будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Культура
Снегирев Альберт

Уорхол - Пушкин наших дней

Уорхол - Пушкин наших дней
wor

Название открывшейся в Государственной Третьяковской галерее выставки Энди Уорхола «Энди Уорхол: художник современной жизни» кажется двусмысленным.

Сейчас, когда время движется все быстрее, Уорхолу, покинувшему этот мир в 1987 году, а создавшему первые заметные работы в пятидесятых, скорее подобает роль классика, чем актуального артиста. С другой стороны, он, конечно, принадлежит современности. Но как символ массовой культуры, культуры глянца и гламура. Как художник, в своем творчестве отбросивший обращения к истории искусства и попытке ее развития, полностью посвятивший свой интерес современной ему массовой культуре.

Уорхол был не первым, кто придумал поп-арт, но он стал абсолютным выражением нового взгляда на мир и принципиально новой фигуры художника, не чуждого светских раутов с самыми богатыми и известными широкой публике персонами, не стыдящегося коммерческого успеха и огромной прижизненной славы. И потому Уорхол принадлежит современности примерно так же, как в России принадлежит современности Александр Сергеевич Пушкин. То есть полностью растворившись в коллективном бессознательном – он уже у нас в крови, впитанный с молоком матери, или, вернее, с первыми просмотрами телевизионной рекламы и глянцевых журналов. Можно даже не знать этого имени, но жить в придуманном им мире.

Художник, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель - кем только он не был. За 40 лет своей карьеры он прошел путь от художника-иллюстратора в области рекламы до человека, получившего всемирное признание. Он был одним из первых, кто пришел в искусство из рекламы, в светской хронике то и дело мелькало его имя, и письменно, и устно он много и парадоксально рассуждал о том, как правильно выглядеть и что есть жизненный успех. Впрочем, гламурная часть его жизни и творчества больше связана со второй половиной жизни, которую так резко изменила в 1968 году Валери Соланс. Кардинальная перемена в его жизни – совсем не история большой любви, как раз наоборот. Валери Соланс, довольно эксцентричная радикальная феминистка, оставившая после себя в истории безусловно экспрессивный, но не особенно внятный манифест, пыталась застрелить художника в знаменитой «Фабрике Энди Уорхола». За год до этого она основала «Общество за полное уничтожение мужчин», и ей нужны были какие-то реальные жертвы.

Именно после этого покушения и времени, проведенного в больнице на грани жизни и смерти, великий Энди решил прекратить безумства на «Фабрике» и общение с наркоманами и маргиналами, вившимися вокруг него все это время. Этот «андерграундный» Уорхол, конечно, не был в андерграунде, андерграунд он устроил у себя в мастерской – период его творчества ничуть не менее интересен, хотя и требует специального интереса. В те времена, когда у него на «Фабрике» проводили время нью-йоркские фрики, гомосексуалисты и безумцы, Лу Ридом была основана группа «Вельвет андерграунд», которую Энди Уорхол взялся продюсировать. В те времена Уорхол снял невероятные фильмы – документы эпохи, вроде «Девушек из Челси» или  грандиозно-монотонного «Эмпайр Стейт Билдинг», длившегося восемь часов. Восемь часов снятого абсолютно неподвижной камерой здания. Уорхол много экспериментировал в кино, впервые ввел полиэкран, соединяя андерграундную беззаботность актеров с серьезным и фундаментально новаторским взглядом талантливого художника.

Уорхол смешал в одном высокое искусство и массовую культуру, андерграунд и высшее общество и совершил мощный сдвиг в современной культуре Запада, повлиявшей со временем и на русское искусство. Все этапы его творчества можно будет увидеть на только что открывшейся, самой большой из проходивших в России выставке. Помимо "хитов" - знаменитых супов «Кэмпбелл», "Кока-Колы", "Серпа и молота" - экспозиция включает архивные фотографии и ранние работы Уорхола тех времен, когда он жил в рабочем районе Питтсбурга, где родился и вырос. На выставке много портретов, которыми так знаменит художник: "Двойной Элвис" (1963), "Леди и джентльмены" (1975), Жаклин Кеннеди, Этел Скалл, Натали Вуд, Мик Джаггер. Эта огромная экспозиция включает 300 картин, рисунков, фотографий, фильмов, архивных материалов из музея художника в Пенсильвании. На все это стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы собственными глазами увидеть источник современной жизни.

Снегирев Альберт
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).