будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Культура
Усыскин Лев

Царь Иван Грозный, прозванный за свою жестокость Васильевичем

Сознаюсь сразу в корыстноммотиве: без редакционного задания ноги бы моей не было на этом сеансе. Ибоничего из того, что мне интересно в киноискусстве, я в работах режиссераЛунгина заведомо обнаружить не в состоянии. Ввиду кромешного отсутствия тамтаковых вещей.

Лунгин всегда и во всем создаеттакой как бы экспортный ширпотреб – продукт для приснопамятной"Березки" – ровно то, что недалеким иностранцам кажется русскойэкзотикой: всяческие варианты "водки-матрешки-балалайки". Продуктивностьподобного подхода смышленые люди осознали еще в середине восьмидесятых – с техпор появилась целая поросль таких лунгиных во всех, по сути, видах искусства: ив живописи, и в поэзии с прозой, и в кино. Когда было надо, Лунгин снимал кинос "русской чернухой", когда надо – с "еврейским вопросом",когда настал иной спрос – с "православной духовной мистикой". Теперь,вот, с царем Иваном Зэ Тэррибл. Всякий раз показываемое не имеет никакогоотношение к реальности, что бы под реальностью ни понималось, – но это и неважно: интуристы все схавают, и тем энергичнее, чем менее видимое на экранеподдается рациональному анализу: экзотика должна быть экзотична! В таковоммаркетинговом подходе, кстати сказать, нет как раз никакой российской специфики– достаточно вспомнить какой-нибудь фильм Ким-Ки-Дука, например "Весна,Лето, Осень, Зима и снова Весна", явным образом надоумивший Лунгина снять"Остров": та же самая развесистая клюква для иностранцев, млеющих от"корейской буддийской духовности".

В сущности, это не являетсяформулировкой недостатка ленты – а лишь попыткой классификации. Есть разноекино для разного зрителя, и если зритель платит деньги, предпочитая какой-тожанр зрелища, то, наверное, этот жанр в большинстве случаев имеет право насуществование (за исключением маргинальных вещей, понятно: начни кто показыватьсейчас в цирке взаправдашние гладиаторские бои – сто процентов соберетсяплатежеспособная публика).

Стало быть, попробуем оценить"Царя" по законам того жанра, который он сам заявляет.

Что касается историческойдостоверности – то тут говорить просто не о чем. Происходящее на экранесоотносится с историей царствования Ивана IV примерно так же, как повесть оМальчише-Кибальчише – с историей Гражданской войны в России. Ничто тут недостоверно – ни событийно, ни образно, сиречь, картиночно. Скажем, никакойтакой тяжелой ситуации на польском фронте в 1565-1566 г.г. не было – вообще вто время боевые действия практически не велись, зато велись разные переговоры омире и заключались перемирия. Полоцк же был потерян не тогда, а в 1579 г., когда не было ужени Филиппа–митрополита, ни Басмановых, ни Малюты, ни даже короля Жигмонта.Напротив, этот самый Полоцк был захвачен русскими только в 1563 г., после чего ситуацияна фронте стала и в самом деле предельно тяжелой… для литовцев с поляками. Иливозьмем наугад еще пример: брошенная митрополиту фраза его племянником Иваном отом, что только они-де вдвоем остались из Колычевых, не могла прозвучать, ибоне соответствовала действительности. Многочисленный род Колычевых действительнопонес серьезные потери в опричный период (при том, что его представителислужили как в земщине, так и в самой опричнине), однако несколько представителейэтой родственной Романовым семьи входили, скажем, даже и полтора века спустя вокружение Петра Первого!

Собственно, продолжать можнодолго и потому не стоит вовсе – без риска ошибиться, скажу, что ВСЕ событияфильма не соответствуют исторической реальности. Как не соответствует ей и всеостальное – прототипы героев фильма так не ходят, так не сидят, не одеваются, немолятся, так не поступают и так не говорят (с учетом даже перевода насовременный язык). Достаточно сказать, что Ивану в 1565 г. шел тридцать пятыйгод – герою же Мамонова глубоко за пятьдесят. Или, допустим, полное отсутствиев фильме естественного инстинкта с детства православного человека испроситьблагословения у встреченного священника, особенно если таковой – сам митрополит…Все это, в общем, даже смешно: чего стоит хотя бы сцена, когда царь Иванпросыпается рядом с женой в супружеской двуспальной кровати в помещении,расписанном полуосыпавшимися храмовыми фресками XVII века, а вокруг спят вповалкукакие-то бабы… Но, впрочем, дурни-иностранцы должны на такое клюнуть: русскийцарь, фрески иконописи, храмы византийского типа – это ведь где-то там; у них, урусских, все рядом!..

Однако же, кто сказал, чторежиссер должен стремиться к исторической достоверности? И правда ведь – не обязан:"Иван Грозный" Эйзенштейна тоже не шибко историчен – даже в рамкахсовременных ему випперовских трактовок "иваниады". И все-таки,интуиция подсказывает, что какое-то соответствие правдивости реалий заданнойсистеме координат должно соблюдаться – чего в работе Лунгина не происходит. Замечательныйдокументалист Владимир Непевный как-то сказал, что в советском (российском)кино за последние 60 лет был только один фильм "про Средневековье",не оставлявший зрителю ощущения "костюмированности" и "нарисованности"– это "Андрей Рублев" Тарковского. Я бы добавил еще "Легенду оТиле" Алова и Наумова – но даже не это важно. В обеих лентах (особенно уТарковского) тьма тьмущая анахронизмов – что, однако, никому из зрителей немешает: режиссеры, создав определенную гармонию изображения и звука,художественными средствами доказывают,что говоримое им – правда. И мы верим. Не можем не верить.

Лунгину же поверить невозможно –ибо гармонии в его ленте не больше, чем на уличной барахолке: кто попалопритащил что попало, лишь бы продалось!

Прежде всего, поражает,разумеется, предельно слабая игра актеров. И если Петр Мамонов, не будучиактером профессиональным, в принципе способен выдать что-то путное лишь вслучае четкой постановки режиссером задачи и, затем, детальной опекипостановщика, то великий Янковский, казалось бы, в любом случае должен былсыграть своего персонажа – митрополита Филиппа. Ан, не играет напрочь, ничутьне выбиваясь из общего уровня провинциального драмкружка: он механически, содной и той же интонацией, одним и тем же выражением лица – а точнее, вовсе безинтонации и выражения лица – произносит свои нелепые фразы. Вообще, всехзанятых в фильме актеров, за исключением разве что игравшего шута Вассиана ИванаОхлобыстина, неутомимо излучавшего свою копеечную истеричную надрывность (какже без истеричности-то! иностранцы такую Россию не признают Россией, чегодоброго!) роднит одна и та же постоянная печать скуки на лицах: словно бы всеони с нетерпением дожидаются, когда, наконец, кончится эта чешуевая байда, иможно будет пройти в раздевалку проверить непринятые звонки на мобильныхтелефонах.

Отчего так? Да просто оттого, чтоиграть им… нечего. Ибо фильм начисто лишен какого-либо идейного стержня – раз.И какого-либо сюжета – два.

В самом деле, каково отношениережиссера к происходящему на экране? Вооружившись своего рода увеличительнымстеклом и отметив в титрах среди консультантов фильма А. Л. Дворкина, мы можемпредположить, что лента будет соответствовать известному тезису, многократновысказанному в работах этого публициста. Состоит этот тезис в признании царяИвана сектантом, т.е. врагом Православия. Да, на протяжении фильма можнонасобирать моменты, соответствующие таковому взгляду на вещи – но Боже мой, какже это незначительно для идеологической основы ленты, претендующей на массовуюпопулярность!

Что же до сюжета – то здесьпросто беда. Грозный царь казнит и мучает невинных жертв. Митрополит Филиппзаступается за них, за это его арестовывают и убивают. Вот, собственно, и все.Любому ВГИКовскому первокурснику понятно, что это не годится в качествесценария – ибо не несет в себе никакой драматургии: поворотов сюжета, переходовот надежды к отчаянью и обратно, перемен в мировоззрении или намерениях героев,точек экзистенциального выбора, моментов разрешения противоречий и т.д. И есликрайне слабенький сценарий фильма "Остров" в нормальной ситуации непрошел бы входное сито любой профессиональной продюсерской компании, тосценария фильма "Царь" в кинематографическом смысле как бы и вовсе несуществует. Говоря иначе, в качестве массового развлекательного зрелища новыйфильм Лунгина столь же несостоятелен, сколь и в качестве произведения высокогокиноискусства.

Вообще говоря, это давноизвестная западня – часто кажется, что некая историческая фабула является"самоиграющейся", и фильму достаточно лишь следовать ей, ничего недобавляя. И практически всякий раз при таком подходе ничего не получается – ибогерои исторического нарратива сами по себе не годятся в герои фильма, – еслитолько этот фильм не является просто мультимедийным плакатом.

В общем, фильм "Царь"не стоил бы большого внимания, если б не одно грустное обстоятельство. Жизньустроена так, что теперь довольно продолжительное время едва ли будет запущен впроизводство какой-либо новый фильм об Иване Грозном – если только сам Лунгинне развернется на какого-нибудь "Царя-2-3-4-5". А это как раз и обидно– ведь тема-то, говоря начистоту, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕДЕЛЬНО КИНЕМАТОГРАФИЧНА! Ифигура царя Ивана – этого книжника и лицедея, человека с перемежающимсясознанием и огромным диапазоном эмоциональных проявлений. И отношения его свладыкой Филиппом – крайне сложные, пережившие несколько принципиальныхизломов. И весьма активная роль в этих отношениях целого ряда лиц тогдашнейроссийской верхушки. Умный сценарист сделал бы на базе этого дюжину сценариевразного жанра, от "артхаусных" до "блокбастерных". Аталантливый режиссер снял бы фильмы, заставив актеров (хоть бы того же Мамоновадаже) "купаться" в своих ролях… но теперь это если и произойдет, тоуж всяк не скоро!

P. S. И все-таки хочется порекомендовать одну книжку – достаточноподробно и нескучно раскрывающую перипетии отношений Грозного и ФилиппаКолычева. Это труд В. А. Колобкова "Митрополит Филипп и становлениемосковского самодержавия. Опричнина Ивана Грозного" (СПб. : Алетейя, 2004).Собственно, прочесть ее стоит даже не ради очистки системных регистров мозга отлунгинского мусора, а по другой причине. Это единственное известное мнесочинение, детально описывающее механизм раскрутки массовых репрессий – совсеми стадиями этого процесса, от первичной постановки задачи изначальными ихорганизаторами до выхода их из-под контроля первого лица и т.д. Крайне поучительноечтение.

См. также:

  • Усыскин. Без грозного царя в голове
  • Усыскин. Юбилей одного письма
  • Усыскин. Как завоевать Россию за 100 000 талеров
  • Усыскин. Нечаянная закономерность или благое предприятие
  • Усыскин. Петербург XVI века
  • Усыскин. Лютая смерть Малюты
  • Усыскин. Казанская история
  • Усыскин. Настоящий конец Золотой Орды
  • Усыскин. Тридцать пять лет в Красной палатке

Усыскин Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).