будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Триумф Вавилона

Триумф Вавилона
98_kobrin

История, начавшаяся с Вавилона, достигла своей кульминации. Сайт Physorg.com сообщил: американские ученые насчитали  на нашей планете 3 303 992 253 горожан и 3 303 866 404 селян. Кто-то сошлется на приблизительность такого рода подсчетов, на невнятность подходов социологов; в конце концов, разница пока невелика: стоит разбушеваться какому-нибудь вулкану или диктатору и стереть с лица земли городок-другой и горожан будет опять меньше. Но все это отговорки. С тенденцией ничего не поделаешь; по крайней мере, на первый взгляд. Остается только комментировать эту тенденцию с разных точек зрения – исторический, социальный и культурный. Начнем с комментария исторического.

Историк скажет, что тип общества определяет преобладание «города» или «деревни». Обычно города немногочисленны и невелики в аграрном обществе, а в индустриальном – пустеют деревни. Но не нужно забывать, что аграрное общество не всегда сменялось индустриальным, бывало и наоборот: достаточно вспомнить, как варвары, разрушившие и заселившие Западную Римскую империю, «де-урбанизировали» ее. По улицам пустых римских городов бродили овцы и козы, а на огромных городских площадях зеленели огороды. Конечно, потом город взял реванш, и реванш безжалостный. В любом советском учебнике по «Новой истории стран Запада (часть первая)» можно было прочесть об «огораживаниях» в Англии, которые буквально вымели крестьян из деревень, а сто с лишним лет спустя промышленная революция всосала в города потоки людей. Советской историографии верится с трудом, но здесь она права. Похожие процессы происходили почти во всех странах Запада, а недавно они произошли (и сейчас происходят) в странах Востока и Юга. Мегаполисы разбухают как насосавшиеся крови клопы. Часто они лопаются и разбрызгивают вокруг себя отвратительные пятна трущоб.

От исторического комментария перейдем к социальному. Многие города мира, прежде всего – в Латинской Америке, Южной Азии и Африке, окружены десятками километров трущоб, бугонвилей, фавел. Часто население этих кругов ада превышает число жителей самого города. Где живут эти несчастные? Как их называть? Кем их считать? С одной стороны, они обитают в городе, но никаких преимуществ городской жизни не имеют – ни воды, ни электричества, ни газа, ни транспорта, ни социальных служб, ничего. С другой, они не могут считаться и жителями деревень – они не сеют, не пасут, не владеют ни землей, ни скотом, образ жизни их очень далек от крестьянского. Они, с точки зрения нынешнего подлого миропорядка, – никто. О них вспоминают только, когда они начинают бунтовать, либо когда политикам требуется их голоса (или их жизнь). Я бы предложил ученым выделить еще одну, третью, социальную категорию – «обитатели ада».

Закончим культурным комментарием. Сколько существует литература, столько существует тема «города и деревни». Самый распространенный на Западе способ разговора на эту тему – разговор о «цивилизации и варварстве». В прошлом веке промежуточный итог такого разговора подвел Борхес, вообще посвятивший свою чудовищно долгую жизнь подведению культурных итогов.

«История о цивилизации и варварстве» у Борхеса предстает как «История о всаднике и городе». Первая ее версия датирована 1930 годом; там содержится почти все, что будет в дальнейших борхесовских версиях: всадник (кочевник) оказывается в городе. Трудно преувеличить степень его растерянности, страха, непонимания. Гаучо, впервые попавший в Буэнос-Айрес, три дня не покидает свою комнату на постоялом дворе. Отряд гаучо обходит стороной Монтевидео, ибо пастухи боятся города. Еще одна банда гаучо врывается в аргентинский городок Парана, но всадники не придумывают ничего лучше, чем прогарцевать по центральной площади и ускакать под улюлюканье осмелевших горожан. Тридцатилетний Борхес, как обычно, не довольствуется рассказами о южноамериканских ковбоях; в эссе появляются монголы, не знавшие, что делать со взятым ими Пекином, кентавры, побежденные лапифами и так далее. Завершается эссе довольно банально: «Пахарь дает жизнь слову «культура», город – слову «цивилизация», а всадник пролетает минутной грозой».

Пятнадцать лет спустя после «Истории о всадниках» выходит в свет одна из самых знаменитых прозаических книг Борхеса «Алеф». Там, в эссе «История воина и пленницы», тема интерпретируется несколько по-иному. Борхес рассказывает историю воина-лангобарда по имени Дроктульф, который изменил своему народу и погиб, защищая Равенну, осажденную его соплеменниками. Лангобарды, конечно, не были «всадниками», они были «варварами»; так тема «всадник и город» окончательно становится темой «варвар и цивилизация». «Город» – символ и главное изобретение «цивилизации». Борхес трактует Равенну, город, точнее – Город – как откровение, которое ослепило варвара. Дроктульф «увидел строй целого – разнообразие без сумятицы; увидел город в живом единстве его статуй, храмов, садов, зданий, ступеней, чаш, капителей, очерченных и распахнутых пространств». Город эстетически покоряет варвара; тот самый город, который мы сейчас скорее всего сочли бы жалкой полу-деревней: грязный, источающий немыслимую нашему нежному обонянию вонь, не приспособленный для жизни. Но дело не в этом. «Город», по мнению Борхеса, оказался эстетически сильнее «варварства».

Закончим наше рассуждение выпадом против нынешних «зеленых» – ведь именно они любят поговорить об эстетической привлекательности варварства. Что же, их благоухающий «зеленый мир» – это мир, откуда лангобард Дроктульф бежал в вонючую Равенну.

См. также другие тексты автора:

  • Апология принца Уэльского
  • Встречи с прошлым
  • Дивный новый мир
  • Истории, леденящие кровь
  • Юбилейный тост
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).