будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура
Щербино Ксения

Три цвета Трайбеки

С 25 апреля по 7 мая в районе Нижнего Манхэттена - Трайбеке - проходит один из самых молодых и известных кинофестивалей. 2 недели, 4 конкурсных программы, более 250 фильмов.

Говорят, делать деньги можно на чем угодно. На сексе, на религии, на политике. В том числе, и на национальной трагедии – выждав положенное время, конечно.

Может, кинофестиваль в Трайбеке и не самое важное и гламурное мероприятие, зато проводится на Манхэттене. Конечно, Роберт де Ниро и его продюсер Джейн Розенталь, основав в 2002 году фестиваль по «горячим следам» трагедии 11 сентября, явно не за наживой гнались. Они пытались перенести международную «кинотусовку» в Нью-Йорк, тем самым, реабилитировав город и вернув перепуганную после катастрофы публику в сердце американской культурной жизни.

По словам продюсера фестиваля, в 2002-м они начали готовиться к нему за три месяца и до победного дня не знали, придет ли кто-нибудь. За четыре года им удалось настолько раскрутиться, что в этот раз фестиваль посетило более миллиона человек. В этот юбилейный год в нем участвует более 274 фильмов, из которых 174 – художественных.

Удивительное дело – в рамках фестиваля, который четыре года назад никто не знал, в этом году прошло 96 премьер, включая и пресловутую «Миссию-3». Вот уж точно, миссия выполнена!

1. Политика

Недаром говорят, что встречают по одежке. Тон нынешнему, 5-му фестивалю, задает открывающий его фильм – премьера картины британского режиссера Пола Гринграсса «Рейс 93». Возвращение к истокам фестиваля. Для тех, кто не помнит: 11 сентября 2001 года террористами было угнано четыре самолета. Три из них выполнили задачу: два «скосили» башни-близнецы всемирного торгового центра в Нью-Йорке, еще один упал на Пентагон. Четвертый  рухнул вдалеке от крупных объектов – в глуши штата Пенсильвания, в графстве Сомерсет. Это и был рейс 93. Сам фильм снят фактически в документальном жанре – по крайней мере, своей задачей режиссер ставил именно восстановить правду. По обрывкам записей «черного ящика», по воспоминаниям тех, чьи родственники погибли в катастрофе. То, что случилось с момента похищения самолета до штурма пассажирами кабины пилота, воссоздано с такой достоверностью, что зрителя невольно охватывает приступ клаустрофобии и как следствие, паника. Вдобавок, пилоты настоящие.

А дальше начинаются курьезы. Актера Льюиса Алсамари, который родом из Ирака, играющего террориста, на премьеру не пустили. Отказали во въездной визе, не объясняя причин. Невольно задумываешься, а не сводит ли этот жест американского посольства на нет весь патетический пафос задумки? Словно в пьесе абсурда: настоящим террористам визы дали, а вот актеру – нет. Зато дело не обошлось и без скандальной «Дороги на Гуантамо», засветившейся еще на Берлинале, драме о нелегкой судьбе мусульман в американской тюрьме. А еще «Случай ухмыляющейся кошки» (The Case of the Grinning Cat) Криса Маркера – о Франции в свете событий 11 сентября.

После Берлинале казалось: еще чуть-чуть, и искусство окончательно повернется к политике передом, а к зрителю задом. Но как выяснилось, фестиваль может еще более приблизиться к пропаганде. И все еще быть популярным.

Лезвие Оккама, да? Я вот, будь я человеком далеким от киноиндустрии и не получи я двух дипломов в сфере международных отношений, на такой фестиваль не пошла бы. Скучно. Я хочу придти домой и позволить себе огромную роскошь – расслабиться. За романтической комедией или … Или даже за фильмом ужасов, неважно. Только лучше пусть меня окружают монстры с нечеловеческим лицом, нежели я буду подозревать, что мой сосед – террорист.

2. Социальная проблематика и политкорректность

Да, я знаю, что современный мир состоит из меньшинств, что вседозволенность еще со времен Эдема заставляет нас тянуться к самому крайнему яблоку. Это во мне живет маленький ханжа, который закрывает глаза на страшные социальные реалии, преследующие его  со всех сторон. Но, видимо, организаторы фестиваля давно изжили в себе этого маленького ханжу, ибо подборка фильмов поражает охватом социальных, классовых и сексуальных проблем. Недалеко, впрочем, уйдя от Берлинале.

И так, «Архитектор» Мэтта Таубера с Изабеллой Россиллини – о классовом, политическом и сексуальном конфликте, на примере двух семей разного финансового положения в Чикаго. «За сценой» Эммануэль Берко, о звездах и их поклонниках, «Свободная воля» Матиаса Гласнера – о психологических проблемах вышедшего из тюрьмы насильника. «Мост» Эрика Стила о самоубийствах, «Кокаиновые ковбои» Билли Корбена, жестокий, кровавый фильм о колумбийских наркодиллерах в Майами. «Быть Стенли Кубриком» - ироничная драма о судьбе алкоголика, нищего и гея, выдающего себя за великого режиссера. Антиутопичная «Страна слепых» Роберта Эдвардса. «Бразилия 18%» Нельсона Перейры -  о коррупции и вообще тяжелой жизни в Бразилии. А еще  «Стая до-до» – безрадостная картина об эволюции, науке и креационизме – и  «Лагерь Иисуса» - о летнем лагере, где детей заставляют учить Евангелие.  Не печальный ли итог нашего времени – вера в Бога вызывают не меньшую идиосинкразию, чем наркотики и самоубийства? И, может быть, это я настолько прилизанна и буржуазна, но не один из этих фильмов я не стала бы смотреть в семейном кругу.

Третья тенденция, которая отличает «Трайбеку-2006» - обилие неголливудских и даже неевропейских фильмов. Что поделать, политкорректность. Еще Фильмарт показал, что лучшее кино куется нынче на Востоке. Отсюда – «Висячие сады» японца Тойоды Тошияки, "Забирая отца домой" китайского режиссера Йинг Лианга, и даже очаровательная озорная комедия «Президент Мир Канбар» иранца Мохаммеда Ширвани, о сельском Дон-Кихоте, который пытается пробиться в президенты. «Любовь за долю» индонезийского режиссера Нии Динаты – о судьбах трех разных женщин и их отношении к принятому в стране многоженству. «Идеальный день» – о последствиях ливанской войны. А еще «Дорогой папа, стой, мы стреляем», взрывчатая смесь о противостоянии Израиля и Палестины. А тут сюжет закольцован – мы снова возвращаемся к войне и терроризму.

И пусть на Трайбекский фестиваль съехалось много блестящих интересных людей, которым, видно, не хватает адреналина в крови и они снимают страшные фильмы о страшной действительности. Но я невольно задумалась – а может ну ее, Трайбеку?
       

Щербино Ксения
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).