будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Культура
Плунгян Надя

В ожидании бульдозера

Сентябрь этого года многие галереи посвятили одной исторической дате – тридцатилетию знаменитой “бульдозерной” выставки в Беляево, когда весь цвет советского нонконформизма разогнали за самовольную организацию выставки под открытым небом. Потом, правда, спешно разрешили другую, в Измайлово, а через три года состоялась первая ретроспектива того же "Other Art" в Венеции. Но бульдозер успел за это время стать символом противостояния искусства и власти.

Начиналось все с того, что несколько художников – среди них и участники Лианозовской группы (Оскар Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова), и одиночки вроде Сергея Бордачева и Эдуарда Зеленина, – обратились к властям с официальной просьбой устроить выставку на пустыре (на пересечении улиц Профсоюзной и Островитянова). По другой канонической версии, речь о пустыре вначале вовсе не шла: художники попросили помещение, им было отказано, тогда решили собраться на улице. Сформулировано это было как “первый осенний просмотр картин на открытом воздухе” - вполне нейтрально, но власть не то испугалась возможного подвоха, не то не совсем представляла, что произойдет, если разрешить. Так или иначе, наверху решили пока ответа не давать и ограничиться общими предостережениями.

Утром 15 сентября 1974, когда уже собралась часть зрителей и западных корреспондентов, выяснилось, что именно на этом пустыре назначен некий субботник. На толком не расставленную выставку двинулись поливальные машины, грузовики с какими-то деревцами и бульдозер, а “участники субботника” разгоняли народ, жгли и выбрасывали картины. Рабина и некоторых других художников сутки продержали в милиции.

Но семидесятые прошли, и масштабы события несколько поблекли. Оказалось, что ореол пражской весны в миниатюре “бульдозерная” выставка приобрела в основном благодаря “голосам”. Не будь там иностранцев – а пожалуй, мероприятие затевалось во многом для них – вехой в русском искусстве ее можно было бы назвать с трудом. В свою очередь, власть, организовав разгон художников, вряд ли шла на программную конфронтацию, по крайней мере, в отличие от хрущевского посещения Манежа.

Среди свидетелей расправы мнения тоже расходятся. Кто, как Лев Рубинштейн, считает, что выставка стала поводом не бояться властей и открыто выражать свои требования: кто, как Александр Глезер, верит в оригинальность московского соц-арта. Художник Эдуард Штейнберг (в Беляево принес свои картины его брат Борух Штейнберг) на открытии своей выставки в Третьяковке сказал, что для него это был просто эпизод, никак не повлиявший на общую ситуацию в неофициальном искусстве.

Впрочем, занятно другое. Советские нонконформисты всегда считали себя именно художниками, а не диссидентами, избегая громких заявлений и пристального внимания власти. Поэтому настоящим результатом “бульдозерной” выставки было то, что она фактически вынудила многих участников выбрать “антисоветскую деятельность” и как следствие – эмигрировать, превратиться в вечных жертв режима. Без внешнего воздействия им это было бы сделать гораздо труднее. Это воздействие удалось использовать и в “коммерческих” целях.

Выбирать между искусством и политикой не проще, чем между шатким положением эмигранта и случайными заработками "халтурой" на родине. Но и для тех, кто поспешил уехать, и для тех, кто остался, самым ярким событием осталось именно появление бульдозера. Разница с пражской весной здесь, увы, в неизменной ностальгии по вниманию властей.

И, вот, на тридцатилетие этой запутанной истории в Москве наконец открыли свой собственный вариант центра Помпиду. Новое здание Государственного Центра Современного Искусства (ГЦСИ) на Зоологической улице, переделанное архитектором Михаилом Хазановым из заводских цехов начала 30-х, действительно напоминает стеклянный дворец для произведений, которые когда-то за недостатком помещения отправили на пустырь.

О “бульдозерной” выставке на пресс-конференции говорили много, даже пришли участники – Михаил Рошаль-Федоров и Сергей Бордачев. Оскар Рабин поздравлял по телефону из Парижа, а Виталий Комар вещал из телевизионного экрана. Но все же маячила некая двусмысленность. Новый дом ГЦСИ, где обещают пространства для перформансов, видеоарта и мастер-классов по проблемам теории актуального искусства, не только не имеет прямого отношения к нонконформистам, но даже в чем-то противоречит их неустроенности и установке на инаковость: актуальные себя их преемниками категорически не считают. Поэтому на “бульдозерном празднике” не было ни одного художника, скажем, с “Арт-Клязьмы” и даже из галереи Гельмана.

Раньше современное искусство склонялось к протесту, теперь оно занялось карьерой. Однако складывается впечатление, что игры на политические темы, которые предпочитают актуальные художники (будь то портреты Путина кисти Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой или “перформансы о глобализации” Вячеслава Мизина с Александром Шабуровым), на самом деле служат прямым продолжением идей группы “Гнездо” и других бульдозерных ветеранов. “Конечно, они сюда не пришли, - говорил Леонид Бажанов, - зачем им это? Но у них будут свои бульдозеры. Пусть они пока готовятся”. Да и установленный прямо перед входом в здание бульдозерный нож словно предупреждает: развязки не миновать.

У соц-арта учеников не оказалось, да и живопись давно не в моде, но смутное воспоминание о том, что политическое искусство когда-то могло привести ко всемирному триумфу и успеху у западных галеристов, невозможно вытравить – это было слишком недавно: тридцать лет? двадцать лет? это не срок. Разница только в том, что вчерашние нонконформисты знают, что горечь политически ангажированного искусства в том, что слава зависит только от остроты темы. Актуальным художникам это предстоит выяснить самим.

Плунгян Надя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).