За последние месяцы в России произошло несколько громких убийств иностранных студентов. Анисет Габриэль Кочофа (российский гражданин бенинского происхождения), президент Ассоциации иностранных студентов в России, поделился с корреспондентом "Прагматики Культуры" Вероникой Гудковой своими опасениями относительно того, как эти события могут повлиять на отношение иностранцев к перспективе обучения в России, а также рассказал, как и чем занимается в РФ возглавляемая им Ассоциация.
Расскажите, пожалуйста, о деятельности вашей организации.
Ассоциация иностранных студентов в России была создана 29 мая 1996 года. Она объединяет около 103 тысяч студентов из 162 стран мира (около 60 тысяч – из дальнего зарубежья). Мы создавали эту организацию, чтобы ребята могли чувствовать себя в России одной семьей и помогать друг другу. Прежде всего, мы оказываем информационную поддержку, рассказываем студентам, где и как они могут получить помощь – правовую, социальную, медицинскую. Проводим «юридический ликбез» - студенты должны знать нормативные основы своего пребывания в России.
Затем – социальное направление: материальная и психологическая помощь ребятам, оказавшимся в беде. Все средства, которыми мы располагаем, - спонсорская помощь. Спонсоры помогают нам проводить спортивные и культурные мероприятия, иногда содействует тем, кто хочет вернуться на родину, и т.д.
Третье направление – собственно образовательное. Мы привлекаем иностранцев для обучения в российских ВУЗах не только на контрактной основе, но и за счет госбюджета РФ. Четвертое направление – культурные и спортивные мероприятия: фестивали, чемпионат мира по футболу среди землячеств, праздники, концерты, конференции. Пятое направление – налаживание связей и контактов с государственными организациями, в частности, с министерством образования. К сожалению, с правоохранительными органами, прежде всего – с милицией, контакта не получается. Хотя мы готовы сотрудничать в любой законной форме, содействовать в предотвращении нарушений закона иностранными студентами.
Случается, что закон нарушают сами студенты?
К сожалению, случается. Конечно, мы с этим боремся, наказываем правонарушителей. Наша задача – воспитание у ребят уважения к законам страны проживания, ее обычаям.
В советские времена большая часть студентов-иностранцев приезжала из социалистических стран. А теперь?
Те же страны остались и теперь - кроме стран Восточной Европы. На первом месте по численности – студенты из Азии и с Ближнего Востока. Гораздо меньше африканских студентов, 15-16 тысяч человек. Затем студенты из Латинской Америки, их меньше двух тысяч. Их стало гораздо меньше, чем было во времена СССР: хотим мы этого или нет, страны Латинской Америки далеко от России, и к тому же, по их словам, Россия в последнее время стала небезопасной. Произошедшие в последнее время убийства студентов из Чили, Сенегала, других стран, к сожалению, подтверждают их опасения. На четвертом месте – европейские студенты, их очень мало. Раньше - за счет социалистических стран – было гораздо больше. Сейчас приезжают единицы – учить русский язык, заниматься музыкой или изобразительным искусством, - и ненадолго, на 2-3 месяца. Причина этому проста: Восточная Европа «переориентировалась» на Запад и США. Да вы и сами видите, что и в России состоятельные и влиятельные люди отправляют детей учиться на Запад.
Личный вопрос: а почему вы сами из Бенина не поехали учиться во Францию?
Я искренне хотел стать коммунистом (улыбается). Для меня проблема выбора даже не возникала. Двадцать пять лет назад я был уверен, что это возможно. Хотел учиться в стране Ленина. Я считал, что коммунизм – единственный строй, единственная система, которая освободит народ Бенина, даст ему счастье и процветание. Теперь все изменилось. Но я считаю, что кое-что из советских времен можно было сохранить, не все было так плохо, как теперь говорят.
Скажите, а в годы вашего студенчества не возникало проблем ксенофобии, расовой розни?
Наверное, мне очень повезло, но я никогда не сталкивался с проявлениями расизма. Единственная проблема – когда я приглашал подругу, будущую супругу, в кино, ее иногда обижали. Некоторые люди, пожилые в основном, считали, что с иностранцами связываются только девушки легкого поведения. Но мы-то знали, что все не так. Хотя какое-то время мы скрывали наши отношения. Порой поначалу местные студенты неохотно общались с иностранцами, но лед быстро таял, и мы становились друзьями. К тому же была такая институтская политика – в общежитии иностранцев селили с советскими студентами, чтобы гости побыстрее учили русский. Теперь, надо сказать, многие российские студенты требуют отселять их от иностранцев, не садятся с ними за одну парту.
Как вы считаете, какова подоплека теперешних расистских инцидентов?
Я, конечно, не прокуратура, но какие-то мысли по этому поводу у меня есть. За все 25 лет, что я живу в России, не было такого количества таких громких преступлений с применением оружия против иностранных студентов за столь короткий промежуток времени. Были, конечно, хулиганства, бытовые драки, но это частности. К тому же странно, что все эти инциденты происходят всего в двух городах – Воронеже и Санкт-Петербурге. В октябре в Воронеже убили студента из Конго, в декабре в Питере – студента из Камеруна, потом, в феврале, - малийца, в апреле – сенегальца. Кому это выгодно? Может быть, тем, кто накануне того, как в России пройдет саммит «восьмерки», хочет продемонстрировать, что президент Путин не может защитить иностранцев даже в собственном городе, может быть, сорвать саммит в России? Второй аспект – экономический. Многие из студентов, которые уже здесь учатся, говорят, что больше не хотят оставаться в России, где им угрожает опасность. Не исключено, что это кому-то тоже выгодно. Я уверен, что представители правоохранительных органов в курсе происходящего, но они не уделяют этим инцидентам достаточного внимания. Скинхеды не скрывают лиц перед телекамерами, в Питере в открытую распространяют листовки о своих акциях, планируемых на день рождения Гитлера – 20 апреля. Известны даже места, где эти скинхеды тренируются. Но меры не принимаются, и это очень печально. Ребята уезжают, и есть основания полагать, что в будущем году количество иностранных абитуриентов уменьшится.
Проблема безопасности – единственное препятствие для обучения иностранцев в России?
Безопасность – первостепенная проблема. Но существует и проблема экономическая. Стипендия составляет 600 рублей в месяц. На это нельзя прожить ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в другом университетском городе. По законам РФ иностранные студенты не имеют права работать официально. И такая ситуация толкает ребят на нарушения закона. А если бы они работали легально, платили налоги, это бы только способствовало развитию российской экономики. Есть проблемы с визами. Студент может заплатить большие деньги, прилететь в Шереметьево – а проректор института из Томска или Владивостока не прилетел, в свою очередь, его встретить, и студента отправляют обратно домой. Есть и социальные проблемы. Иностранцы не имеют права на бесплатное медицинское обслуживание, а страхование – дорогое удовольствие.
Про общежития я говорить не буду – эта беда касается и российских студентов в той же мере, что и иностранцев. Таким образом, Россия становится очень дорогой страной для зарубежных студентов. А ведь наряду с признанным – несмотря ни на что! - качеством российского образования именно его дешевизна является важнейшей причиной, по которой иностранцы приезжают учиться в Россию. В США год обучения в среднем стоит 20 тысяч долларов в год, а в РФ – 2-3 тысячи, в зависимости от ВУЗа и специальности. Но в США студент может получить стипендию на обучение или подрабатывать, а в России – нет. Есть большие проблемы с производственной практикой. Государственных предприятий теперь мало, а частные компании боятся промышленного шпионажа и не пускают иностранцев. Так и получается, что, например, студент-нефтяник за все пять лет обучения ни разу не видел скважины.
Каковы ваши прогнозы? Улучшится ли ситуация?
Я не хочу, чтобы мои прогнозы сбылись, но боюсь, что в ближайшие годы ситуация не улучшится. Это связано и с нездоровой идеологической обстановкой в российском обществе, и с настроениями молодежи – никто не проводит с теперешними школьниками бесед на тему терпимости и борьбы с ксенофобией, - и с состоянием дел в правоохранительной сфере, с общим уровнем преступности, и с законами о положении иностранцев в РФ, которые имеются сейчас. Даже если власть жестко возьмется за дело и попытается что-то изменить, на это могут уйти десятилетия.
См. также о рынке образовательных услуг: