Банальный, но от этого ничуть не менее непреложный закон шоу-бизнеса гласит: чем больше у того или иного объекта обожателей, тем больше у него и ненавистников, причем количественная разница между первыми и вторыми как правило составляет один порядок. Простой пример: если писательницу Оксану Робски любят, судя по тиражам ее книг, сотни тысяч, то ненавидят ее, судя по публикациям в прессе и обсуждениям в Сети, тысячи. Если же, как в случае с Гарри Поттером, счет поклонников ведется на миллионы, можно не сомневаться — сотня-другая тысяч ярых противников Джоан Роулинг обеспечена. Впрочем, последнее новостью считаться может едва ли: уже не первый год мальчик-волшебник получает пинки с самых разных сторон. Недовольны его славой и христиане, и приверженцы древних культов (книги Джоан Роулинг, по их мнению, профанируют оккультные практики и формируют комический образ мага), и просто энтузиасты-моралисты: в самом деле, палочкой волшебной взмахнул — и готово. А где же, спрашивается, труд и упорство в достижении поставленной цели?
То, что поттеровские сюжеты передирают (как в незабвенной «Тане Гроттер» Дмитрия Емеца) и пародируют (как в «Порри Гаттере» Андрея Жвалевского и Игоря Мытько), тоже новость, мягко скажем, позавчерашняя. Однако ввязываться с персонажами Джоан Роулинг в серьезные идеологические конфликты ни один из плагиаторов или пересмешников до недавнего времени не смел. И вот, наконец, это произошло: в сопровождении мощной рекламной кампании под девизом «Хорошо горят волшебные палочки!» в продажу поступила книга «популярного греческого писателя» Никоса Зерваса «Дети против волшебников», выпущенная издательством с поэтичным названием «Лубянская площадь». Надо ли говорить, что ни писателя такого, ни тем более «престижной книжной ярмарки Месогиа-Логотехниа», одарившей якобы Зерваса своим почетным дипломом, в природе не существует. Более того, само издательство, избравшее для себя столь необычное имя, было создано, судя по всему, исключительно для издания книжной серии «Наука побеждать», первым проектом которой и являются «Дети против волшебников».
Сюжет этого воспитательно-развлекательного опуса вытекает из его названия. По заданию злокозненной Лиги колдунов в Россию с диверсионной миссией устремляется хрупкий юноша со шрамом на лбу. Это Лео Рябиновский — лучший ученик факультета Моргентиль колдовской школы Лох-Хоррог, любимый воспитанник великого мага Гендальфуса Тампльдора и надежда всего колдовского мира. Его задача состоит в том, чтобы разрушить легендарную «русскую защиту» — чудесный барьер, оберегающий святую евразийскую Русь от экспансии атлантистов-магов, желающих поработить русскую душу, совратить русских с их особого пути и просто-таки в клочья растерзать нашу знаменитую православную духовность. Но не тут-то было: противостоит коварному международному колдовскому заговору могучий подполковник ВДВ Виктор Телегин (надо сказать, человек с весьма необычным послужным списком — в частности, он своими руками искалечил солдата-срочника, но потом искренне раскаялся в этом грехе), отважный суворовец по прозвищу Иван Царевич и белокурая отличница Надинька Еропкина, вооруженная до зубов обширными познаниями в области ботаники, тригонометрии и черчения. Молитвой, любовью к родине и гранатометом удалые защитники русской нравственности искореняют зло на своей территории, а затем переносят войну на территорию противника — в очищающем пламени горит вместе со всеми своими тайными комнатами и философскими камнями мрачный Лох-Хоррог, а над всем миром занимается заря «русской защиты» от магии. Впрочем, недодавленная гадина вяло шевелит чешуйчатым хвостом, суля заинтересовавшимся читателям скорое продолжение.
Собственно, нет ничего удивительного в том, что желающий пальнуть по Гарри Поттеру из гранатомета, наконец, отыскался — скорее уж стоит удивиться, что этого не случилось раньше. Гораздо необычнее укреп-позиция на культурно-политическом ландшафте, занятая автором для осуществления своего залпа. В книге Зерваса (простите, но уж, видимо, придется и дальше пользоваться этим странным местоимением) полностью отсутствует идея общечеловеческого братства в борьбе с сатанинским поттеровым воинством — осиянное теплым светом праведности «мы» в «Детях против волшебников» решительно противопоставлено ледяному, бездушному и наглому «они». Более того, весь мир, лежащий к западу от православной греко-славянской общности (к востоку от нее, по Зервасу, нет вообще ничего значительного), оказывается приравнян к злодеям-колдунам, так что речь в романе, по сути дела, идет о третьей мировой войне между Россией с одной стороны и европейским миром — с другой.
Бессмысленно обсуждать, откуда при сегодняшнем декларированном желании России интегрироваться в европейские процессы у человека, занимающего ультра-государственнические позиции (а именно таким человеком мыслит себя Зервас), могло возникнуть желание развязать войну с западной цивилизацией пусть бы даже и сравнительно невинными литературными средствами. Скорее всего, мы имеем дело с запаздыванием, отставанием по фазе — в книге, опубликованной в самом конце 2005 года, автор до предела заостряет и конкретизирует позицию, являвшуюся государственной несколько лет назад — накануне последней войны в Афганистане и захвата американцами Ирака. Также не представляют существенного интереса причины огромного интереса к «Детям против волшебников» со стороны читающей публики («Лубянская площадь» выпустила книгу сразу пятидесятитысячным тиражом и, похоже не просчиталась: вот уже почти месяц «Дети» не покидают топ-десятку всех крупнейших магазинов столицы). Едва ли кто-то из покупателей всерьез задумывается о том, хорошие мальчики-волшебники в книге Зерваса или плохие — они есть, и на том спасибо: на волне поттеромании фанаты и не такую клюкву съедят, не подавятся.
Гораздо интереснее сам идеологический ход. Автор (или, вероятнее, группа авторов), скрывшихся под псевдонимом Зервас, явно имели в виду старый китайский принцип «оседлать тигра». Не будучи в силах справиться с поттероманией внешними средствами, предложить ей адекватный аналог, соответствующий их нравственным установкам, «лубянцы» решили вскочить в последний вагон уходящего «Хогвартс-Экспресса» и разрушить мир магии изнутри.
Роман «Дети против волшебников» построен по законам книг Роулинг, буквально начинен присущей им символикой, однако несет в себе принципиально иной идейный заряд. Затея, конечно, по-своему отважная, но, боюсь, обреченная на неуспех. Хвост колдовской гадины шевелился не зря: в жизни, конечно, бывает разное, но, полагаю, реванш со стороны колдунов будет стремительным и незаметным — дерзким маглам не поздоровится. Проглотив «Детей против волшебников» и подивившись постфактум их несколько необычному вкусу, племя поттероманов с прежним энтузиазмом возьмется за старую-добрую магию, квиддич и прочих Вольдемортов. И такова, надо сказать, судьба всех хулителей всех культовых вещей: своими протестами и бранью они лишь подогревают интерес к объекту своей ненависти. В конце концов, не стоит забывать: разница между теми, кто любит Поттера, и теми, кто его ненавидит — один порядок, а в данном случае это до невозможности много.
См. также: