будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Левкин Андрей

В.В.Путин - супербизон российского art'а

В.В.Путин - супербизон российского art'а
pu_happy77
Иллюстрация: Сергей Елкин

Номинация Pussi Riot на Премию Кандинского и на этой неделе обсуждается художественной частью РФ, обществом и его СМИ. Значит, неспроста – конечно, тема шире, чем ее даже представила номинатор ПР на ПК Ирина Кулик в интервью "Радио Свобода". 

У Кулик там так: "Я уверена, что в историю искусства и в новейшую российскую историю, если ее кто-нибудь будет писать честно и адекватно, эта история войдет, а панк-молебен Pussy Riot войдет во все музеи мира".

Логично, если есть такое чувство, то как же не номинировать. Технический вопрос: что именно тут считается актом искусства per se? Мероприятие в ХХС, клип, суд, медийные последствия?

У Кулик, скорее, всё в сумме. Упомянув русских футуристов ("у которых тоже были антиклерикальные жесты"), она уточняет "Мне хотелось бы провести другую, может быть менее очевидную аналогию – с такими художниками 70-х, как Марина Абрамович и Крис Берден, которые сознательно подвергают себя каким-то испытаниям. При этом зрелище этих испытаний является испытанием для зрителя, который должен сделать свой выбор, как к этому относиться. Такова история даже не самого панк-молебна, а заключения, которое за ним последовало: не знаю, рассчитывали ли на него участницы группы, но, во всяком случае, они приняли его. И они потрясающе себя вели на суде. Провести два года в заключении – это гораздо круче, чем провести несколько недель в галерее или музее, как Марина Абрамович".

Впрочем, дальше сказано: "И сам мировой резонанс панк-молебна связан, в том числе, и с его художественными достоинствами, ведь образ этих девушек в ярких одеждах, нелепых немножко, на фоне тяжелого официозного золота невероятно емок". То есть, было еще и стильно: в чем, что ли, состоит типа традиционно-художественная сторона мероприятия, но готовность провести два года в заключении – возникшая на той неделе – важнее, конечно.

В сумме, коль скоро акция оформляется задним числом с зачетом всех последствий, выходит, что ПР еще до появления в ХХС как бы художественно предощущали два года в заключении. Но, наверное, не надо придираться. Хотя в чем тут придирка, когда искусство может и так, и этак, а два года здесь важны конкретно. То есть, акция имеет в виду всю длинную последовательность разноформатных действий. ОК, нормально.

Но только Кулик тогда оттирает соавтора акции. Вот, она пишет об "антиклерикальных жестах". Но какая же антиклерикальность в "Богородица, Путина прогони"?

Опять же, кто – по общему мнению – обеспечил все эти художественные последствия? Путин, не так ли? Ну, тогда премию надо делить. Он это в самом деле сделал, не он - здесь не важно, поскольку если искусство - это то, что обществом (сообществом) считается искусством здесь и сейчас, то Путин - коль скоро сочтен тем же обществом инициатором мероприятия – тут соавтор. Не было бы судебного преследования – не было бы и акта искусства в его полноте. Ну, можно сказать что он-то не хотел таких последствий. А что, ПР хотели суда и двух лет? Art happens, а соавторы – это соавторы.

И это еще не учитывая контекст. Митинги, плакаты на митингах и соцсетевые фотошопы про Путина: он же чисто как Сталин вдохновляет творцов, тут не важно - с плюсом или минусом. Нормальный расцвет крепостного искусства, причем - не насильно, через заказы или угрозы, а добровольно, именно что с песнями ("Богородица, Путина…"). По факту Путин сформировал столь насыщенные собой окрестности, что шедевр ПР не мог не состояться.

Мало того, если премия имеет в виду еще и интенции & концепт, то ведь тот, кто их индуцировал, он-то и есть реальный художник. В таком варианте нельзя говорить даже о дележе премии. Пуси тут не более, чем те, кто набивал акулу Херсту. Захотела бы Премия Кандинского дать премию за акулу – что же, награждать таксидермистов? Причем, если премию дадут Путину, то он институализируется как арт-персонаж.

Но если ему не дадут ПК, то будет еще круче - в варианте "для графа де ла Фер это слишком мало". И это так: актуальное искусство в РФ теперь равно политическому благодаря кому? Он тут главный демиург, а все прочие - работники, реализующие во плоти его Арт-Волю. Ну, если художников так вставляет от Путина, так для них он и есть само искусство. Это он организует им производственный креатив, других смыслов они не знают. Художники теперь самые верные путинцы, воистину Единая Россия. И вот он, наконец, - новый Большой Стиль (это можно добавить в обоснование номинирования).

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).