будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Снегирев Альберт

Вечер памяти Комеча

29 мая в Библиотеке иностранной литературы имени Рудомино прошел вечер памяти крупного ученого-искусствоведа, честного и принципиального гражданина, до последнего дня отстаивавшего историческое архитектурное наследие в России – Алексея Комеча.

Организаторы встречи – библиотека и Флорентийское общество, и множество выступающих – от ученых, которые работали вместе с ним и преподавателей ведущих университетов, до депутата городской думы и телеведущего, все это многообразие участников вечера позволяет судить о широте приложения его активного творческого интереса.

Алексей Комеч был ученым мирового уровня. Его основные научные работы  посвящены древнерусскому зодчеству, уникальным, существующим только в России деревянным соборам и предшествующей древнерусской архитектуре, архитектуре Византии. Но несмотря на область научных интересов, столь отдаленную от современности, его страсть к архитектуре не замыкалась в пределах искусствоведения. Ценное и редкое качество – он не ограничивал свои идеи и эстетические пристрастия рамками научной работы, чтобы оставить повседневность диктату прагматических интересов, компромиссам и сожалениям. Как ведущие французские интеллектуалы от Сартра до Фуко, которые не меняли ход своих мыслей, вставая из-за письменного стола и продолжали критическое исследование власти, участвуя в политической борьбе или работая в тюрьмах ради осуществления прав заключенных, Алексей Комеч боролся за сохранение памятников древнерусского зодчества, против сноса архитектурных шедевров и коммерческих застроек используя свою безупречную репутацию и авторитет ученого.

Только в Москве ему удалось добиться отмены строительства 14-этажных домов на территории Нескучного сада. Не допустить проводки третьего кольца через Лефортово. Он избавил 18 гектаров в самом центре Москвы, по соседству с консерваторией, от "реконструкции со сносом" ради задуманного Зурабом Церетели "Музыкального квартала", а Патриаршие пруды - от многофигурного скульптурного ансамбля, увенчанного нависающим над водой примусом.

Но в чем здесь проблема, если не довольствоваться такими очевидностями как «эстетическая ценность» исчезающих зданий и необходимость «сохранения архитектурного наследия»? Двадцатый век научил нас воспринимать архитектуру скорее, как застывшую в камне идеологию. Со всеми ее идеологическими атрибутами, такими как способность определять ход наших мыслей и действий. Но в случае архитектуры даже в более непосредственном  значении – любое здание определяет траекторию и ритм перемещения находящихся в нем людей. Так зачем нам нужна застывшая, пусть и уникальная деревянная идеология русского средневековья, усадебная идеология царской России или дискредитировавшая себя тоталитарного идеология сталинского ампира? С кем и за что боролся Алексей Комеч?

Молодые современные китайские художники, вошедшие в массовое художественное течение «Великий поход», обратили свой аналитический взгляд на то, как изменился облик их городов. Оказалось, что вместе с пришедшим в Китай глобальным капитализмом и его лицемерной идеологией культурного равноправия, там появилась мода украшать вполне себе стандартные высотные дома «шляпками», выдержанными в форме традиционных китайских пагод. И если в России симбиоз глобальных стандартов и набирающего силу национального возрождения и не нашел таких символичных китчевых форм, хотя давно пора какому-нибудь рьяному архитектору-патриоту снабдить очередной лубочный небоскреб позолоченным куполком, то сам архитектурный китч – этот доступнейший из всех «стилей» прочно обосновавшийся на фундаменте нулевого уровня культуры – стал очевидным символом капитализма в России. «Капитализм безграмотен» – сказал Жиль Делез. И, как сказал Ролан Барт, капитализм всегда стремиться выдать себя за что-то естественное и потому вечное, как «естественны» и «вечны» пришедшие с ним ценности, отношения между людьми и культурные предпочтения. Ему не нужна история, она лишь мешает ему петь свою вечную песню. 

Конечно, было бы странно объявлять Алексея Комеча борцом с "диким российским капитализмом", хотя бы потому, что его самого вряд ли занимала социальная теория. Но, по крайней мере, это позволяет понять общий для всех, а не только специалистов искусствоведов смысл его борьбы с коммерческими застройками, вторжением китча в городскую среду и равнодушием к исчезающим памятникам прошлого. Смысл этот заключается в том, чтобы, просто гуляя по городу иметь возможность вдруг оказаться на критической дистанции к самодовольному и навязчивому идеологическому китчу современности.  

Обсудить статью

Снегирев Альберт
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).