Номинация Pussi Riot на Премию Кандинского и на этой неделе обсуждается художественной частью РФ, обществом и его СМИ. Значит, неспроста – конечно, тема шире, чем ее даже представила номинатор ПР на ПК Ирина Кулик в интервью "Радио Свобода".
У Кулик там так: "Я уверена, что в историю искусства и в новейшую российскую историю, если ее кто-нибудь будет писать честно и адекватно, эта история войдет, а панк-молебен Pussy Riot войдет во все музеи мира".
Логично, если есть такое чувство, то как же не номинировать. Технический вопрос: что именно тут считается актом искусства per se? Мероприятие в ХХС, клип, суд, медийные последствия?
У Кулик, скорее, всё в сумме. Упомянув русских футуристов ("у которых тоже были антиклерикальные жесты"), она уточняет "Мне хотелось бы провести другую, может быть менее очевидную аналогию – с такими художниками 70-х, как Марина Абрамович и Крис Берден, которые сознательно подвергают себя каким-то испытаниям. При этом зрелище этих испытаний является испытанием для зрителя, который должен сделать свой выбор, как к этому относиться. Такова история даже не самого панк-молебна, а заключения, которое за ним последовало: не знаю, рассчитывали ли на него участницы группы, но, во всяком случае, они приняли его. И они потрясающе себя вели на суде. Провести два года в заключении – это гораздо круче, чем провести несколько недель в галерее или музее, как Марина Абрамович".
Впрочем, дальше сказано: "И сам мировой резонанс панк-молебна связан, в том числе, и с его художественными достоинствами, ведь образ этих девушек в ярких одеждах, нелепых немножко, на фоне тяжелого официозного золота невероятно емок". То есть, было еще и стильно: в чем, что ли, состоит типа традиционно-художественная сторона мероприятия, но готовность провести два года в заключении – возникшая на той неделе – важнее, конечно.
В сумме, коль скоро акция оформляется задним числом с зачетом всех последствий, выходит, что ПР еще до появления в ХХС как бы художественно предощущали два года в заключении. Но, наверное, не надо придираться. Хотя в чем тут придирка, когда искусство может и так, и этак, а два года здесь важны конкретно. То есть, акция имеет в виду всю длинную последовательность разноформатных действий. ОК, нормально.
Но только Кулик тогда оттирает соавтора акции. Вот, она пишет об "антиклерикальных жестах". Но какая же антиклерикальность в "Богородица, Путина прогони"?
Опять же, кто – по общему мнению – обеспечил все эти художественные последствия? Путин, не так ли? Ну, тогда премию надо делить. Он это в самом деле сделал, не он - здесь не важно, поскольку если искусство - это то, что обществом (сообществом) считается искусством здесь и сейчас, то Путин - коль скоро сочтен тем же обществом инициатором мероприятия – тут соавтор. Не было бы судебного преследования – не было бы и акта искусства в его полноте. Ну, можно сказать что он-то не хотел таких последствий. А что, ПР хотели суда и двух лет? Art happens, а соавторы – это соавторы.
И это еще не учитывая контекст. Митинги, плакаты на митингах и соцсетевые фотошопы про Путина: он же чисто как Сталин вдохновляет творцов, тут не важно - с плюсом или минусом. Нормальный расцвет крепостного искусства, причем - не насильно, через заказы или угрозы, а добровольно, именно что с песнями ("Богородица, Путина…"). По факту Путин сформировал столь насыщенные собой окрестности, что шедевр ПР не мог не состояться.
Мало того, если премия имеет в виду еще и интенции & концепт, то ведь тот, кто их индуцировал, он-то и есть реальный художник. В таком варианте нельзя говорить даже о дележе премии. Пуси тут не более, чем те, кто набивал акулу Херсту. Захотела бы Премия Кандинского дать премию за акулу – что же, награждать таксидермистов? Причем, если премию дадут Путину, то он институализируется как арт-персонаж.
Но если ему не дадут ПК, то будет еще круче - в варианте "для графа де ла Фер это слишком мало". И это так: актуальное искусство в РФ теперь равно политическому благодаря кому? Он тут главный демиург, а все прочие - работники, реализующие во плоти его Арт-Волю. Ну, если художников так вставляет от Путина, так для них он и есть само искусство. Это он организует им производственный креатив, других смыслов они не знают. Художники теперь самые верные путинцы, воистину Единая Россия. И вот он, наконец, - новый Большой Стиль (это можно добавить в обоснование номинирования).