Вообще-то сюрреалистическая притча - вполне симпатичный жанр. В зависимости от желания автора – необременительно легкий или ненавязчиво философичный. Такими были фильмы Жана Кокто, таким, по всей видимости, хотела сделать свой фильм Вера Сторожева. И ей это практически удалось. В картине получилось все, за исключением одного момента – в «Греческие каникулы» не веришь.
Пара московских студентов – златокудрый Ипполит (Юрий Колокольников) и Соня (Анна Арланова) любят друг друга с детства. Еще в школьные годы их сблизило совместное подглядывание за любовными утехами между папой Ипполита и школьной учительницей. Видимо, зрелище оставило неизгладимый след в детских душах, поскольку с тех самых пор молодые люди стали неразлучны. И вот повзрослевшие Соня и Ипполит решают провести летние каникулы в Афинах, без копейки денег, зато по-молодежному романтично – зарабатывая неквалифицированной работой на кусочек мусаки.
Они изображают «живые скульптуры», «бэбиситерствуют», не гнушаются влажной уборкой, в общем, живут автостопом. И все бы ничего, но морально нестойкий Ипполит предает рай в шалаше ради легкого и сомнительного заработка. Человек с мифологическим именем Парис делает курчавому юноше крайне заманчивое предложение: сумасшедшие деньги за совсем не трудную работу на острове Кефалония. Только вот поехать придется без Сони. По ходу дела выясняется, что мальчика взяли на должность штатного оплодотворителя в местный центр репродукции, чем Ипполит, само собой, оказался страшно недоволен. Соня в отсутствие своего бойфренда тоже не скучала, в общем, за сто минут экранного времени первая любовь подверглась неслабой проверке на прочность.
Все это могло бы стать чудным сюжетом для сиквела «Греческой смоковницы», но куда там, замах не тот. Все в «…Каникулах» намекает на изысканный высококультурный контекст, цитирует античную литературу и отдается парафразами. Но автору сценария Ираклию Квирикадзе не удалось написать современный вариант «Дафниса и Хлои». Из-под пера заслуженного сценариста на этот раз вышло крайне неправдоподобное (даже для мифа с привкусом сюрреализма!) сочинение на тему «Как я провел лето». Виды Греции прекрасны, море синее синего, актеры – молоды и красивы. Но все вместе – синтетика. Нужно быть вольтеровски простодушным человеком, чтобы поверить даже в гипотетическое существование таких студентов, таких греков, таких диалогов и таких поворотов сюжета.
Между тем сказка должна быть убедительна. В сказочных волшебных приключениях нужно быть уверенным больше, чем в летописных хрониках, больше, чем в выпуске новостей. Потому что без этого нет чуда, без этого не действует волшебная палочка и не взлетает ковер-самолет, не исполняет желания огниво и не превращается в прекрасного принца Щелкунчик. Получить от зрителя кредит доверия в сказке очень трудно, гораздо труднее, чем в любом другом жанре. Но и кредит этот в разы больше, в разы ценнее. Вере Сторожевой заработать такого кредита не удалось, и поэтому вполне приличное кино под названием «Греческие каникулы» не волнует, не будоражит и не захватывает, а просто идет в московских кинотеатрах с 10 ноября.
Фотография со сьемок фильма с сайта Киностудии им. Горького