Ведущий вечера Данил Файзов (В): Мы рады вас приветствовать на очередном вечере из цикла «Отцы-основатели. Встречи с пионерами Рунета», который проводится совместно Проектом "Культурная Инициатива" и сайтом "Полит.ру". В рамках этого цикла выступили Антон Носик, Максим Мошков, Сергей Кузнецов, Роман Лейбов, и сейчас мы рады приветствовать Михаила Вербицкого и Юлию Фридман. Почему нам пришла мысль делать этот цикл - в общем-то, достаточно ясно и понятно. Лет десять назад, одиннадцать, двенадцать – пользователей Интернета были единицы, и те люди, которые этим занимались во многом на энтузиазме, зачастую не представляли, во что это выльется. А вылилось это в совершенно естественную для всех нас вещь, которой мы пользуемся ежедневно. О чем они думали, когда все это создавалось, о чем они думали, когда делали самые первые шаги, ощущали ли они себя пионерами – обо всем этом можно их спросить, а также о многочисленных проектах, которые они за это время создавали. Вопросы принимаются как от собравшихся в этом зале, так и все желающие могли оставлять свои вопросы на "Полит.ру". Те вопросы, которые были заданы на сайте, мы озвучим, а для начала попросим Михаила и Юлию сказать несколько слов как отцов-основателей в качестве небольшой вводной части.
Юлия Фридман: Давай ты будешь отец-основатель, а я – пионер.
Михаил Вербицкий: Наоборот.
Ю.Ф.: Ну, или наоборот.
М.В.: Хорошо, а было, собственно, так. Гайд-парк в Университете: году в восемьдесят шестом была такая большая доска поставлена в вестибюле, и к ней всякие приклеивали бумажки с полемическими высказываниями, дальше к этим бумажкам – другие бумажки с полемическими высказываниями. Получался такой натуральный «хохлосрач», пардон, только на тему кубинцев. Кубинцы там приходили и они выступали за социализм, и были чудесные дискуссии, как потом в Usenet,е, а сейчас – в livejournal. Вот, по-моему, так и начиналось.
Голос из зала: Надо сказать, Данил нормально подготовился: в прошлый раз он сказал примерно так, что «сейчас здесь сидит Роман Лейбов – это такой человек, благодаря которому мы здесь с вами тут сидим».
В.: Хотите сказать, я тут был сильно неправ?
М.В.: Натурально, так и есть.
Вопрос из зала: Просто это так форум и пришел в Интернет? Так и общение пришло?
М.В.: Ну, для нас, наверное, так и пришло. Я не знаю, Юля там училась, видела это в Гайд-парке-то?
Ю.Ф.: Ну, в Гайд-парке – да, было очень весело.
М.В.: Было очень весело. Кончилось это все печально, а именно: там довольно долго стоял этот стенд, но там вешались исключительно сочинения Новодворской и Кирилла Рогова почему-то.
Голос из зала: Кирилла Рогова?
М.В.: Да, он там был главным писателем. А еще – Максима Соколова. Они втроем были главные мозги демократического Союза. Это было году, соответственно, в девяносто шестом. Это был застекленный такой стенд исключительно с партийной пропагандой.
Ю.Ф.: Это о Гайд-парке вопрос.
М.В.: Да, а мы вот дальше писали в других местах. Я думаю, тем же кончится и с livejornal,ом.
Вопрос из зала: Расскажите, с чего начинался Интернет.
М.В.: Ну, мы поехали в Америку и писали e-mail, по слову писали. Вот, про Букатина сочинили стихи. Так, про Букатина или про Бокатина?
Ю.Ф.: По-моему, это неважно.
М.В.: …Своим друзьям в Россию. Был просто e-mail. А потом произошел в девяносто первом году путч – и тогда из России шел поток какой-то бесцензурной информации в Usenet. Это был такой типа mailing-листа, только на другом протоколе технически. И огромное количество людей это читало, даже профессиональные советологи. Основателем этого дела, точнее, основным источником информации был человек, впоследствии основавший Glasnet. Как его звали? Воронов, кажется, Александр. Потом его от Glasnet,а оттеснили, и Glasnet закрыли. И довольно много народу пользовалось этим Usenet,ом. Тогда уже собрались пользователи из России. И там было многое из того, что мы сейчас видим: турки там с армянами, турко-украинцы с совками и все те же жанры, представленные в больших количествах в комментариях к ru_politics.
Вопрос из зала: А как впервые HTМL применили?
М.В.: Году в девяносто пятом, собственно, когда все это дело появилось, я ужасно обрадовался и сделал себе домашнюю страничку в Гарварде. Потом я с ней поставил статистику и долго очень читал эту статистику. Ничего там другого практически и не было. Ну, может, в девяносто четвертом – в девяносто пятом уже что-то было. Там была статистика за много лет. Было чрезвычайно интересно. Потом Zhurnal.ru появился в России, но это прошло через стадию relcom.culture.underground. В этот момент всякие хорошие люди, с которыми мы до сих пор дружим – типа Димы Толмацкого, многим известного, - организовали такую news-группу «Relcome culture underground», в которой они обсуждали всякие интересные вещи – ну, там, Егора Летова. И потом мы же с ними стали делать какие-то журнальчики. Сначала бумажные, а потом уже небумажные. Я сделал несколько сайтов с этими же самыми замечательными людьми.
В.: Вводная часть – она получилась предельно лаконичной…
М.В.: Нет, можно еще что-нибудь. Я что? Я ничего. Ну, про все проекты подряд рассказывать?
В.: Давайте тогда попробуем к вопросам перейти, ибо расшифровка нашей сегодняшней встречи на сайте «Полит.ру» будет опубликована, и люди, задавшие вопросы, ответы должны получить. Поэтому их надо, наверное, озвучить. Первый вопрос от человека по имени Вася: «Нордика или Нахема?»
М.В.: Это самый важный вопрос современной культуры. Юля, как ты думаешь?
Ю.Ф.: Я не знаю, как ответить на этот вопрос, хотя это и самый важный вопрос современной культуры. По этому поводу один из наших товарищей устроил опрос – публика тоже не знает, они разделили поровну симпатии по этому поводу. Ну, Миша, может быть, знает.
М.В.: Я тоже не знаю. Но зато знает это Yandex. Ну что сказать? Нордика и Нахема, Нахема и Нордика – это эреген-объекты русского Интернета. На них просто каждый день смотрят миллионы читают и смотрят фотографии. Нордика, правда, у себя стерла, так что уже не смотрят.
В.: Хорошо, вопрос следующий, от Стаси. «Не могли бы Вы переиздать или допечатать тираж Опизденевших "Психоделия Tomorrow"? Появится ли "Небесный город" РиТ на диске?»
М.В.: Ну, вопрос весьма специфический. Я лучше скажу, что происходит сейчас с музыкальным изданием. Потому что все говорят, что от Интернета издателям не плохеет. Ни фига! От Интернета издателям плохеет: теперь можно вообще не издавать диски, в принципе, потому что никому они на фиг не нужны, никто их не покупает – все скачивают из Интернета. Вот. Но мы будем переиздавать и перепечатывать тираж, потому что мы это уже издали. Когда появится «Небесный город» - об этом надо с РиТ говорить. Мне кажется, это вопрос глупый, потому что кому на фиг сейчас нужны эти компакт-диски? Кому нужны – я с удовольствием сам подарю.
В.: Ладно, я первый записываюсь в очередь.
М.В.: Ага.
В.: Та же Стася спрашивает Юлю. Вопрос очень конкретный: «У вас из постов напрочь пропала фраза «Когда мы придем к власти…» означает ли это, что моим мечтаниям никогда уже не сбыться – увы. А так бы хотелось, чтобы хотя бы Летова воскресили».
Ю.Ф.: Я думаю, эта фраза должна появиться в постах Стаси, и тогда наши мечтания и ее мечтания сбудутся.
М.В.: Да, а сейчас эта фраза в основном в постах у Холмогорова. Лучше бы она оставила посты Холмогорова!
В.: Антон Накамуров спрашивает: «Миша и Юля совокупно: что бы вы изменили в своем прошлом, если было бы можно?»
Ю.Ф.: Это скорее Анатолий Канамуров – я, во всяком случае, его помню…
В.: Я его не знаю и поэтому могу ошибки в каких-то фамилиях делать.
Ю.Ф.: Это такой хороший поэт, разумеется, мы бы печатали его стихи, если бы имели такую возможность. Ну а в остальном – то же, что и все другие люди. Взяли бы все население Рублевки, всю номенклатуру, превратили бы в миллион алых роз и подарили бы Алле Пугачевой. Ну, или там восемнадцать миллионов алых роз.
М.В.: Это же надо в прошлом изменить, а у нас в прошлом не было номенклатуры.
Ю.Ф.: Ну, так если бы было это в прошлом – никогда не поздно и никогда не рано. Не знаю, Миш?
М.В.: Что бы изменить? Ну, друзья, как можно что-то изменить? Оно все полностью обусловлено тем, что происходило. По-моему, весь Интернет обусловлен этим самым Гайд-парком. Ничего абсолютно не менялось и не меняется вообще. Как можно что-то изменить? Люди думают, что есть время. Неправда: никакого времени нет. И поэтому прошлого тоже нет. Оно все сейчас все и происходит.
В.: Следующий вопрос. Он у нас, такое ощущение, будет фирменным вопросом цикла «Отцы-основатели». «Почему нет в продаже животного масла?» – спрашивает Петр Лиходеев.
Ю.Ф.: Я затрудняюсь.
М.В.: А что такое, собственно, животное масло. Пусть Петр Лиходеев, если он здесь присутствует, ответит на этот вопрос, и мы это обсудим.
В.: Если возвращаться к истории вопроса, четвертого февраля этот же вопрос был задан Роману Лейбову, и часть аудитории ответила утвердительно, что не знают, откуда этот вопрос. Можно опять же протестировать аудиторию, так же, как это сделал Лейбов.
М.В.: А между прочим, «почему нет в продаже» или «когда появится в продаже животное масло»?
В.: По-моему, там «когда».
М.В.: А в прошлый раз было «когда появится».
В.: Ладно, перейдем к следующему вопросу. «Михаил, используете ли вы в своей работе калькулятор?» - спрашивает Вова.
М.В.: Замечательный вопрос. Просто потрясающе содержательный. А вы знаете, друзья, как я вообще могу использовать в своей работе калькулятор? Люди думают, что математики – это люди, которые все умеют делать с числами. Неправда: математики ничего не умеют делать с числами, они складывать не умеют. Для математиков сложить в столбик 55 и 66 – сколько математиков, столько и ответов. Ну и, соответственно, у меня никогда не было калькулятора.
Ю.Ф.: Ну как раз, если бы тебя спросили, ты мог бы воспользоваться калькулятором.
М.В.: Достать калькулятор, да. Но поскольку у меня его нет, я не могу. Я в столбик складываю. Неправильно.
В.: Может, у кого в зале есть вопросы?
Ю.Ф.: Есть калькулятор…
В.: Вот вопрос. Представьтесь, пожалуйста.
Вопрос из зала: Я не знаю, Михаил, правильно ли вас отождествляют с персонажем кузнецовского «Гроба хрустального»…
М.В.: Там их два.
Вопрос из зала: Мне казалось, что вы тамошний Костя.
М.В.: Там тоже есть Вербицкий, под своей фамилией.
Вопрос из зала: А, даже так, но он упоминается как-то мельком. Тем не менее, Кузнецов пишет о девяносто шестом - девяносто седьмом годе, как о времени, когда существовала некая группа людей, которые уже осознали, что они делают некий русский Интернет, нечто вообще не похожее на что бы то ни было существовавшее. А когда вы это осознали, то есть когда вы не просто увидели, а когда вы поняли, что вы и есть те, кто его делает.
М.В.: Но, пардон, мы все делали, все пользователи, которые это читали, тем самым его и делали. Но в Usenet,е было вполне ясно, что люди создают некий ценный контент, пардон за выражение. И это было ясно уже в году девяносто первом – девяносто втором. Там уже создался аналог блоггеров. Между прочим, самым главным был Захар Май, который в каждой записи писал, что у него член восемь с половиной дюймов. И эти восемь с половиной дюймов стали как сейчас «еврейские расовые жиды». И сейчас Захар Май до сих пор процветает, выступает с концертами, даже здесь, небось, выступал. Так что ничего не изменилось.
Вопрос из зала: Для вас это просто была новая среда Usenet,а, новое техническое средство?
М.В.: Нет, Usenet – то же самое, что Интернет: люди те же, средства те же, немножко другой протокол – и все. То есть HTTP и NNTР. NNTР, кстати, лучше.
В.: Еще вопросы? Ну, если нет пока других вопросов из зала, перейдем к дальнейшему. Ну вот, отчасти наши гости уже ответили на этот вопрос: «Давайте окунемся в историю. Как начиналась история вашего знакомства с Сетью?» (Игорь).
М.В.: Ну что, Юля?
В.: Косноязычный немножко вопрос…
М.В.: Как началась история твоего знакомства с Сетью?
Ю.Ф.: Ну, мне Миша показал Usenet. У нас в доме появился компьютер. Я из дома тогда не выходила, потому что у меня были дети маленькие. И Миша показал Usenet. Все это выглядело совершенно чудовищно, потому что люди писали там на транслите или по-английски, и ничего, кроме матерных выражений, я там не прочла. А Миша объяснял, что это чрезвычайно интересная новая среда, в которую надо сейчас входить. И это, он считал, здорово. И там мы увидели первого виртуала. Это, наверное, был Mutlu.
М.В.: Mutlu был не виртуал, Mutlu был робот.
Ю.Ф.: Да, это был виртуал автоматический. Он работал на средства турецкого правительства. Он проливал свет на вопрос турецко-армянского геноцида. Он писал о том, что в четырнадцатом году армяне уничтожили два миллиона турок.
М.В.: Два с половиной миллиона турок, курдов и сефардских евреев. Не забывай.
Ю.Ф.: Причем люди пытались ему отвечать – неважно что. И, если там у отвечающего фамилия Петров, он ее переделывал на армянский лад и говорил: «Ты не скроешься от меня, кровавый Петросян. Твой дедушка лично уничтожил сорок турецких девственниц в такой-то деревне».
М.В.: И дальше публиковал списки девственниц.
Ю.Ф.: И пик его активности приходился на День Благодарения американского, когда очень многие писали про индейку – это фирменное блюдо Дня Благодарения – а она называется turkey по-английски. И он всем людям, которые сообщали, что они вкусно приготовили, поели индейку, начинал писать очень много ответов о том, что их кровавые дедушки изнасиловали кого-то там. Это очень хороший робот был. Про него много потом поэм сочинили, разных там басен. Это было дополнение к предыдущему рассказу.
В.: Хорошо. Вот вопрос nowinter задает: «Считаете ли вы, что мир изменяют идеалисты?»
М.В.: Ну, если мир кто-то меняет, то идеалисты: кому же еще? Потому что неидеалистам, собственно, и так все хорошо. Или они ничего не меняют потому, что козлы, или у них все хорошо, потому что они все под себя поменяли. А идеалисты, они делают на самом деле хуже и себе, и окружающим. Наверное, это хорошо и правильно: потому что если бы было все одно и то же, было бы гораздо скучнее.
В.: У Юли есть варианты ответа?
Ю.Ф.: А кто, собственно, идеалисты? Это же не Гегель и Локк, а как раз такие люди, которые думают, что мир меняют идеалисты. Ну, действительно, они думают, что мир меняют идеалисты, а все остальные думают, что мир меняют террористы и маньяки. Все вместе они меняют мир.
В.: Следующий вопрос задает читатель «Полит.ру» Кирилл Корчагин: «Юля, наверное, многие хотели бы увидеть ваши прекрасные стихи опубликованными, скорее даже – введенными в пространство современное поэзии, на фоне которой у них нет никакого шанса затеряться. То, что этого до сих пор не произошло – следствие вашего желания сохранять «маргинальность» как хрустальный гробик для «красивых вещей», или следствие устремленности современных кураторов к иным вселенным?» Очень интересный вопрос: про вселенные тут что-то…
Ю.Ф.: Это точно, а с другой стороны, это вопрос не ко мне, а к издателям. Почему издатели не выстраиваются в очередь, чтобы опубликовать мои прекрасные стихи, или ввести их в пространство современной поэзии? Я не знаю, как ответить на этот вопрос, сама тоже не понимаю совершенно.
М.В.: Нет, ты должна ответить, есть ли у тебя желание сохранять маргинальность – или у тебя его нет, а они вот такие гады.
В.: Есть желание быть напечатанной, выступать, получить признание и заслуженные почести – или ну это все к чертям?
Ю.Ф.: Желания выступать, могу сказать точно, нет.
М.В.: И зря.
В.: Петя спрашивает: «Любите ли вы Пинк Флойд, Дип Перпл и Лед Цеппелин? Коррозию металла? Какую музыку Вы любите из наших и из зарубежных»?
М.В.: Мне кажется, этот вопрос соответствует первому – про Нордику и Нахему, потому что все восьмидесятые годы в любой тусовке, где были эти волосатые хипы, все обсуждение сводилось к тому, кто лучше: «Дип Перпл» или «Лед Цеппелин». Они это обсуждали, обсуждали, обсуждали. Ну это уже надоело. Какую музыку? Вы знаете, какую музыку я люблю? Всякий underground. Мы его, собственно, и издаем в больших количествах на компакт-дисках и пропагандируем. Вот Юля чего-то хочет сказать.
Ю.Ф.: На самом деле (если по правде), Миша слушает только группу «Краски» и группу «Чернила для пятого класса».
М.В.: Нет, еще – «Время срать».
Вопрос из зала: А вы сейчас издаете что-нибудь?
М.В.: «Время срать» издали только что – очень хорошее. Вот я не принес. К сожалению.
Вопрос из зала: А как часто издаете?
М.В.: В общей сложности мы издали их, наверное, больше сорока. Некоторые – штук десять – коллекционным изданием, штук тридцать с небольшим хвостом (тридцать два, кажется) – таким приличным, большим тиражом. Но мы делали это года четыре довольно много, а в последнее время – один – два в год. Просто я боюсь, что народ перестал покупать компакт-диски в России, твердое ощущение, что люди скачивают из Интернета – ну, им хорошо. Собственно, и правильно делают: чего кормить всяких козлов-издателей.
Вопрос из зала: А у вас разный все время подход к этому, или вы организовываете издание пластинки - чем именно вы занимаетесь? Или вы говорите: «Вы хорошо играете – вам надо записаться»?
М.В.: Насчет «хорошо играете – вам надо записаться» - это довольно редко. Обычно люди приходят со своим материалом, которого очень много, которого на самом деле никто не выслушает никогда. Есть такое community - ru_tape, где люди выкладывают экзотическую музыку. Ну, например, полное собрание какого-то алма-атинского панка девяностых годов. Так половина там – абсолютно великолепная музыка, которую никто никогда не послушает, потому что ее никто никогда не скачает.
И такого столько, что заставлять людей что-то записывать, если у них нет к этому внутреннего стремления, не стоит. Но, конечно, кому-то мы иногда помогаем, но мало. Половина – это вообще архивные записи начала девяностых, когда был такой всплеск креативности вплоть до девяносто третьего года. Люди столько всего записали, а с восьмидесятого до девяносто третьего вся эта музыка ушла коту под хвост. Года до девяностого она распространялась по стране, были какие-то фестивали, было огромное количество андеграундных групп, которые через Житинского, через Аврору шли в массы. А с девяностого это обрезалось. И таких много с девяносто первого до девяносто третьего. И если таких издавать всех – можно еще десять таких лейблов, как наш, построить на этом.
Голос из зала: Я чаще всего вспоминаю Раду: как-то мы пришли на радио «Ракурс», она сидит – и видно, что она не в себе. «Рада, что случилось?» - «Знаете, Троицкий сказал, что Хендрикс – это не психоделика».
М.В.: Бедная Рада!
В.: Может, у кого-то в зале появились вопросы?
Вопрос из зала: Миша, а теперь вопрос про политику дурацкую. Позовете ли вы Каспарова на пост министра спорта, когда вы придете к власти?
М.В.: Хорошее дело, не мешало бы. Никогда не приходило в голову Каспарова назначить министром спорта. Однозначно – идея хорошая, спасибо.
Вопрос из зала: Тогда некоторое продолжение. Вы вообще видите, чем, кроме публицистики, лично вам можно было бы заниматься в российской политике?
М.В.: В политике? В принципе, когда я приехал в Россию в девяносто шестом году, то думал: все, сейчас будем восстанавливать русскую науку. Ну как: все уехали, а теперь возвращаются, возвращаются, возвращаются – и будем чего-то строить. А получилось ни фига: русская наука к тому времени окостенела, и ей было на нас начхать, как казалось, взаимно. Но, конечно, чего-нибудь там, в науке, построил бы, основал институт. Кто мне даст?
Вопрос из зала: Нет, я все-таки про другое: если вам сейчас что делать с Лимоновым, с несогласными?
М.В.: Я с ними, в принципе, дружу, но, поскольку они ничего не делают, трудно с ними что-то там делать. У нас та политика, которая там делается, она с той политикой, которая здесь делается, не пересекается вообще, то есть они никак друг с другом не соотносятся. И в этой ситуации наш хохлосрач в комментах с ru_politics имеет тот же вес, что и приход на площадь в количестве ста человек несогласных. То есть то и другое, наверное, правильно и хорошо, но политикой это называть можно только весьма условно.
В.: Еще вопросы? Хорошо, перейдем опять к вопросам читателей «Полит.ру». Человек с замечательным ником Чингачгук спрашивает, ходите ли вы голосовать?
М.В.: Юля, ходишь ли ты голосовать?
Ю.Ф.: Нет, по-моему, я однажды ходила голосовать, но не нашла участка избирательного.
М.В.: Нет, я один раз ходил голосовать: это было за Горбачева в девяносто шестом году на выборах. Надо мной все смеялись.
В.: Соответственно, вопрос, который через несколько вопросов, но, мне кажется, отчасти вытекает: человек по имени Чик спрашивает: «Юля и Миша, почему вы живете в России?»
М.В.: Это к Юле вопрос: я тебе всегда хотел его задать, почему-то ты никогда не отвечала.
Ю.Ф.: Ну вот, живем.
М.В.: Юля, почему, почему, почему ты живешь в России?!
Ю.Ф.: Ну, хорошо жить в России. То есть я живу.
М.В.: Даже такой роман, между прочим, был – «Живите в России»… Я живу потому, что я в самом начале думал, что удастся что-то изменить в России. Года до две тысячи второго казалось, что что-то там можно изменить: придет какая-нибудь революция. Но сейчас уже ясно, что ничего не изменится – в ближайшие года четыре. Так что что тут делать – непонятно, но Юля живет, и я живу.
В.: Хорошо, следующий вопрос. «Скорбите ли вы по каким-то чужим интернет-проектам, которые не дожили до наших дней», - Константин спрашивает.
М.В.: Ой, огромное количество интернет-проектов, особенно на narod, не дожило до наших дней. Это весьма впечатляюще, поскольку на narod - там приходится цензура. Насколько понимаю, там так делается: там сидит специальный сотрудник, он периодически открывает narod.ru, и если он находит мат – он проект стирает. Вот почему-то сайт aboutbears.narod.ru до сих пор не закрыли. Я его себе даже скачал, потому что я чувствую, что его рано или поздно закроют.
Еще rema.ru сдохлa в свое время. Был замечательный проект rema.ru - многие, наверное, знают – Вадима Гущина. И в какой-то момент Гущин забыл на полчаса его зарегистрировать. Гущин считает, что просто отключили электричество в том самом месте, чтобы он не смог этого сделать, и это было специально, на сервере, на котором было дело. А когда он туда пришел, оказалось, что какой-то спаммер этот домен у него украл и продает там какой-то спам. И это чрезвычайно печально, потому что такой был хороший сайт rema.ru, но я все-таки надеюсь, что Гущин его возродит в какой-то момент. И было до фига, в принципе, коммерческих сайтов, которые закрылись, но в конечном итоге они все плохие, и надо их все закрыть, то есть закрыть их не надо: они сами закроются. Ну и черт с ними. А некоммерческие в основном выживают.
Вот на сайте Базедова Кенгуру были фотографии. Куда они делись? Девочек Юли и Кати. Нет, было до фига, действительно, сайтов, на которые никто не ходил, типа вот aboutbears.narod.ru. Довольно долго я даже поддерживал обозрение «Ужас: моральный террор», в котором я эти гениальные сайты коллекционировал, но сейчас уже столько, что не наколлекционируешь. И многие из них люди архивируют. Например есть сайт alina666.narod.ru, но его стерли – теперь он alina665. Его сотрут – он станет 664, и так до бесконечности. То есть люди уже поняли, что надо сохранять гениальные проекты и сохраняют.
В.: Понятно. «Юля, что нужно, чтобы возродить журнал "Барсук"?» - спрашивает Сергей.
Ю.Ф.: Я вот как раз говорила, что нужно присылать всякие разные ваши собственные сочинения в детстве и сочинения ваших детей, если они у вас есть, или сочинения знакомых детей. Хорошо бы, конечно, сделать что-нибудь такое вроде MUD, прошу прощения…
М.В.: Сейчас это уже не модно. Сейчас модно делать всякие графические игры, чтобы было много народу, они туда ходили.
Ю.Ф.: Ну, этого нам не сделать. А вот что-то такое нужно сделать.
В.: Ира спрашивает: «Кто, по-вашему, из живущих в наше время герои, а кто - антигерои? Назовите кого-нибудь из тех или тех?» Ну, вообще лучше и из тех, и из тех.
М.В.: А у меня есть любимый антигерой – это Гайдарочубайс. Я его всегда слитно произношу, потому что методически это одно и то же вредоносное существо. А герой – Столман: написал «Emacs», а потом основал философскую теорию, как делать все бесплатно, чтоб было всем хорошо. А еще – Хомский. Тоже я считаю, что он герой, и примерно по той же причине. Мне чрезвычайно не нравится его научная деятельность, но зато он параллельно с ней занимается просвещением населения в политической области: написал много книг о том, как эти гады манипулируют общественным сознанием. Раньше я примерно так же относился к Кара-Мурзе, но перестал. Расскажи лучше, Юля, про своих героев.
Ю.Ф.: Я думала, если честно, что Миша назовет учителя Стомахина.
М.В.: А, учитель Стомахин, изнывающий в застенках советского режимa!
Ю.Ф.: Последний герой был, как известно, Виктор Цой, а теперь уже какое-то противостояние биомассе, а кто ей противостоит – непонятно: если показать пальцем на какого-то героя – на него сразу прыгнет какой-нибудь паразит, и он сразу в что-то такое же превращается. Так что здесь это противостояние – может быть, оно уже устарело немножко.
М.В.: Столмана и Хомского еще никто не обидел.
В.: Хорошо. «Миша, расскажите простыми словами, чем Вы занимаетесь в математике?» (Кирилл)
М.В.: Серьезно?
В.: Простыми – чтобы все поняли, видимо.
М.В.: Использую ли я калькулятор, да? Ну, друзья, ну хорошо. Существуют вещественные числа, их все проходят в университете (кроме гуманитариев). А некоторые проходят даже комплексные числа в институте – это туда добавляется корень из минус единицы. А еще более продвинутые люди проходят кватернионы - это тоже корень из минус единицы, только их три штуки, а еще есть первый корень на второй корень минус второй корень на первый корень есть третий корень. Их там три штуки, вот такое там соотношение. Это хорошая алгебра, которая еще больше, чем комплексные числа. То есть, она относится тоже к комплексным числам, так же, как комплексные числа к вещественным. А еще есть следующая алгебра: она восьмимерная, называется октава, про нее вообще никто ничего не знает, кроме тех, кто ей занимается.
А вот на всех этих алгебрах есть соответствующая геометрия, которая над ними живет. И вот физики ее очень любят, потому что она описывает, по мнению физиков, наше какое-то там струнное пространство. Про физиков я ничего особенно не знаю, но зато геометрия эта чрезвычайно интересна, и я ей занимаюсь, потому что мне нравится. Но действительно физики много всего придумали – они больше этим занимаются, чем математики. И больше придумали. Поэтому спасибо им за это. Все, наверное.
В.: Очень хорошо: простыми словами, понятно все. Константин Л.: «Что Вы можете сказать про Романа Лейбова?»
Ю.Ф.: Роман Лейбов, как вы сказали, где-то там сидит, а мы поэтому где-то еще сидим.
В.: Нет: «вот он здесь сидит, и благодаря ему мы здесь с вами сидим».
Ю.Ф.: А, вот Роман Лейбов – сегодня он здесь не сидит, к сожалению.
М.В.: А мы несмотря на него… правда, нас гораздо меньше, я думаю. Нет, Лейбов замечательный. Мы в свое время с ним ужасно ругались, но как-то сейчас и ругаться непонятно, за что: все кончилось. Мы ругались за Советский Союз: он считал, что Советский Союз – это плохо, а я считал, что хорошо. А сейчас как-то нет никакой надежды, что что-нибудь хорошее из этого получится, поэтому мы с ним вполне, по-моему, солидарны.
В.: Галя спрашивает: «Каким вы видите идеальный сайт-СМИ? Как по-вашему будет развиваться дальше русская сеть?»
М.В.: Идеальный сайт-СМИ? Я думаю, это livejournal плюс топ yandex,а. Только топ yandex,а нужно аккуратно написать, чтобы туда не лезла всякая заказуха тупая, а лезло туда только то, что людям интересно: люди сами про себя говорили бы, и это дело комментировали. Вот и будет идеальный сайт-СМИ. Ну, чтобы вообще не было никаких профессионалов: журналистов никаких. Эти гады все просто мешают нам жить: они препарируют реальность в том виде, в каком это нужно какой-то корпорации, богатым людям. Когда этого не происходит, когда не вмешивается никакая коммерция, люди спокойно живут, и всем хорошо.
А как дальше будет развиваться русская Сеть? Либо Россия будет превращаться в Северную Корею: нас будут постепенно закрывать, либо дальше будет как сейчас развиваться: будет больше интерактивных сайтов, в которых люди про себя рассказывают, и там будут им дальше промывать мозги, люди напишут роботов еще больше. Сейчас много роботов, которые занимаются промыванием мозгов, а будет еще больше. Но это в случае лучшего сценария, если нас не запретят вообще.
В.: Любопытная задает интересный вопрос: «А кто и когда станет пионером Всемирной Телепатической Сети? Типа ваши прогнозы и всё такое...»
Ю.Ф.: Ну вот в январе две тысячи девятого года выйдет директива о том, чтобы всем преступникам самым главным (политическим и убийцам) вживлять чипы, чтобы ими можно было управлять. И управлять ими, естественно, будут по радио. А дальше – откуда возьмется Телепатическая Сеть? – вы знаете, что антенна, как и любой приемник, может испускать сигнал – эти чипы нужно только немножко модифицировать, преступники будут этим заниматься, конечно, - и они будут посылать друг другу сигналы. С одной стороны, известно, что всем людям, собачкам уже вживили чипы и кошечкам.
М.В.: В Англии и Израиле.
Ю.Ф.: Да, речь идет о том, что не всем вживили, но чтобы не убегали.
М.В.: Они убегают за сто метров от дома – и их начинает бить током со страшной силой.
Ю.Ф.: Так постепенно с нами всеми будет, ну а потом граждане научаться использовать эти чипы, чтобы друг другу передавать сигналы, и так возникнет Всемирная Телепатическая Сеть. В январе две тысячи девятого года.
М.В.: Вот как круто.
В.: Метафизическое сопротивление спрашивает: «Миша, а почему бы вам не писать про музыку там всякую новую и не очень?»
М.В.: Неплохо бы писать, но тут проблема, друзья: существует музыка, которую люди слушают, но она в основном довольно скучная, а существует музыка, которую никто не слушает вообще – и она как раз самая интересная. Причем не только русская. Есть дофига сайтов: люди берут пластинку, вышедшую тиражом пятьдесят штук, ее цифруют и выкладывают. И такого очень много. Я думаю, надо уже этим заниматься: нужна интернет-радиостанция какая-то, чтобы все это дело препарировала, обсуждала, изучала. Надо этим заниматься. Но где и как, и много ли народу готово это слушать – я не знаю. Но, по-моему, это важно и правильно.
В: Ответ на следующий вопрос я жду просто с нетерпением, чтобы задать, потому что вопрос чрезвычайно замечательный. Вербицкий-кун спрашивает: «Миша, привет! Наша группировка снова негодует, что случается с ней чуть более вполовину чаще нежели обычно. Но чад негодования, окутывающий наши нейроны, синапсы и что-то там ещё, чем более чем полностью наполнены емкости под нашими черепными крышками не дезавуирует нашего всегдашнего любопытства. Посему вопрошаю: Миша, каким ты видишь будущее анонимности (как способа существования) в российских интернетах, также какие перспективы открываются пред анонимусом в лучах славы нового тоталитаризма и звучании какофонии скрипучего индастриала новой сбруи из дешевого дерматина? Прривет».
М.В.: Дешевого дерматина? Непросто как! Но правильный вопрос, в принципе. Потому что раньше что казалось – году в двухтысячном? Что эти анонимы – просто чмо, под ногами которое ходит, они все наглые, нудят что-то противно. А сейчас наоборот: возникла культура анонимности, которая здесь демонстрируется этим замечательным языком, эти анонимы замечательно друг с другом общаются. Они друг друга как идентифицируют? По цитатам из Мицгола. И я думаю, они в будущем просто выучат наизусть все высказывания из Мицгола и высказывания "интересной личности" и будут так общаться. Новая раса, новый народ и новое метафизическое пространство, в которое они выйдут и будут там жить. И это весело.
В.: Следующий вопрос – я не знаю, насколько он случаен: «Всем привет в этом чате, а у вас есть ася?)» (Кролик Вася)
М.В.: А у вас есть Кролик Вася? Нет у нас, по-моему, аси.
Ю.Ф.: Но это вопрос ко всем.
М.В.: Всем привет, кто в этом чате.
В.: Хорошо. Роман Лейбов: «Привет, пионеры Рунета! Миша, как бы нам обустроить Россию? Юля, а ты как думаешь?»
М.В.: Ой, отвечать на вопрос, как обустроить Россию? Практически мы думали чего в девяносто пятом году: надо возвращать Советский Союз, [тут текст покоцан], и построить Советский Союз, но чтобы там был Интернет. Чем была плоха советская власть? Тем, что там не было Интернета. Цензура, мучают, не дают Гумилева читать. А тут спокойно идешь к Мошкову – и вот тебе весь Гумилев. Вообще нет никаких проблем с советской властью. Это с одной стороны.
А с другой стороны, еще там туалетной бумаги не было. Это важная была проблема. Вы, небось, не жили при советской власти – вы не помните, а я помню, как из ближайшего хозяйственного выходит толпа, и у каждого на шее висит пятьдесят связок туалетной бумаги, потому что они ее там купили. Ее невозможно было купить, потому что эта туалетная бумага была в планах пятилетки, а они все на бумаге, и в результате эти планы пятилетки пропадали и туалетной бумаги не делали, по ошибке. И казалось, что введут компьютерные устройства, и великая будет компьютерная социалистическая цивилизация.
Но теперь понятно, что не будет ничего этого, потому что все сторонники Советского Союза впали в полный маразм: они в церковь ходят и OПК свое пропагандируют. Так что я думаю, надо просто закрыть этот проект на фиг вообще. Всю Россию закрыть, расчленить, и пусть будет пятьдесят маленьких Румыний. Все вступят в ЕС, и будет всем хорошо. В Румынии мне нравится, я там был: там весело, люди занимаются математикой, предвыборной агитацией там все просто увешано, русское все они очень любят. Мой друг нашел там какой-то сайт, где Цоя пропагандируют среди румынов. Румыны слушают Цоя и «Алису», «Алису» и Цоя. Это круто очень. Для них круто – для нас-то это не очень. Но все равно интересная жизнь какая-то. Юля?
Ю.Ф.: Ну, Александр Исаевич Солженицын очень хорошую статью об этом написал.
М.В.: По-моему, "Жить не по лжи" называется.
Ю.Ф.: Нет, это у него другая статья. "Как нам обустроить Россию" называется. Там говорится, что нам надо построить много капищ, ристалищ, узилищ, удилищ всякоразных…
М.В.: И в мокроступах ходить.
Ю.Ф.: Да, и кто хочет отделяться – пусть отделяется: Москва, Петербург…
М.В.: Капища, ристалища и OПК вернуть в школы…
Ю.Ф.: Нет, там ничего про OПК не написано, там сказано: кому не нравится, пусть отделяется.
М.В.: Ну круто.
В.: Следующий вопрос достаточно большой. «Миша, во-первых спасибо большое за ваш журнал, и отдельное спасибо за покрытие темы "половых преступников" в США. Почему эта тема в российских СМИ-блогосфере так мало обсуждается? Особенно на фоне интереса к разным другим сторонам жизни в Штатах. Ведь в Штатах эта тема стала одной из основных нац. идей, - такое ощущение, что общество поделено на преступников (реальных или потенциальных), жертв, врагов преступников, наблюдателей, ну и, до кучи, противников всего этого спектакля». (Олег)
М.В.: Очень хороший вопрос. Правда, противников там маловато: там либо жертва, либо враги преступников, наблюдатели и т.д. Но почему это в России-то не обсуждается? Потому что в России имеется некоторый образ Америки, который гораздо важнее, чем реальная Америка. Этот образ Америки состоит в том, что там сплошные гомосексуалисты, половые извращения и разнузданные свободы.
Друзья, ну какая там свобода? Там свобода в Беркли и в Массачусетсе. А посредине – пустыня, где вообще ничего нет: там какие-то ходят странные персонажи и шпионят за соседями, чтобы те не устроили половых эксцессов. И молятся каждый день в церкви, как Холмогоров. И поэтому это там национальная идея. А в России видят Америку – и видят Беркли. По-моему, это неправильно. Анти-американцы в России ненавидят Америку, потому что там половая разнузданность, а про-американцы пытаются защитить эту половую разнузданность. И тем, и другим крайне невыгодна демонстрация того пуританизма, который в Америке реально происходит.
Ю.Ф.: И Холмогорова бы там посадили за педофилию.
М.В.: Там, кстати сказать, была совершенно замечательная история года два назад, когда какой-то блоггер написал о проповеднике – между прочим, председателе Лиги баптистских проповедников – что продавал ему свое тело, занимаясь гомосексуальной проституцией. И тому пришлось уйти с поста председателя, чуть ли не из своей церкви, потому что он очень всегда выступал против гомосексуализма, а тут оказалось, что он сам такой.
Голос из зала: У мормонов, кажется, была такая история.
М.В.: У мормонов, вроде, с этим получше все: они живут в своих мормонских деревнях, и там у каждого мормона по двадцать жен, и все жены младше десяти лет, примерно. Я утрирую. Но реально был случай, что человек выступил на областном телевидении и стал рассказывать, как круто у мормонов жить, и стал всех своих жен демонстрировать, и оказалось, что всем женам по шестнадцать лет. И тут они сообразили: а что это женам по шестнадцать лет? И посадили этого козла на десять лет. А если бы он не вышел на телевидение, то спокойно бы прожил у себя в деревне и был бы счастлив со всеми многочисленными женами десяти лет.
В.: Вот тут есть ряд вопросов, касающихся школы № 57. «Миша, Юля. Общеизвестны успехи школы N57 в подготовке абитуриентов, скажем так. (1)Каковы, на ваш взгляд, системные недостатки учебного процесса в этой школе? (2) Имеются ли в этой школе такие организационные находки, которые были бы успешно применимы в любой среднестатистической школе страны? Спасибо». (Андрей)
Ю.Ф.: Мне кажется, что системным недостатком учебного процесса в этой школе является то, что там готовят абитуриентов в последние годы, и, в общем, ничего другого не происходит. Ну как: во второй школе готовят победителей олимпиад.
М.В.: Во второй школе - эффективных, конкурентно способных и корпоративных.
Ю.Ф.: Ты не видел просто манифест пятьдесят седьмой школы: там их тоже готовят. А второе, значит, «организационные находки, которые были бы успешно применимы». Ну, в походы со школьниками хорошо ходить. Я даже знаю людей, которые ходили в походы с беспризорниками, в какие-то геологические экспедиции настоящие, довольно непростые. Все были довольны.
В.: Хорошо. А вот «Миша, расскажите пожалуйста про инициатические ритуалы пятьдесят седьмой школы». (Поликаров)
Ю.Ф.: Нет, про это нельзя.
М.В.: Вот Юля запретила мне рассказывать про «инициатические ритуалы» постольку, поскольку это большая тайна. Разумеется, там происходит каждый день еврейский погром. Ну а как? Еврейская школа – еврейский погром. И это, наверное, «инициатический ритуал», но я не могу про него ничего рассказать.
В.: Еще один вопрос – от Александра Сергеича, но поскольку на него ничего ответить нельзя: запрещают… Что делать… «Миша, Юля: с примерно какой по численности группой населения вы себя идентифицируете, или по какому принципу? (страна, москвичи, выпускники ш.57, люди со сходным lifestyle, etc.) Не ожидается, что вы объявите принцип, поэтому прикиньте, плз, число, мы дальше сообразим. Спасибо». (Из Чернигова) Немножко косноязычный вопрос, мне кажется: сложно было его зачитывать.
Ю.Ф.: Грозный такой вопрос.
М.В.: Жестокий.
В.: По-моему, вас хотят какому-то остракизму подвергнуть.
Ю.Ф.: Ну вот да: тут с какой группой населения вы себя идентифицируете – для жизни или для смерти? Если для смерти, то человек одинок, он сам по себе – поэтому ноль численность, ни с какой группой населения он не идентифицируется. А так, ну, это действительно трудно: содержательно ответить на этот вопрос. Ну, не знаю, с каким порядком величины: тут столько всяких живых существ на Земле – десять в тринадцатой степени, в четырнадцатой?
М.В.: Это с вирусами?
Ю.Ф.: С вирусами, а что делать? Сейчас пока что со всей природой с ее жестокими законами я себя идентифицирую. Ну а потом там если что прояснится, кто захочет присоединиться – то вот с ними.
М.В.: Я в свое время читал книгу Вальтера Скотта «Роб Рой» - мне очень понравилось. Про шотландцев. Причем Роб Рой МакГрегор – это реальное историческое лицо – был не просто борец за шотландскую независимость, а шотландский чернокнижник и бандит мелкий: он скот мелкий воровал и куда-то гнал по берегу озера. Так там написано, что каждый шотландец он как себя видит: он, вокруг него его семейство, следующий круг – это его клан, следующий круг – шотландцы, следующий – англичане. Каждый из кругов ему ближе и дороже. Я, когда читал, не понял, что тут плохого: это было поставлено ему в осуждение. Так все люди это и воспринимают: есть моя семья, есть люди сходных взглядов, потом есть свой народ, потом все человечество. С кем-то ближе.
Непонятный вопрос, наверное, он с точки зрения тех людей, кто считает предосудительным, что человек сначала отождествляет себя со своей семьей, потом со своими знакомыми, потом с народом. Я не считаю, что так нельзя. По-моему, только так и можно.
Ю.Ф.: Как, ну есть сенсимонисты.
М.В.: Да, вот типа того мужика, который нашел на вокзале чеченскую семью, отдал им свою квартиру, они туда вселились, переписали все на себя. А затем убили его и его мать и ограбили.
В.: В связи с этим ответом я вдогонку задам такой вопрос: «Здравствуйте, Миша и Юля. Порой кажется (на основании ваших постов в лжр), что вы все более пессимистично смотрите на будущее человечества. Если это действительно так, то чем вызван такой пессимизм?» (Митя)
Ю.Ф.: Нет, ну поводов для пессимизма много, лучше конкретные, наверное, называть. На меня производит впечатление, что довольно неплохо получилась организация «Наши», «Россия молодая». Но это глупый, наверное, ответ, правда? Причем вот бумажки-прокламации, которые им рассылались и которые ими цитировались как что-то, что вполне убедительно и им нравится, - это вот: «Мы сильная партия и мы хотим вам помочь. Если вы хотите, чтобы у вас не было проблем в деканате. Чтобы в милицию вас не забрали лишний раз – мы вам поможем. Если вы хотите с сильной партией быть, то поступайте к нам». Ну и те решили, что поступать – это круто, и вот так оно и надо. Это вот грустно.
В.: Миша?
М.В.: «Пессимистично на будущее человечества»… Ну, друзья, какое вообще у человечества может быть будущее? Посмотрите: сколько этих звезд на небе! У каждой могла бы быть цивилизация, а их нет. А почему их нет? Наверное, там были какие-то цивилизации, но они все сдохли. И человечество, наверное, тоже сдохнет.
Надо с этим бороться: добиваться каких-то там научных успехов, чтобы оно не сдохло целиком. Но шансов мало, просто статистически рассуждая. Ну а так, наверное, какие-то вирусы изобретут, всех людей изведут совсем скоро. Это мое предположение. А с другой стороны, может, что-нибудь успеем до того придумать.
В.: «Михаил, посещаете ли вы сайт Д.Пучкова (oper.ru)? Считаете ли вы его своим идеологическим противником?» - ace_the спрашивает.
М.В.: Пару раз там был – даже интересно: человек рассказывает, как он в армии служил, ментом работал. «Идеологическим противником»? Ну, он просто замедленный чуток. Как он думает, как он выступает – так все более менее сейчас выступают. С другой стороны, лет пять был такой авангард: Советский Союз любить, социалистически на все смотреть, не любить американцев. Действительно, году в двухтысячном это было все очень круто и замечательно. Просто он чуток задержался.
С другой стороны, вся у нас страна чуток задержанная. Сейчас по всей России идет примерно то, что было в девяносто седьмом году в Москве: то есть такой советский патриотизм кондовый, антиамериканизм – это все просто медленно распространяется на все окружающее. Это, наверное, хорошо даже, что оно распространяется, но плохо, что очень медленно.
В.: Сержант ПВО спрашивает: «Миша, я хотел бы узнать, если Вы бреетесь хотя бы иногда, то какой маркой лезвий пользуетесь и каковы Ваши ощущения после бритья? Если же нет, то как Вы ухаживаете за бородой?»
М.В.: Я ее только подстригаю иногда. Я уже давно не брился. То есть я брился настолько давно, что уже и не помню, какой маркой.
В.: Есть ли вопросы у собравшихся в зале? Ну, если подобранных вопросов нет, тогда я задам вопрос последний от читателей "Полит.ру". Вопрос, соответственно, такой: «были ли американцы на Луне»? – спрашивает Антоний.
М.В.: Юль, американцы на Луне?
Ю.Ф.: Были ли американцы на Луне? Ну вот у нас Скуперфильд был на Луне, он даже ведет дневник на lj.rossia.org, только давно что-то не писал.
М.В.: Там все коротышки ведут дневник - lj.rossia.org. И Знайка, и Незнайка, и Кнопочка, и еще много чего. Кнопочка уже родила, по-моему, только не знаю, от кого.
Ю.Ф.: Несколько раз.
М.В.: Несколько раз. Американцы на Луне? Черт его знает. Так, друзья, а Путин есть? Кто-нибудь его видел лично? Я не видел. Может, кто-то и видел. Глупый вопрос: есть ли Путин? Это просто реальность, данная нам в ощущениях и в телевизоре. Ну и американцы на Луне – тоже. А так спрашивать…
Я вот недавно был в книжном магазине и видел там книжку - «Христос – царь всех славян» Фоменко. Ну, это очень круто - «царь всех славян», как можно с этим спорить: может, он действительно царь всех славян и был там этим, Батыем, согласно Фоменко. А может и не был. Так же и американцы на Луне. Вопрос чисто такой: может и были и не были в квантовом смысле – струна, какая-то частица или волна. Дана и частица, и волна. Были или не были? Царь славян или не царь славян? Это одно другому абсолютно не противоречит, если вдуматься.
Голос из зала: Стихи почитайте!
М.В.: Юль, почитай стихи.
В.: Мы уже обсуждали перед началом вечера, и Юля сказала, что наизусть своих стихов не помнит. Хотя я с самого начала предложил, до того, как мы начали беседу. Поэтому если она все-таки согласится…
Ю.Ф.: Я ответила, могу только «Ленин и печник» почитать.
Голос из зала: Мы готовы послушать.
Ю.Ф.: Ладно, «Ленин и печник» в исполнении Юлии Фридман.
М.В.: Ты с завыванием, с завыванием, как в Серебряном веке читали.
Ю.Ф.: Давайте лучше «Муха-цокотуха».
М.В.: Муха-муха-цокотуха, позолоченное брюхо, муха… Ну Юля! Я не могу без тебя.
Ю.Ф.: Муха по полю пошла, муха денежку нашла…
М.В.: Муха денежку нашла…
Ю.Ф.: Мне Миша очень мешает!
М.В.: Ладно, читай ты.
Ю.Ф.: Пошла муха на базар и купила самовар. А были еще какие-то продолжения по этому поводу.
М.В.: Продолжения самовара в квантовой механике.
Ю.Ф.: Пошла муха на базар и купила самовар… Что-то: полный… Не помню. Забыла.
М.В.: Позор! Даже про муху мы не смогли прочесть.
Кто если не видел Мишу Вербицкого, а только читал, тот думает, что в жилах у него течет серная и соляная кислота. А в жизни он - кровь с молоком. Юлия Фридман - эта такая особа, с которых художники Возрождения рисовали знаменитые картины. Это что касается внешне.