В среду пресс-служба Большого театра распространила пресс-релиз, в котором сообщается, что премьера оперы "Дети Розенталя" композитора Леонида Десятникова с либретто Владимира Сорокина (в постановке Эймунтаса Някрошюса) все-таки пройдет 23 марта на Новой сцене Большого театра. Уже сейчас очевидно, что премьера соберет аншлаг.
Самым главным звеном в донесении информации об этом событии до населения стала Государственная дума, 293 депутата которой вчера решили уточнить через комитет по культуре подробности о готовящемся спектакле. Лишь 12 из них остались равнодушны к ожидаемой постановке и не пожелали узнать новые детали.
"Впервые после почти тридцатилетнего перерыва Большой театр заказал новое оперное сочинение. Поскольку театр осуществляет принципы перспективного планирования своего репертуара, контракты с композитором Леонидом Десятниковым и автором либретто, писателем Владимиром Сорокиным были подписаны в 2002 году», - напомнили историю создания оперы в своем пресс-релизе сотрудники Большого театра. «За три года, прошедшие с тех пор, как было объявлено о подписании контракта с Леонидом Десятниковым и Владимиром Сорокиным, руководство театра неоднократно подвергалось давлению как целых политических организаций, так и отдельных политиков. Никто из них не был знаком с либретто оперы, написанным Владимиром Сорокиным, но все они клеймили этот текст как "порнографический" и недостойный сцены Большого театра», - так отреагировал театр на заявление депутата от «Единой России» Сергея Неверова, с которого и начался скандал.
Между тем следует отметить, что либретто оперы давно уже пересказывается из уст в уста в виде апокрифов. Доподлинно известно, что в опере фигурируют клоны великих композиторов, выведенные генетиком Розенталем в своей секретной лаборатории. После его смерти, композиторы вынуждены выйти из лаборатории в окружающий мир и бомжами бродят по российским улицам начала 90-х годов. Впечатляет также и список действующих лиц – Вагнер, Чайковский, Моцарт, Верди, Мусоргский, Таня, Няня, Кела, беженец, бомж, торговка, проводник и другие… На сайте театра можно узнать, что партию Вагнера исполнят певицы Маргарита Мамсирова в очередь с Евгенией Сегенюк.
Как утверждают в театре, культурный и образованный чиновник Неверов подробностей либретто знать не может, поскольку попросту его не читал, а потому оглашенные им в среду суждения о новом произведении отдают некоторой голословностью: «Нельзя допустить, чтобы пошлые пьесы Сорокина ставились на сцене, признанной достоянием российской культуры, чтобы эту порнографию показывали, а потом обсуждала вся страна». Второй сенсацией стало заявление депутата, что "постановки Большого театра считаются лучшими во всем мире". Пресс-служба театра не опровергнула заявления, но и не подтвердила его.
Депутат также уточнил, что не следует запрещать оперу «Дети Розенталя», а необходимо лишь перенести ее на другую сцену. Как осуществить этот перенос технически, чтобы не пострадали интересны «главной сцены страны» (учитывая настроения вокруг премьеры, волноваться придется также и за тех, на чью сцену будут переносить), депутат не объяснил.
Анатолий Иксанов, генеральный директор Большого театра, в интервью газете «КоммерсантЪ» высказал предположение, что атака на репертуарную политику театра связана с теми же лицами, которые принимают участие в многолетних спорах вокруг дорогостоящего проекта реконструкции театра. Театр планировалось закрыть на реконструкцию в июле этого года, однако 2 февраля Арбитражный суд Москвы отменил итоги конкурса по подбору заказчика на реконструкцию и реставрацию. Компания «ВО Техноинторг» проиграла дело в суде, однако сложность заключалась в том, что с прошлого года эта компания необходимую подготовку к реконструкции, и потому сейчас все труды пошли прахом. Выиграла дело компания "ВО Внешстройимпорт", и теперь она назначена официальным подрядчиком строительства. По последним сведениям, дата начала реконструкции перенесена на весну 2006 года.
Ряд обозревателей выдвигали ранее предположение о том, что скандалы в Большом и постоянные переносы даты начала реконструкции связаны с готовящимися должностными перестановками внутри театра на самом высоком уровне, а также с судьбой миллиарда рублей, пока что до конца так и не выделенных театру на ремонт.