будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Борисова Марина

Унесенные ветром

Унесенные ветром
TravSalzNetrebVill200

Афиша транслирует образ неземного счастья. Он и она, оба молоды и соблазнительны. Его рука едва касается ее талии, но взаимное влечение очевидно: они хотят друг друга, а их хочет весь мир. Голливудская мелодрама «Унесенные ветром-2»? Нет, это не кино, а опера. Анна Нетребко и Роландо Виллазон – ее современные герои. Новый феномен  зовется «Пара мечты» («Das Traumpaar»), и он больше, чем крылатое определение немецкоязычной критики. Это  лейбл, детище звукозаписыващюей фирмы «Deutsche Grammophon». Продукт  массового спроса очень дорого стоит, но жизненно необходим жителям планеты.

В оперном мире всегда были красавицы и красавцы, из которых делали кумиров и секс-символов, периодически по мере потребности объединяя в пары. Еще недавно мечту миллионов воплощали сладостный тенор Роберто Аланья и томная красавица Анжела Георгиу. Мечта № 2 родилась 7 августа 2005 на премьере «Травиаты» в Зальцбурге. Премьера напрямую транслировалась австрийским телеканалом и собрала аудиторию, сопоставимую по численности с футбольной. Вся фестивальная серия (7 спектаклей) была тотально AUSVERKAUFT (распродана), но всем все равно не хватило. Газеты сообщали о черном рынке с заоблачными цифрами, а перед Большим Фестшпильхаусом на 2400 мест возникли японские потребители прекрасного, готовые ради встречи с ним на все (табличка: «куплю за любую цену»). Но и это еще не все. Записанная в прямой трансляции «Травиата» стала очередным успешным продуктом DG – первым диском Виллазона и третьим у Нетребко. Ее первый диск под манящим титулом «Sempra libera» (всегда свободна) был лидером продаж и, как утверждают авторитетные немецкие издания, не только в области классики, а вообще в индустрии звукозаписи. Так наша славная российская девушка Аня Нетребко из прекрасной дебютантки стала недосягаемой и желанной Netrebko-Star.

Произошло это почти в одно мгновение. В 2002-м Нетребко дебютировала в Зальцбурге в роли Донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта, и ее выступление было засчитано событием мирового значения по всем показателям. Нетребко не просто участвовала в спектакле, где режиссером был серьезный театральный авангардист Мартин Кушей, а дирижером – музыкальный бог  Николаус Арнонкур, она была его украшением и главным блюдом. Заговорили о новом прочтении Моцарта, о новой женственности, о новой оперной непосредственности, необычной в таких масштабах для целомудренной оперы с ее пышнотелыми, но закрытыми для соблазнов дивами. Словом, созрел феномен, за воплощение которого моментально схватилась фирма DG. Нетребко стала ее лицом, а вместе с этим – героиней  масс-медиа, соблазнительной моделью с обложки с магнетичным взглядом, о которой снимаются фильмы. «Травиата»-2005 – итог ее карьеры в новом имидже: за три года была пройдена огромная дистанция – от хрупкой девочки до зрелой женщины в зените славы. От талантливой оперной певицы до рекламной модели и мифа. «Травиата» зарегистрировала и рождение нового имиджа оперы под названием «гламур». Словом, постановка немецкого режиссера Вилли Декера была больше, чем просто художественное произведение. Это был грамотно рассчитанный  масс-медийный проект с коммерческими горизонтами, где ради них на карту ставилось все, даже элитарное оперное искусство. Собственно, «Травиата» в Зальцбурге – не оперная постановка, а шоу с музыкой Верди, где красивость балансирует на грани глянцевой вульгарности, а показателем успеха является ажиотаж, переходящий в историю. Любая сцена этого зрелища рассчитана на то, чтобы вписаться в красочные страницы, манящие обывателя заоблачной жизнью кумиров. Дебютировавший в Зальцбурге Виллазон в роли Альфреда оказался идеальной половиной нового мифа.

В статусе нового мифа пара Нетребко – Виллазон дала концерт в морозной Москве. 
Скажу честно: несмотря на гламурный характер проекта ожидания были очень высоки. В частности, ожидания высокого художественного уровня, который не в силах уничтожить даже такой монстр, как масс-медиа.  Не буду кривить душой и далее: ожидания не оправдались. Оставим за скобками антураж: места распроданы, у метро ловят лишний билет, прием хороший, а артисты выкладываются на полную катушку, и, не щадя здоровье, поют третье отделение из бисов. Они полностью соответствуют придуманному образу: «пара мечты» олицетворяет жажду красоты, которая есть любовь, которая, в свою очередь, есть секс. Их пока еще свежие голоса поют исключительно о страсти – почти утоленной (дуэт Адины и Неморино из «Любовного напитка» Доницетти), обреченной (дуэт Ромео и Джульетты из оперы Гуно) или трагически невоплощенной (дуэт Эдгара и Лючии из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти). Их движения договаривают музыку через нежные прикосновения, крепкие объятия и сладостные поцелуи. Их свобода не знает границ, плавно соскальзывая в безотказно срабатывающие фокусы: когда Виллазон жонглирует апельсинами или открывает жестяную банку с любовным напитком, температура в зале заметно поднимается. Туалеты Нетребко, как обычно, бесподобны, а аттракцион с застольной из «Травиаты» (с бутылкой шампанского и бокалами) окончательно выводит музыку Верди за рамки вокального искусства, превращая в номер новогоднего телеконцерта.

Все это можно вынести ради главного – фантастически прекрасного пения, которое сегодня идет по ценам, превышающим престижный и дорогой Зальцбург. Однако чуда не случилось. И дело не только в пестроте программы, где ради идеи собрана музыка, которую одному человеку подряд лучше не петь. Даже если его и называют преемником великого Доминго, репертуар которого неправдоподобно огромен. Когда один тенор пусть даже в расцвете лет поет залпом Гуно, Верди (Макдуф  в «Макбете») и Масканьи (Туридду в «Сельской чести»), кто-то из  авторов явно пострадает, даже если при этом танцевать бедрами и жонглировать экзотическими фруктами – необходимых стилевых тонкостей достичь почти невозможно. Когда сопрано, пусть даже феноменально соблазнительное, поет за один вечер Джульетту, Лючию, Мими, Лауретту,  Виолетту и Джильду, она не может быть одинаково прекрасной во всем, даже ели она поет исключительно о любви. Все-таки бельканто – это не веризм, а хрупкая Лючия, которая выражается с помощью филигранных колоратур, очень далека от  Лауретты («Джанни Скикки» Пуччини) с ее обворожительной мягкостью и Русалки Дворжака с ее декадентской томностью. Когда романтизм, веризм и модерн вынуждены находиться в одном пространстве, обнаруживаются несовершенства их носителя и теряется стилевая индивидуальность.
Для гламура,  конечно, сойдет. А вот для прекрасного искусства оперы как-то не очень.

На фото: Анна Нетребко и Ролландо Виллазон в опере "Травиата", Зальцбург. С сайта Bayern heute

См. также:

  • Марина Борисова. Опера: итоги года.


Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).