будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Цветы на свалке

Цветы на свалке
98_kobrin

Сразу несколько событий в мире того, что очень неточно и приблизительно называют «рок-музыкой». Впрочем, лучшего слова пока не придумали, потому придется пользоваться именно им – к вящему ужасу раннего Витгенштейна, и к бурной радости Витгенштейна позднего.

Во-первых, Роберт Смит, этот стареющий медвежонок с осиновым ульем на голове, и его коллеги по The Cure отправились в турне – напомнить о себе перед выходом нового альбома. Альбом обещает быть любопытным; три года назад Смит уволил клавишника Роджера О’Доннела и еще больше «ужесточил» звучание, вернув The Cure к собственным гитарным корням. Концерт, который группа дала в Праге на прошлой неделе, оказался для меня глубоким переживанием. Описать его сложно – тонны претенциозной чепухи, которую выдают за «музыкальную» или «рок-» журналистику, настолько исключают возможность сколько-нибудь живой дескрипции, что лучше вообще помолчать, или ограничится лапидарным wow. Скажу лишь, что это был поразительный эстетический, социальный и экзистенциальный опыт. The Cure играли без перерыва три часа подряд - сосредоточенно, погрузившись в себя; техники подносили им гитары, будто винтовки ведущим бой солдатам. Там было все – шедевры почти тридцатилетней давности, вроде “Killing an Arab”, депрессивные гимны тинейджеровской тоске из “Pornography” и “Disintegration”, новые вещи. Разницы между ними не чувствовалось. Это был просто звуковой ландшафт, довольно угрюмый, патетичный, нелепо-сентиментальный. Трехчасовая волна гитарного чёса, вперемежку с гитарными же переливами, медленно накрывала зал; а на волне, будто Нептун на своей морской колеснице, царил резкий, сильный, заунывный голос Смита, излагающий нехитрые соображения по поводу любви, смерти и несправедливого устройства жизни... (должен сказать, что отделаться от велеречивого стиля музыкальных обозревателей просто невозможно) ... Но продолжим.

В сущности, то, что я видел, и есть самое лучше воплощение жанра, который называют «альтернативным роком», или просто «альтернативой». «Альтернатива» - это не тогда, когда никому не известные люди почти за бесплатно занимаются звукоизвлечением, отнюдь. «Альтернатива» бывает только в отношении чего-то; в случае (так называемого) рока этим «чем-то» является поп-музыка. «Поп-музыку» следует понимать в самом широком смысле этого слова – от Кристины Агилеры до U2. Базовым и чуть ли не единственным жанром, основой, главным средством и эстетической целью (в конце концов, единицей) поп-музыки является поп-песня. Оттого «альтернатива» начинается там, где эта единица подвергается сомнению. В менее интересных случаях ставятся под сомнение чужые песни (как не вспомнить незабвенное исполнение Сидом Вишесом папиковского гимна “I Did It My Way”), в более интересных – свои. Так поступал и поступает Том Уэйтс, этим же объясняется и эволюция Леонида Федорова и «Аукцыона». Но если Уэйтс и Федоров с каждым годом все больше и больше «растворяют» свои сочинения в хаосе звуков, то Роберт Смит переплавляет их и потом «вытягивает», «тянет», как тянут проволоку, как ее «волокут». Смит мог бы прославиться (и прославился) как автор хитов, имевших коммерческий успех: вспомним “Lullaby”, “Lovesong”, “Lovecats” и другие чудные песенки. Но хиты были не целью, а побочным продуктом его художественной работы; на концерте эти песни не отличаются от других; на самом деле, это просто одна трехчасовая песня, оратория, моно-опера, если угодно. Никакого снисхождения к «слушателю».

И вот здесь от «эстетики» самое время перейти к социокультурному вопросу. Почему тысячи людей самого разного возраста и самого разного социального статуса набиваются в проплеванные стадионы, чтобы внимать этому по-настоящему бескомпромиссному искусству?

Дело в том, что это именно «искусство». Оно, как дух, витает где хочет, и не желает быть навсегда приписанным к ведомству «Серьезной Литературы», «Серьезной Музыки», «Авангарда», «Классики» и иных огромных (даже не гипсовых, а пенопластовых) кубов. Искусство и есть то, что перемещается поверх барьеров, в том числе социальных и возрастных. Оно, конечно, не вечно, но оно всеобще в определенных исторических (иногда и географических) рамках. И поэтому с социальной точки зрения искусство неприятно - приходится разделять переживание черт знает с кем. А что тогда приятно? Приятно послушать социокультурно близкую музыку в кругу социально близких людей. Протащиться со старыми корешками под Jethro Tull, или, прости Господи, Deep Purple. Последнее, кстати говоря, недавно произошло на приснопамятном юбилее «Газпрома». В истории с приглашением исполнителей мегахита “Smoke on the Water” в Кремль все углядели только одну проблему, персонифицированную в Дмитрии Медведеве. Мол, либерал он, если любит басурманскую группу своей юности. Но здесь есть и другая сторона – не приглашающая, а принявшая приглашение. Некогда главные соперники Led Zeppelin проходят сейчас совсем по другому разряду – они являют собой одну из разновидностей торговцев сентиментальными воспоминаниями, профессиональных утешителей ностальгантов. Собственно говоря, стратегия поп-музыканта и строится на этом: сначала безбрежный коммерческий успех у определенных социальных и возрастных групп, затем – выход из прожекторов актуальности и «окукливание» внутри уже сформировавшейся группы почитателей, которые с течением времени превращаются в «воспоминателей». Первый и шумный триумф любого “Smoke on the Water”, любых “Money, Money, Money” или “I Will Survive”, утилизируется потом во всевозможные royalties, переиздания старых хитов и, наконец, в пенсионерские турне по провинциальным залам. В этом смысле Кремль ничем не отличается от какой-нибудь поволжской филармонии – так же как Deep Purple ничем не отличается от дуэта Baccara.

Если вы принадлежите к группе людей, которые готовы выложить деньги, чтобы видавшие виды мужики и тетки на миг воскресили атмосферу ваших первых лобзаний под песню “Johnny, Oh Yes”, то вам есть о чем вспомнить с соседом по концертному залу. После выступления The Cure поговорить решительно не с кем – и не только оттого, что Роберт Смит явил миру шедевры депрессивного аутизма, но и потому, что с этими людьми вокруг вас не о чем говорить. Вы – из разных миров. И все они из разных миров – юные существа с иссиня черными волосами, британские пролы с толстыми шеями, какие-то запуганные немолодые интеллигенты, вялые стайки торчков, расхристанные металлюги, богемные существа. Это не менеджеры среднего звена на концерте “Uriah Heep” в Нижнем Новгороде. Просто люди, просто другие, многоголовый ад мизантропа; помимо принадлежности к роду человеческому их («нас», так как и я был среди них) объединяет только сомнительного рода искусство Роберта Смита. Это (памятуя название группы) лекарство для наших убогих душ.

И тут на ум приходит еще одно недавнее рок-событие – смерть Егора Летова. О «конце русского рока», «последнем представителе эпохи» и всем прочем написано много. Что понятно – почтенный жанр некролога предполагает не менее строгие правила, чем в сонете. Не принадлежа к поклонникам личности и творчества покойного, автор этих строк хотел бы отметить лишь одну деталь, замеченную некрологистами.  Эта деталь – стойкая, проникшая почти во все социальные слои популярность «Гражданской Обороны». Как остроумно написал один ЖЖ-блоггер, это только в подъезде у Веры Павловой на стенке у лифта было написано «Хуй», а во всех остальных подъездах было нацарапано «ГрОб». Вряд ли кто-то из тех некрологистов, кто восхищался Летовым в самых рафинированных изданиях, готов провести хотя бы пять минут рядом с подростком, завывающим «Все идет по плану» под треньканье грошовых струн. Но в определенной ситуации он – культурный некрологист – пожалуй, и исполнит это самое «Все идет по плану» с не меньшей степенью гнусавости и надрыва. И так, между прочим, продолжается уже лет двадцать – безо всяких промоушенов, рекламных кампаний, мелькания героев сибирского панка на экране и всего такого прочего. Это значит, что тоскливое летовское мракобесие, его портативная музыкальная распутинщина затрагивает душевные струны многих, слишком многих людей. Значит, это и есть искусство – со вздохом подытожу я.

Что намекает на природу феномена, который мы называем «рок-музыкой». Нет, это не просто гремучее времяпровождение длинноволосых парней с дурными голосами. Это странная область человеческой деятельности, свалка всего самого дурного, что можно найти в поп-культуре, – безвкусицы, назойливой сентиментальности, грошовых чувств, ходульной патетики, пластмассовой философии, лубочной мистики. И вот на этой свалке произрастают  странные цветы, которые порой жалят наше ум и сердце. Ужаленные, мы тащимся в скверные помещения, где в компании с несносными людьми предаемся несвойственным нам чувствам. Это унизительно, но это правда.

См. также другие тексты автора:

  • Гарпократ и газовщик
  • Протянутая рука
  • Жерло вечности
  • Elementary, Watson!
  • Справедливо забытые книги
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).