будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Змеул Александр

Третьяковку поздравят музеи мира

Третьяковку поздравят музеи мира
tret.gif

150-летие Третьяковской галереи, наконец, начинает обретать реальные очертания. В Москве был представлен, пользуясь казенным языком, «календарный план юбилейных мероприятий к 150-летию ГТГ». Отмечу сразу, речь идет не о 150-летии самой Третьяковской галереи, а о 150-летии приобретения предпринимателем Павлом Третьяковым у художника Василия Худякова его картины «Стычка с финляндскими контрабандистами». Само же собрание Третьякова было открыто для публичного посещения в 1881 году, а в дар городу коллекция братьев Третьяковых была передана в 1892 году. Ну, ладно, 150 - так 150, даже в советское время датой основания галереи считался именно 1856 год.

Среди бесконечных торжественных приемов, заседаний, конференций, фестивалей, встреч, презентаций и всего прочего, с общим юбилейным бюджетом в 70 миллионов рублей, стоит обратить внимание на выставки. Главные выставочные хиты - выставки «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею»: в апреле будущего года откроется выставка «Шедевры музея Орсе», а в декабре - «Уистлер и Россия». Планы громадные: из парижского музея в Москву собираются привезти более 50 произведений – Ренуара, Дега, Моне, Сезанна, Ван Гога и прочих «топовых» художников. Сейчас в музее Орсе проходит выставка «Русское искусство второй половины XIX века: в поисках идентичности», в которой представлено много работ из Третьяковской галереи. С помощью этих выставок решается непосильная задача – «продвинуть» на Западе русское искусство, ведь кроме икон, авангарда и, отчасти, соцреализма, там совсем не знают отечественное искусство. То же и с музеями – за рубежом известен только один музейный бренд – «Государственный Эрмитаж». Теперь же вместе с русским искусством продвигается и сама Третьяковка.

В этом смысле ещё одна юбилейная экспозиция, посвященная англо-американскому художнику 19 века Джеймсу Уистлеру, – беспроигрышный ход. Уистлер, проживший в Петербурге 6 лет, считал Россию «колыбелью» своего творчества, так что выставка имеет под собой важное обоснование. На этой выставке должны быть представлены работы из ведущих американских (Национальная галерея, Музей Метрополитен) и британских музеев (Музей Виктории и Альберта, Галерея Тейт, Британский музей).

Правда, может повториться история с ретроспективой Шагала, прошедшей в Третьяковке весной. Тогда спонсорские деньги не смогли удовлетворить все аппетиты Третьяковских кураторов. На покрытие страховки некоторых работ Шагала просто не хватило денег. Кстати, если у экспозиции «Шедевры музея Орсе» есть спонсор, то у выставки «Уистлер и Россия» - пока нет.

В календарном плане есть одно любопытное мероприятие, скромно обозначенное как открытие нового варианта экспозиции «Искусство 20 века» на Крымском Валу. Эта часть музея – вечная проблема для Третьяковки, нынешняя экспозиция создана в 1998-2000 годах, и в её адрес только ленивый не бросал каких-нибудь ехидных замечаний. Конкретнее всего высказались на одном из семинаров по поводу этой самой экспозиции американские  и французские музейщики. Они были потрясены, во-первых, тем, что из такой огромной экспозиции практически невозможно выйти – залов много, а выходов мало, а во-вторых, количеством соцреалистических работ. Хотя когда ты не можешь найти выход и блуждаешь по полутемным музейным залам, уже все равно, что висит, – нонконформисты или соцреалисты.

До открытия «нового варианта» осталось всего лишь 5 месяцев, но чем конкретно он будет отличаться от старого, так и осталось тайной. Известно лишь, что обновленная экспозиция будет динамичнее и зрелищнее – стены покрасят в разные цвета, установят плазменные панели и сделают, наконец, человеческое освещение. Привлечет ли все это посетителей в пустые залы Третьяковки на Крымском валу, остается большим вопросом.

Дело в том, что проблема под названием «Крымский вал» - это не только проблема экспозиции, это ещё и проблемы освещения, кондициониров, гидроизоляции, наконец, реконструкции здания на Крымском валу (а это, кроме, Третьяковки и Центральный дом художника). Проект реконструкции руководитель РосКультуры Михаил Швыдкой называет делом ближайшей пятилетки.

Кстати, к 150-летию Третьяковки у музея должно было появиться ещё одно здание – новый корпус на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной. Во всяком случае, такие планы были два года назад, год назад уже говорили о том, что к юбилею будет закончен нулевой цикл (то есть построены фундаменты, подведены коммуникации), теперь же строительство начнется лишь после юбилея, чтобы, как говорят в Роскультуре, «не встречать праздник в лесах». И вообще, проблема зданий – не юбилейная, ведь, как философски заметил Михаил Швыдкой, «здания живут отдельной жизнью».

На фото - Галерея Павла и Сергея Третьяковых. Зал №8. Фото 1898.

Змеул Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).