будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Парамонов Борис

Вампиры в тапочках "флип-флопс"

Вампиры в тапочках "флип-флопс"
paramonov2

Это явление давно уже отмечено в культурной истории человечества. Прежние эстетические теории, влачившие жалкое существование под присмотром так называемого реализма, давно уступили место новым, куда более интересным трактовкам. В старые времена считалось, что писатель встречает какого-то необычного человека, впечатляется, возводит его в «тип» - и вот пошли гулять по миру Печерины, Обломовы и даже Штольцы. Любимый герой боевой эпохи русской литературы Евгений Базаров исключения как будто не представлял: его автор что-то глухо говорил о молодом враче, его вдохновившем. Так рождаются литературные мифы – и так же умирают. Советские литературоведы давно уже выяснили, что  прообраз знаменитого и по-своему обаятельного нигилиста - ни более ни менее как Лев Толстой. В дуэльной переписке двух литераторов, когда они решили повздорить, содержатся буквально все словечки, речения и обороты, воспроизведенные Тургеневым в сцене дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Но это еще не главное. Как раз вокруг этого времени – расцвета русского как бы реалистического романа – обозначилось совсем иное явление. Тот же Базаров сделался образцом для подражания многочисленных русских молодых людей. Это зафиксированный исторический факт: по следам Базарова пошли русские студенты, создавшие во второй половине 19 века великую отечественную школу естествознания и биологических наук. Имена вспоминаются самые громкие: братья Ковалевские, Сеченов, Павлов, Мечников (последние два – первые русские нобелевские лауреаты).

Вспоминаются детали помельче. Есенин написал про жеребенка, мчащегося за поездом. Написал да и забыл; а через какое-то время увидел ту же картину. «Природа, ты подражаешь Есенину!» - пренебрежительно отозвался в письме к Мариенгофу.

Новые времена – новые песни. Газета "Нью Йорк Пост" сообщает о случаях вампиризма  в  Хиллкрест паблик скул в Джамайке, Квинс. Пострадавшая школьница – Мишелл Мелендез шестнадцати лет. Вампирка этого возраста еще не достигла, поэтому ее имя не сообщается – по американской традиции жалеют малолеток. У Мишелл Мелендез повреждены лоб, обе щеки, глубокий укус обнаружен в непосредственной близости от сонной артерии.

В сущности тут та же история, что с Базаровым и русскими биологами-идеалистами. Тогда были в моде естественные науки, гремел Дарвин, интеллигенция платила долг народу. Всё, что изменилось сейчас, - образцы для подражания. Вампиры очень в моде, самый знаменитый, Дракула, – плод фантазии какого-то трансильванского феодала, автора уже не отличают от героя – «Брам Сток Дракула». Однажды  эту роль сыграл великий Лоренс Оливье. Появился даже популярный сериал, в котором героиня – уничтожительница вампиров, ее играет прелестная актерка Сара Мишелл Геллар.

Вообще всё идет как надо, всё на месте – и синтагмы, и парадигмы. Синтагмы, как им положено, хронологически меняются – от Базарова к есенинскому жеребенку и дальше. Парадигмы остаются на месте – на том, которое пусто не бывает и требует подражающего заполнения.

Человек, пребывающий в предрассудках благородного девятнадцатого века, может думать, что нравы портятся, что эволюция пошла вспять, прогресс уступил место регрессу. На самом деле согласно структурной антропологии  ничего не меняется – понятие эволюции нерелевантно структурализму. Будешь ли ты заражаться, анатомируя брюшнотифозного или откусывать нос товарке – для Леви-Строса разницы нет. «Вся знать и моды образцы». Архетипы, эйдосы, супер-эго. Леви Строс доказал, что мифология индийцев сиу-сиу и философия Анри Бергсона – структурно тождественны.

Но это еще не всё. По той причине, что кино важнейшее из искусств, настоящими героями и образцами для подражания стали не литературные персонажи и уж тем более не писатели – а киноактеры-звезды.  Дон Кихот или даже Дракула, что ни говори, - архетипы, то есть нечто присутствующее в коллективной прапамяти человечества, их воспроизведение в социально-культурной практике закономерно. Но теперь подражают даже не киногероям, а именно актерам и актрисам, поскольку существует мощная индустрия «госсип-колумнизма» - новости-сплетни, то, что раньше называлось светской хроникой. Главный свет сейчас, как известно, - Голливуд, церемонию Оскаров наблюдают миллиарды «землян». Но есть еще и будни, старательно отслеживаемые «паппараци».

Выяснилось, к примеру, что Джулия Робертс в утренней затрапезе ходит в близлежащую лавочку за кофе и даже иногда – ужас! – не бреет подмышки. Что касается Бритни Спирс, то она отличается пренебрежением к правилам безопасности при езде на автомобиле, причем подвергает риску не себя, а своего новорожденного младенца. По этому поводу ее дом посетила с целью соответствующей проверки группа защитников прав детей. Можно легко представить, какой кайф получили защитники, с какой жадностью они исследовали не столько технику детской безопасности в доме поп-звезды, сколько вообще  «зырили».

Трудно сказать, пойдет ли мода на опасные игры с детьми, но вот носить тапочки «флип-флопс» сделалось всеобщей модой после фильма с Джулией Робертс «Найтинг Хилл», в котором она щеголяла в такой обутке, а жилье в этом не сильно фешенебельном районе Лондона  подорожало.

Выяснилось к тому же, что кинозвезды, как и простые смертные, подвержены аллергии. По Америке пронесся вздох облегчения: появляться с аллергически раздутым мучнистым лицом считалось неприличным, было не «класси». Теперь же появилась оправдательная мотивировка.

Но самая поразительная тенденция, или, как говорят в нынешней России, тренд – это мода на косметические операции с целью сделать свое лицо похожим на лицо той или иной поп-звезды. Тут возникает старинный даже не социо-культурный, а метафизический вопрос: о субстанциальности личности. Существует ли неповторимое, ни к чему не сводимое «я» - или так называемая «душа» только пучок неких ассоциаций? А ведь «я» - не только душа, но и лицо.  Не углубляясь в метафизику: почему американцы, прославленные своим индивидуализмом, больше всего озабоченные сохранением «персоналити» и «айдентити», так легко, с таким вдохновением поддаются любой преходящей моде, столько склонны к стандартизации не только производства, но и личности?  Проблема, поднимавшаяся еще Токвиллем: деспотичность демократии.

В шестидесятые годы в СССР громадное впечатление произвел документальный фильм «Америка глазами «француза». Кто-то навеки восхитился, а кто-кто и испугался. Мне больше других помнится сцена съезда близнецов, у которых в Америке принято по парадным случаям одинаково одеваться. Это был мощный парад безликости, стандартности, клишированности. Именно так: не архетипы, а клише. Создавалось впечатление страны, сделанной на конвейере. Не удивительно, что именно здесь создалась современная поп-культура, а главное – завоевала рынок. Культура - то, что пипл хавает. Это и есть прагматика культуры.

Парамонов Борис
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).