхонет устроен по принципу web 3.0. Зачем же понадобилось выделять особый раздел 3-го web’а и в чем его суть?
По моему мнению, третий web –это не семантическое распознавание текстов, а коллаборативная пользовательскаяфильтрация. Т.е. user generated content (web 2.0) плюс user certificated (web 3.0). Такимобразом рекомендательная система на базе коллаборативной фильтрации – это иесть web 3.0. В чем же отличие нового раздела «Веб 3.0» от прочих разделовИмхонета?
Раздел «Веб 3.0» – это пользовательскаяфильтрация ежедневного, актуального контента: новостей, серьезной аналитики, шуток,блоговых записей, фотографий, видео...
Если пользователи всего Имхонетаполучают рекомендации по объектам, вошедшим в «каталоги вечности» (книги,фильмы, музыка, вина…), то раздел «Веб 3.0» предоставляет качественнуювыборку из актуального, быстроустаревающего информационного потока.
Для большинства разделов Имхонетасвойственен быстрый выбор и относительно продолжительное потребление. Если ты ужесоставил список «Мне интересно» из 30 – 50 книжек или фильмов, потребуется год,чтобы все это прочесть или посмотреть.
На портале есть разделыповседневного использования: «Афиша», «ТВ-гид» – но контент в них все равно изначальноформирует редакция. В новом разделе логика web 3.0 выдержана наиболее последовательно – весь контент здесь создаетсяисключительно самими пользователями. Т.е. полностью реализованы технологии и 2-го,и 3-его web’а. Людисами отбирают и добавляют то, что для них важно и актуально, а уникальный рекомендательныйфункционал портала позволяет фильтровать эту разношерстную пользовательскуюленту так, что каждый увидит только то, что интересно лично ему.
Проблема оценки качестваинформации вызывает острейшие споры. При этом речь всегда шла об объективномкачестве информации. Основным принципом выявления объективной и качественнойинформации служит репутация источника, из которого поступила и в котором опубликована.Но для каждого человека существуют не менее важные субъективные критерии. Информацияможет быть актуальной и значимой, но для конкретного человека она не интереснаи не важна. Раздел «Веб 3.0» – это инструментвычленения субъективно значимой информации из общего потока.
Фундаментальная инновативность «Веб 3.0»– информационный продукт создается не профессионалами, а любителями, и в ходидут их субъективные суждения. Теоретики и практики информационной экономикиникогда не знали, что делать с тем колоссальным объемом субъективной информации,которую накапливает каждый человек, пробуя то или иное благо: мелодию, статью,парфюмерию… Эта информация не используется ни для каких существенных целейиз-за того, что она всегда девальвирована фактором субъективности: мы не знаем,кто судит и с каких позиций. Не было способа вытащить из этого частного знанияничего более ценного, чем рейтинг, который, суммируя все отрицательное иположительное, в итоге выдает средневзвешенное мнение не знамо кого. Главныйпринцип обработки информации в разделе «Веб 3.0» – фильтрация сужденийвкусовых единомышленников. Если сервис на основе выставленных оценок (фактически,на основе предъявленного вкуса и предпочтений) автоматически распознает кого-тов качестве твоего единомышленника – этого признака достаточно, чтобы сигналыэтого человека обладали для тебя определенной ценностью. Ты можешь не знать,кто это, чем занят, сколько ему лет... Имхонет распознает главное: месседжпоступил от человека, для которого важно то же, что и для тебя, и он судитсхожим образом. Ключевым вопросом в обработке субъективной информации являетсяне ее релевантность, а ее персональная значимость.
Фактически у нас появился способзадействовать колоссальный недоиспользованный ресурс информационного общества. Научившисьпереставлять акценты с объективной ценности информации на субъективную, мынаходим применение огромному массиву частного знания. Похожий прорыв произошелпосле того, как в обиход вошли фото- и видеокамеры сотовых телефонов. Становясьочевидцами самых разных событий, люди оказываются многократно эффективнеештатных корреспондентов.
Вся информация в разделе «Веб 3.0» структурируетсяследующим образом:
- общий поток, который в своюочередь, можно посмотреть:
- по разделам:статьи, блоги, рецензии и отзывы, новости…
- порейтингам: самые популярные, неоднозначные, высокооцененные
- поток от друзей
- рекомендуемые материалы
Любой человек несколькими кликамиможет добавить новое сообщение, которое попадает в общую ленту, похожую наинформационные ленты других ресурсов. Кнопки «от друзей» и «рекомендуемое»позволяют получить рафинированную выборку: в первом случае от тех, кого самвключил в число своих корреспондентов, во втором – от единомышленников,автоматически подобранных системой на основе близости вкусов и предпочтений. Еслидва – три десятка друзей могут не отловить что-то важное в информационномпотоке, то две – три сотни единомышленников уже вряд ли пропустят ценные и интересныесообщения.
Пользователь может расширить илисузить поиск, указав, по какому контенту его интересует актуальная информация(кино, игры, парфюмерия…) или от единомышленников по какому разделу он хочетполучать новости. Т.е. наряду с автоматическим функционалом существуютвозможности для тонкой ручной подстройки фильтров третьего web’а.