будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Гик Александр

В поисках счастливого конца

27 октября – в Питер, 28-го в - Москву со своим новым музыкальным проектом "Кармен со счастливым концом" приехал сербский композитор Горан Брегович, знаменитый сочинитель музыки к фильмам Эмира Кустурицы.

Для русской публики (как, кажется, и для мировой) существует два главных серба: Брегович и Павич. В чем–то они даже похожи – кажется, способностью зажечь с первой спички, даже в сырую погоду. К этому все и готовились, отправляясь на концерт в Горбушке, однако спички оказались слишком сырыми.

Новый проект композитора - еще одно признание в любви к цыганской музыкальной культуре, к которой Брегович питает давнишнюю слабость, начиная еще со «Времени цыган» Эмира Кустурицы. Нынешний замысел композитор объяснил сам: "Представьте себе цыгана, который отправится на единственную цыганскую оперу "Кармен". Он сказал бы: раз уж у нас есть одна-единственная опера, пускай у нее будет счастливый конец". И Брегович пошел у воображаемого цыгана на поводу.  

Первоначально «Кармен» задумывалась как киносценарий,  но "каким-то чудом из этого сценария, как из скорлупы, вылупилась опера". Запутанность и насыщенность сюжета наводит на мысль, что Бреговичу не дают покоя лавры самого Кустурицы. Судите сами: Кармен – проститутка с Центральной станции. В нее влюблён цыган Фуад Костик. Ради Кармен он загубил свою жизнь. Чтобы хоть как-то компенсировать свои несчастья, Фуад пишет оперу, в которой все хорошо. Но это только начало. Другая цыганка с египетским именем Клеопатра работает гадалкой. На кастинге для телешоу она положила глаз на молодого цыгана Бакия, который оказывается племянником Костика. Чтобы увидеть приглянувшегося ей молодого человека, на следующий день после кастинга она идет на похороны его дяди, где узнает о трагической истории любви Кармен и Фуада Костика. Клеопатра начинает по частям собирать оперу Фуада, счастливый конец которой созвучен ее истосковавшемуся по счастью сердцу.
 
Все бы ничего, но за затейливые сюжеты на цыганские темы и их мастерское исполнение публика любит именно что Кустурицу. А Бреговича -- за музыку к этим сюжетам. Но именно музыки пришлось ждать слишком долго. Концерт начался на сорок минут позже – взвинченные цены на билеты не способствовали быстрому заполнению зала (спекулянты перед входом пытались скинуть билеты по номиналу). Потом была разыграна странная «увертюра» с долгими речитативами направлявшихся через зал в сторону сцены актеров. Недоумение зрителей несколько рассеялось лишь после появления Автора, встреченного овациями: когда все были в сборе, сцена наконец взорвалась любимыми балканскими ритмами. Обрадованный зритель облегченно выдохнул: пронесло – и закачался в такт. Но не тут-то было. Не успевала музыка набрать обороты – опять звучали занудные речитативы. И так вся «опера». И уж совсем неуместными казались затяжные музыкальные цитаты из «Кармен»  Бизе. Ощущение китча усугубляло досаду.  
 
Финальный аккорд уже не оставлял сомнений: нас обманули. Любимой, знакомой по фильмам Кустурицы музыки, то есть того, ради чего все и собрались на Горбушке, толком услышать так и не удалось. В ответ на мольбы из зала сыграть что-нибудь «из Бреговича» предстал законспирированный под бис финал. Воздух над зрителями продолжал разрываться исступленными выстрелами названий культовых песен: Ederlezi, Kalashnjikov, Mesecina. Выстрелы оставались холостыми. А счастье было так близко, так возможно. Всего-то и нужно было  - танцпол да с десяток знакомых песен, зажигающих с первой спички даже в сырую погоду.

 P.S. Корреспондент "Прагматики культуры" задал Горану Бреговичу несколько вопросов. Ответы композитора вы можете прочитать здесь.

Гик Александр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).