будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Конрадова Наталья

Троя по-голливудски

Троя по-голливудски
a98_10a
Наталья Конрадова

О том, как и почему Голливуд снимает исторические фильмы, киноведы и социологи уже устали говорить. Тысячи статей посвящены концепции истории в кинематографе, а миллионы зрителей продолжают требовать исторической достоверности. Проблема, конечно, не в том, что одни не слышат других. Иллюзия не подразумевает препарирования, и споры о том, “как все было на самом деле”, являются неотъемлемой частью процесса. Каждый нормальный зритель в нем участвует.

Первое, что я сделала, вернувшись с фильма “Троя” - достала мифологический словарь, чтобы уточнить некоторые сюжеты Троянской войны и мифа об Ахиллесе. Заглянув затем в форумы, я обнаружила, что большинство предпочло первоисточники и рьяно обсуждают “Илиаду”. Один читал её в подлиннике, другой перелопатил добрую половину классической филологии, третий все помнит из школьного курса. После подобных исследований появляются закономерные вопросы: почему из фильма убрали богов? почему не показали самоубийство Аякса? с какой стати Ахиллес вдруг сделался героем-любовником?

“Троя” – гораздо более исторический фильм, чем любая адекватная экранизация Гомера. Убрав богов как субъектов действия и заменив божественные мотивации человеческими, Петерсен и его команда лишь приблизили гомеровскую поэму к тому пониманию истории, которое принято у наших современников. И строительство империи, и любовь, и государственные интересы объясняют для нас ход событий убедительнее, чем зависть богов.

Но вряд ли задача голливудского кинематографа заключается в создании научно-популярного кино для студентов-историков. Скорее, это постоянное воспроизводство “художественного фильма с участием…”. Это и есть название жанра, а уж на каком материале он делается – проблема техническая. Помимо абстрактного желания культурно провести время, есть, как минимум, две причины ходить в кино: посмотреть на любимого актера и проверить, как там экранизировали любимую книжку. Я, признаюсь, пошла на Брэда Питта, с его амплуа “не-супермена”, “Джо Блэком” и “Легендами осени”, не говоря уже о “Бойцовском клубе”. И для меня очевидно, что убили в кино его, а вовсе не Ахиллеса. Для тех, кто пришел смотреть на Орландо Блума (“Властелин колец”) также, должно быть, очевидно, что слабаком и невротиком оказался он, а не мифический Парис. Жалко расставаться с человеком, выйдя из кинотеатра. Хочется узнать, как он там поживает, после титров-то. Ну пусть он все-таки не умер, пусть все можно вернуть, пусть миф не кончается, а Троя продолжает держать осаду, а? Да, пожалуйста, приходите на следующий фильм, убедитесь, что с ним все в порядке.

Голливудская технология возродила эту самую главную сущность мифа: историю героя можно продлить. Она дает возможность управлять действительностью, и установка на то, что жизнь невозможно повернуть назад, а время ни на миг не остановишь, практически истреблена. С реалистическим искусством такие штуки не проходят: там если уж умер, то это надолго. Серийное производство предполагает, что “Властелина колец” и “Трою” разделяет лишь несущественная разница в декорациях, а реальность и логика – одна и та же.

С Голливудом насмерть бьется вся мировая кинематография. Но зрителю в этой битве нет места, как прекрасной даме на дуэли. Надо научиться смотреть голливудские фильмы и перестать путать машину желаний с торжеством духа. Но отечественный просвещенный зритель все же обмана не терпит, ему правду историческую подавай, чтобы все было на древнегреческом и с богами. Тупые американцы, говорит он, даже фильм не могут сделать нормальный – путаются в фактах, “Илиаду” читают невнимательно, актеров подбирают как попало. На эти деньги ведь можно российскую экономику поднять, а они лезут в колыбель истории, с которой справиться не могут в силу ограниченности своей американской. Уверенность в слабости интеллекта американца как биологического вида в кино ходить не мешает. Наоборот, каждый новый фильм укрепляет уверенность, что мы круче.

Конрадова Наталья
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).