будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

В интимной атмосфере

Что такое фильм, снятый без использования камеры? Набор линий и геометрических фигур, то цветных, то черно-белых, но обязательно движущихся. Иногда скорость их движения невысока, но чаще – на пределе возможностей человеческого глаза. Главное, что в поражает в таких кинолентах – все они сделаны вручную, каждый кадр расписан или процарапан автором лично. Длинноты здесь исключены, просмотр длится недолго, обычно от двух до шести минут, хотя бывают и исключения, особенно если пустить пленку по кругу.

Стэн Брейкхедж. EXISTENCE IS SONG (последняя часть THE DANTE QUARTET, фрагмент 2), 1987 © und Courtesy Estate of Stan Brakhage und Fred Camper

Снимать кино минуя объектив, вручную нанося изображение на пленку, непосредственно обрабатывая ее эмульсионную поверхность – не самое привычное, хотя и старое занятие. Подобные эксперименты начались еще до первой мировой войны, на рубеже 10-х годов, причем не только в авангардистской среде, но и в кругу тех, кто «просто» хотел получить цветной, а не черно-белый фильм. Пионерами считаются итальянские футуристы. Братья Арнальдо и Бруно Джинани-Корадини создали в Равенне по крайней мере девять фильмов без использования кинокамеры, разрисовывая непосредственно пленку. Сохранились лишь описания тех лент, и по ним видно, что эстетика нового искусства зародилась практически в готовой форме, без какой-либо страсти к развитию и совершенствованию. Чистая визуальная абстракция в сочетании с музыкой для хроматического клавира – в той или иной версии эта вневременная «музыка красок» существует до сих пор.

Конечно, были авторы, такие как Ман Рэй, которых музыка не интересовала вовсе, может, потому, что звуки утверждают беспредметность мира, а для авангарда даже абстракция не является невесомой. В «Возвращении к разуму» Ман Рэя (1923), сделанном по принципу придуманных автором «райограмм» (проецирование предмета непосредственно на светочувствительный материал), мир хоть и легок, но осязаем. Булавки и шпильки вещь вполне конкретная, пусть поначалу кажущиеся несравнимой по весу с небоскребами. Все дело в пропорциях – увеличьте булавку до размеров слона, и мир изменится на глазах.

 

Шмельцдахин. Город в огне (фрагмент 6). 1984 © und Courtesy Schmelzdahin

Первые опыты бескамерного кино смотрятся не менее интересно чем все последующее. Они остроумны и порой – несмотря на абстрактное содержание, - жизнерадостностью напоминают диснеевские мультфильмы. Видимо, сказывается чувство ритма, общее для всех, кто синтезирует музыку с другими искусствами.

Спустя десять лет после Ман Рэя искусством бескамерного кино занялся новозеландец Лен Лай (Len Lye, 1901 – 1980), считающийся вместе с шотландцем Норманом Маклареном (1914 – 1987) подлинным основателем движения. Созданный им в 1935 году «Цветной ящик» оказывается самой ранней работой на выставке. Лай, пожалуй, наиболее известный из представленных во Франкфурте авторов direct film (еще его называют cameraless film). Он сумел синтезировать красочную революцию футуристов и автоматическое письмо сюрреалистов, от его музыкальных абстракций и сегодня невозможно оторвать глаз. Такое ощущение на выставке возникает еще пару раз, в том числе на замечательной джазовой ленте Хай Хирша (Hy Hirsch) «Блокнот». Американец, в возрасте 40 лет умерший в начале 60-х годов в Париже, долгое время был забыт, его ленты обнаружились лишь недавно, в среде историков кино они произвело настоящий фурор.

Гарри Смит. Ранние абстракции № 3. 1947–1949 © Light Cone and the right-holders

Все, кто занимается таким кино – французы, англичане, канадцы, японцы, - люди, мягко говоря, увлеченные, причем степень их увлеченности нестандартным кино напоминает о роли психосоматики и замещения в жизни художника. Например, калифорнийка Дженнифер Уест только после 2004 года «нарисовала» около полусотни лент. А Стен Брэкхейдж (Stan Brakhadge, 1933 - 2003) создал за полвека более 400 фильмов, причем последние двадцать лет жизни он только этим и занимался. Много лет Брекхейдж отдал работе над The Dante Quartet, вдохновленной «Божественной комедией» Данте. Другим источником вдохновения оказывается сама природа. Тот же Брекхедж снял в 1963 году классику жанра – трехминутный Mothlight, где в роли актеров выступает моль и прочие светопроницаемые насекомые, а также фрагменты растений. А австрийская художница Бэрбель Нойбауэр, сама сочиняющая музыку к своим фильмам, увлекается тем, что подсвечивает фонариком лежащую на пленке траву, камешки, рис или фрагменты листьев и использует при этом цветные фильтры. А боннская арт-группа Schmelzdahin (1983 – 1989; название можно перевести как «Затем разложение») решила приблизиться к природе настолько близко, что дальше просто некуда. Ее участники занималась тем, что в прямом смысле слова закапывали пленку в землю, добиваясь тем самым процесса ее естественного разложения. Следы его и составляют эстетическую основу фильма, которая, впрочем, не сводится к жизни бактерий. Перед «выпуском на экран» пленку еще и прошивался нитками.

Музыка оказывается важнейшим элементом бескамерного фильма, и многие авторы были профессиональными музыковедами – как американский художник, антрополог и коллекционер фольклора Гарри Смит (1923 – 1991), на чье мировоззрение повлияли идеи Кандинского и восточная философия, а также опыты употребления наркотиков (в 60-е годы такие эксперименты, прежде всего с мескалином, ставили многие художники, начиная с Анри Мишо). Во Франкфурте показывают его работу «Early Abstraction No.3 (Interwoven), датированную 1947 – 1949 годами и длящуюся три минуты двадцать секунд. Она во многом предвосхищает психоделические практики 60-х, для которых бескамерное кино оказалось родным искусством.

Ян Хелливел. Орбита атома (фрагмент 2). 2004. © und Courtesy Ian Helliwell

Всего на выставке «Целлулоид. Фильмы без камеры» в Ширн-Кунстхалле показывают более трех десятков фильмов 21 автора. Размер кадра не имеет особого значения – это может быть и восьми-, и семидесятимиллиметровая пленка. Ленты крутят не в очередь на одном экране, создавая тем самым сутолоку среди экспонатов, но для каждой обустроили в пространстве Ширна свой мини-зал, что создает на редкость интимную атмосферу. Интимным выглядит и сам проект, удачно вписывающийся в ряд экспозиций Ширна – таких как оп-арт или «Лето любви», посвященные движению хиппи и пограничным состояниям сознания, в частности, психоделическому искусству (об австрийском этапе той выставке здесь). Причем целлулоид вписывается настолько удачно, что кажется лишь новым разделом прежних проектов. Принципиальным отличием является то, что эксперименты в области cameraless film продолжаются и сегодня. Они пытаются переосмыслить исходные правила, делают возможной авторскую обработку «обычных» кинокадров, вовсю используют компьютерные технологии, которые требуют для показа сразу несколько рядом расположенных экранов. Признаки ли это жизни движения или его начинающегося вырождения, станет ясно позже. Вскрытия не будет, просто будущее покажет.

Микросайт выставки: www.schirn.de/zelluloid

Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).