будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Вадим Журавлев: Мы лишены возможности восприниматься как театр

31 мая в ФАККе состоялось обсуждение деятельности Большого театра за четыре года – срок, на который был подписан контракт с его нынешним руководством. Накануне Алена Карась встретилась с руководителем репертуарного отдела Большого театра Вадимом Журавлевым, чтобы узнать, на каких принципах строится политика главной  оперной сцены страны.

Как строится планирование оперного репертуара в таком театре как Большой? С чего все начинается?

У нас есть концепция, на основе которой репертуар театра развивается по трем направлениям. Поскольку мы национальный театр с крупной национальной композиторской школой, одной из основных в мире, 70 процентов репертуара, как мы считаем, должны занимать произведения отечественных композиторов. Сюда мы стали включать и то, что было написано в ХХ веке. Еще несколько лет назад Прокофьев в Большом театре  воспринимался как нечто авангардное, а сегодня он должен стать естественной частью нашей программы наравне с Чайковским, Мусоргским и Бородиным.

Второе направление?

Шедевры западного музыкального театра. Только самые крупные. «Парсифаль» должен быть поставлен в Большом театре, хотя бы через много лет после того, как он исчез с его сцены, а «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана может остаться в качестве репертуара для меньших театров. Что касается ХХ века, у нас в планах есть и Берг, и Яначек. Очень важно ставить те произведения, которые никогда у нас не шли. Худо-бедно, но со многими операми Верди и Пучини театр знаком. Но в нем редко или никогда не шли большинство опер Моцарта, Вагнера и так далее. Кроме того, в Большом театре никогда не пели ни Моцарта, ни Вагнера, да впрочем и «Кармен», на языке оригинала. А это мировая тенденция, которую невозможно игнорировать.

Третье, я полагаю, современная опера?

Да, это самое важное и самое проблематичное для нас. Сейчас ни один мировой оперный театр не может прожить без заказа новых сочинений. Это стало обычным явлением во всем мире. Если не заниматься развитием жанра, не вкладывать деньги в заказ новых сочинений, то этот жанр умрет. Мы являемся партнерами очень крупной организации «Опера Европа», которая объединяет огромное количество оперных театров. Она собирается два раза в год. На последней встрече в  Валенсии многие говорили о том, что не хотят включать в планы оперу «Травиата», потому что публика уже не ходит на нее. В то же время, новые оперы привлекают молодежь, омолаживают аудиторию.  Для нас это пока звучит дико. Если мы скажем, что не хотим петь «Травиату», мы, во-первых, соврем, а во-вторых, сильно расстроим публику.

Неужели так сильно давление традиции?

Русский оперный театр отстал от западного лет на 30 как минимум. Мы сталкиваемся с этим каждый раз. Например, мы возвращаем опере «Руслан и Людмила» аутентичный вид: группа музыкальных исследователей занимается реконструкцией того вида, в котором она была написана и исполнена, снимая многочисленные исторические наслоения. Запад это прошел - уже и Моцарт, и Бах давно отчищены, и публика в штыки воспринимает исполнение «Дон Жуана» по старым послевоенным редакциям, где дирижировал, например, Фуртвенглер. Когда нечто подобное мы сделали с «Русланом и Людмилой», разразилась дикая дискуссия. Для меня очевидно, что это  единственный путь.

Неужели все настолько консервативно в нашей опере?

Заказ новых сочинений, история с «Детьми Розенталя» показали, насколько публика в основной массе не готова воспринимать Большой театр как сцену, где обновляется кровь. В свое время, увидев куртизанку на оперной сцене, первые зрители «Травиаты» или «Кармен»  были не менее возмущены, чем наши нынешние депутаты «Детьми Розенталя». Но сейчас темпы изменения аудитории идут гораздо быстрее. Это видно хотя бы по тому, как поменялась аудитория МХАТа, насколько она оказалась восприимчивее к новости, к радикальному жесту. Нам надо сделать так, чтобы люди захотели видеть что-то новое. Чтобы они захотели увидеть новую версию «Бориса Годунова».

А старая чем не хороша?

Спектакль, поставленный Баратовым в 1948 году, был по тем временам, наверное, выдающимся. Но его музыкальная редакция предельно компилятивна и имеет малое отношение к самому Мусоргскому. Она была сделана в сталинскую эпоху с совершенно определенными идеологическими целями. Сейчас просто стыдно показывать такой спектакль. Я счастлив, что Александр Сокуров будет делать у нас «Бориса». Это может стать своеобразным эпилогом, четвертой частью его кинотрилогии о властителях в роковые мгновения их жизни.

Радикализм, страсть к новизне и позитивна и губительна для эстетического сознания. Тебе не кажется?

Пожалуй, и разрыв с западной оперой в тридцать лет играет нам на руку. К примеру, немцы в начале 70-х пустили на оперную сцену выдающихся драматических режиссеров и стали перелопачивать оперный репертуар, превращая его в агрессивный концепт. Люди много лет это вкушали, наконец, им  надоело. Начались поиски новой эстетики, появился художник – Роберт Уилсон, Ахим Фрайер. Благодаря тому, что опера открыла двери для этих людей, она стала дальше развиваться как театр. У нас этого не произошло. С другой стороны, обогащенные западным опытом, мы понимаем: одеть Годунова в шинель и дать ему автомат Калашникова – не есть выход. Но и одеть его в костюм Федора Ивановича Шаляпина и поставить на фоне широкой панорамы Соборной площади Кремля больше  невозможно.

А как возможно?

Сегодня главная проблема русской оперы – отсутствие эстетических приоритетов. Сегодня никто не понимает, как должна выглядеть постановка большой русской оперы.

Просчитывается ли вами возможный коммерческий успех той или иной постановки русской оперы?

На сегодняшний день ничто не вызывает столько гнева у публики, как постановки именно русских опер. У общества нет понимания того, как она должна выглядеть. Публика по-прежнему хочет, чтобы ей сделали красиво. Потому сегодня очень тяжело выстраивать какую-либо политику, совмещая ее с коммерцией. Нам надо развить публику, а потом уже откликаться на ее вкусы и требования. Благодаря президентским грантам и повышению бюджета мы можем сейчас заниматься переоснащением репертуара и оперной эстетики.

Сейчас идет очень тяжелый пограничный процесс: если ничего не делать, то публика так и будет желать все того же, что их бабушки и дедушки. Аудитория омолаживается очень трудно.
Кроме того, исторически сложилось, что у нас репертуарный театр. Поддерживать высокий уровень спектакля, когда он идет не одно десятилетие, очень трудно. Когда новый актер попадает в старый спектакль без режиссера, становится страшно: настолько он не оплодотворен режиссерской харизмой. Но оперная публика в массе своей к этому совершенно нечувствительна. На нее невозможно сегодня ориентироваться.

К тому же, наша публика привыкла к тому, что может вернуться на любимый спектакль через пять, десять, тридцать лет и увидеть все тоже самое.

Неужели власть бренда Большого театра  не настолько велика, чтобы публика приняла любые предложенные условия? Неужели вы опасаетесь, что если совершить несколько непривычных, радикальных жестов, то публика перестанет ходить?

Как справедливо говорит Александр Ведерников, мы лишены возможности восприниматься как чисто художественное явление. Это очень опасно. Между нами говоря, в чем эффект Гергиева? Он находится в семистах километрах от Кремля. Когда он начал делать, то, что он хотел, на него никто не обратил внимания. В тот момент, в начале 90-х, в Мариинке можно было сделать подряд четыре оперы Прокофьева! Здесь бы всех сняли за это! Я, кажется,  первым начал ездить на каждую премьеру в Мариинку. И когда я писал статью, то мне каждый корректор исправлял фамилию Гергиев на Георгиев. Такой фамилии никто не знал. И это его спасло. Он был свободен.

До такой степени на вас давит близость Кремля?

Да нет никакого давления. Просто есть бесконечное, пристальное, иногда утомляющее внимание власти и общества. Мы, конечно, натерпелись с этими разговорами, с Думой, но с другой стороны так важно, что оперный театр стал темой большого общественного обсуждения. Это показывает еще раз, что общество не понимает, куда может двигаться опера. Если оно уже смирилось тем, что драматический театр как-то развивается, и у новых тенденций есть свои поклонники, то в оперном театре все это движется с большим трудом. Многолетнее давление одной эстетики на многое повлияло.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).