С 25 апреля по 7 мая в районе Нижнего Манхэттена - Трайбеке - проходит один из самых молодых и известных кинофестивалей. 2 недели, 4 конкурсных программы, более 250 фильмов.
Говорят, делать деньги можно на чем угодно. На сексе, на религии, на политике. В том числе, и на национальной трагедии – выждав положенное время, конечно.
Может, кинофестиваль в Трайбеке и не самое важное и гламурное мероприятие, зато проводится на Манхэттене. Конечно, Роберт де Ниро и его продюсер Джейн Розенталь, основав в 2002 году фестиваль по «горячим следам» трагедии 11 сентября, явно не за наживой гнались. Они пытались перенести международную «кинотусовку» в Нью-Йорк, тем самым, реабилитировав город и вернув перепуганную после катастрофы публику в сердце американской культурной жизни.
По словам продюсера фестиваля, в 2002-м они начали готовиться к нему за три месяца и до победного дня не знали, придет ли кто-нибудь. За четыре года им удалось настолько раскрутиться, что в этот раз фестиваль посетило более миллиона человек. В этот юбилейный год в нем участвует более 274 фильмов, из которых 174 – художественных.
Удивительное дело – в рамках фестиваля, который четыре года назад никто не знал, в этом году прошло 96 премьер, включая и пресловутую «Миссию-3». Вот уж точно, миссия выполнена!
1. Политика
Недаром говорят, что встречают по одежке. Тон нынешнему, 5-му фестивалю, задает открывающий его фильм – премьера картины британского режиссера Пола Гринграсса «Рейс 93». Возвращение к истокам фестиваля. Для тех, кто не помнит: 11 сентября 2001 года террористами было угнано четыре самолета. Три из них выполнили задачу: два «скосили» башни-близнецы всемирного торгового центра в Нью-Йорке, еще один упал на Пентагон. Четвертый рухнул вдалеке от крупных объектов – в глуши штата Пенсильвания, в графстве Сомерсет. Это и был рейс 93. Сам фильм снят фактически в документальном жанре – по крайней мере, своей задачей режиссер ставил именно восстановить правду. По обрывкам записей «черного ящика», по воспоминаниям тех, чьи родственники погибли в катастрофе. То, что случилось с момента похищения самолета до штурма пассажирами кабины пилота, воссоздано с такой достоверностью, что зрителя невольно охватывает приступ клаустрофобии и как следствие, паника. Вдобавок, пилоты настоящие.
А дальше начинаются курьезы. Актера Льюиса Алсамари, который родом из Ирака, играющего террориста, на премьеру не пустили. Отказали во въездной визе, не объясняя причин. Невольно задумываешься, а не сводит ли этот жест американского посольства на нет весь патетический пафос задумки? Словно в пьесе абсурда: настоящим террористам визы дали, а вот актеру – нет. Зато дело не обошлось и без скандальной «Дороги на Гуантамо», засветившейся еще на Берлинале, драме о нелегкой судьбе мусульман в американской тюрьме. А еще «Случай ухмыляющейся кошки» (The Case of the Grinning Cat) Криса Маркера – о Франции в свете событий 11 сентября.
После Берлинале казалось: еще чуть-чуть, и искусство окончательно повернется к политике передом, а к зрителю задом. Но как выяснилось, фестиваль может еще более приблизиться к пропаганде. И все еще быть популярным.
Лезвие Оккама, да? Я вот, будь я человеком далеким от киноиндустрии и не получи я двух дипломов в сфере международных отношений, на такой фестиваль не пошла бы. Скучно. Я хочу придти домой и позволить себе огромную роскошь – расслабиться. За романтической комедией или … Или даже за фильмом ужасов, неважно. Только лучше пусть меня окружают монстры с нечеловеческим лицом, нежели я буду подозревать, что мой сосед – террорист.
2. Социальная проблематика и политкорректность
Да, я знаю, что современный мир состоит из меньшинств, что вседозволенность еще со времен Эдема заставляет нас тянуться к самому крайнему яблоку. Это во мне живет маленький ханжа, который закрывает глаза на страшные социальные реалии, преследующие его со всех сторон. Но, видимо, организаторы фестиваля давно изжили в себе этого маленького ханжу, ибо подборка фильмов поражает охватом социальных, классовых и сексуальных проблем. Недалеко, впрочем, уйдя от Берлинале.
И так, «Архитектор» Мэтта Таубера с Изабеллой Россиллини – о классовом, политическом и сексуальном конфликте, на примере двух семей разного финансового положения в Чикаго. «За сценой» Эммануэль Берко, о звездах и их поклонниках, «Свободная воля» Матиаса Гласнера – о психологических проблемах вышедшего из тюрьмы насильника. «Мост» Эрика Стила о самоубийствах, «Кокаиновые ковбои» Билли Корбена, жестокий, кровавый фильм о колумбийских наркодиллерах в Майами. «Быть Стенли Кубриком» - ироничная драма о судьбе алкоголика, нищего и гея, выдающего себя за великого режиссера. Антиутопичная «Страна слепых» Роберта Эдвардса. «Бразилия 18%» Нельсона Перейры - о коррупции и вообще тяжелой жизни в Бразилии. А еще «Стая до-до» – безрадостная картина об эволюции, науке и креационизме – и «Лагерь Иисуса» - о летнем лагере, где детей заставляют учить Евангелие. Не печальный ли итог нашего времени – вера в Бога вызывают не меньшую идиосинкразию, чем наркотики и самоубийства? И, может быть, это я настолько прилизанна и буржуазна, но не один из этих фильмов я не стала бы смотреть в семейном кругу.
Третья тенденция, которая отличает «Трайбеку-2006» - обилие неголливудских и даже неевропейских фильмов. Что поделать, политкорректность. Еще Фильмарт показал, что лучшее кино куется нынче на Востоке. Отсюда – «Висячие сады» японца Тойоды Тошияки, "Забирая отца домой" китайского режиссера Йинг Лианга, и даже очаровательная озорная комедия «Президент Мир Канбар» иранца Мохаммеда Ширвани, о сельском Дон-Кихоте, который пытается пробиться в президенты. «Любовь за долю» индонезийского режиссера Нии Динаты – о судьбах трех разных женщин и их отношении к принятому в стране многоженству. «Идеальный день» – о последствиях ливанской войны. А еще «Дорогой папа, стой, мы стреляем», взрывчатая смесь о противостоянии Израиля и Палестины. А тут сюжет закольцован – мы снова возвращаемся к войне и терроризму.
И пусть на Трайбекский фестиваль съехалось много блестящих интересных людей, которым, видно, не хватает адреналина в крови и они снимают страшные фильмы о страшной действительности. Но я невольно задумалась – а может ну ее, Трайбеку?