будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Идлис Юлия

Вечное возвращение джедая

Вечное возвращение джедая
joda

"Как долго я ждал этого момента, мой маленький зеленый друг", - говорит Дарт Сидиус магистру Йоде. И зритель повторяет про себя: как долго я ждал этого момента. «Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов». Последний из обещанных на сегодня фрагментов джедайской саги Джорджа Лукаса – наконец на экранах.

1.
Разговор о «Звездных войнах» бессмысленно затевать без разговора о деньгах. «Звездные войны» - уже давно не фильм, а явление, и поэтому самое интересное в них – не актерский состав и не сюжетные ходы, а магия цифр: бюджет каждой серии, кассовые сборы и толпы фанатов у входов в кинотеатры.

Первый эпизод «Звездных войн» (по хронологии - четвертый) вышел на экраны в 1977 году. Теперь мировой кинематограф принято делить на «до» и «после» «Звездных Войн». До «Звездных войн» никто не верил, что кино с таким смехотворно фантастическим сюжетом, с диалогами на несуществующих языках, с трехметровой собакой в качестве одного из главных героев способно хотя бы окупить съемочные затраты. Может быть, именно поэтому по условиям контракта молодой режиссер Джордж Лукас, автор двух не слишком кассовых фильмов («THX 1138» и «Американские граффити»), получил аж 40% кассовых сборов: никто не думал, что будут какие-нибудь сборы.

Первый фильм из саги о «Звездных войнах» принес $322,8 миллионов в прокате. Надо ли говорить, что на 40% от этой суммы Лукас смог подумать о продолжении, и о продолжении продолжения, и о предыстории всяких продолжений. Так появились еще две серии – «Империя наносит ответный удар» ($222,7 миллиона в прокате) и «Возвращение джедая» ($263,7 миллиона).

В 1999 году, после значительного перерыва, зрителям показали «Скрытую угрозу» - хронологически первый эпизод «Звездных войн», который собрал в мировом прокате $921 миллион. Потом появилась «Атака клонов», которую тут же обозвали «Атакой клоунов»; она собрала уже меньше – «всего» $647 миллионов.

Общий доход пяти серий «Звездных войн» - около $17 миллиардов. Журнал «Форбс» подсчитал, что из касс кинотеатров пришли только $3 миллиарда; еще $9 миллиардов принесла продажа игрушек и электронных игр, видеоигры принесли $15 миллиардов. А уж если считать доходы от продажи прав, телевидение, лицензионные кассеты и DVD, то сумма получается и вовсе фантастической: человечество еще не скоро научится до стольких считать.

И вот выходит «Эпизод III», который еще до премьеры успел приобрести издевательский подзаголовок «Sith Happends» и заработать $12,5 миллиардов: создатели фильма решили продать основных персонажей в рекламу. Теперь Дарт Вейдер рекламирует чипсы, а мастер Йода – газированные напитки. Ожидается, что в эти выходные продажа билетов на фильм принесет более $100 миллионов.

Как пишет журнал «КиноКадр», в США третий эпизод саги планируют показать лишь в 3700 кинозалах: это всего лишь 12-е место среди самых широких релизов. Вместе с тем, создатели фильма явно намереваются выйти за миллиард в мировом прокате. Если это им удастся, «Месть ситхов» присоединится к двум безусловным лидерам мирового проката: «Титанику» Джеймса Кэмерона и «Возвращению короля» Питера Джексона.

«Звездные войны», существующие на экранах уже почти тридцать лет, - пример фильма, который вырастил себе постоянную аудиторию и возит ее с собой. День мировой премьеры 19-го мая оказался Днем фаната «ЗВ»: ни один прокатчик, рассчитывающий хоть на какие-то сборы, не выпустил в этот день ни одного фильма.

2
«Месть ситхов» вышла на экраны после Каннского триумфа, заранее задавив всех авторитетом. Бюджет картины - $115 миллионов, продолжительность фильма – 140 минут. При несложных подсчетах получаем, что одна минута этого кинопроизведения стоит чуть больше $820 тысяч. За такие деньги можно позволить себе почти что угодно, и Лукас вполне позволяет: на сложнейших спецэффектах и самых продвинутых технологиях съемки он делает фильм о разгильдяйстве высокотехнологичного мира.

Грандиозный моралистский рассказ о деградации демократии – декорации «большого блокбастера» в натуральную величину, которые позволяют Лукасу отпускать незаметные за всем этим великолепием шуточки на тему своих же персонажей. К середине фильма возникает ощущение, что эти самые шуточки, собственно, и есть главное, ради чего стоит смотреть «Месть ситхов». Смотреть и испытывать неподдельное умиление.

Например, когда Обе-Ван и Энекен на космических катерах с боем прорываются на межгалактический крейсер, чтобы вызволить захваченного в заложники канцлера Палпатина. Ракеты с самоуправлением, лазерные пушки, дроиды всех мастей, вскрывающие обшивку корабля, стреляющие, атакующие со всех сторон. И вдруг, посреди всего этого разгула высоких технологий, Энекен с беспомощностью человека, забывшего зажигалку в офисе на двадцатом этаже, говорит: «Лифт не работает!» - и отчаянно жмет на кнопку. Которая, естественно, не работает.

А чего стоит генерал Гривус, предводитель дроидов – робот в полтора человеческих роста, которых ходит сгорбившись и надрывно кашляет, хватаясь за свою титановую грудь. Первое, что приходит в голову при виде него – Мюллер-Броневой из «Семнадцати мгновений весны», у которого заедает нижний ящик стола. Негодяи и казнокрады, думает про себя возмущенный зритель: не могли смазать своего генерала, чтобы он так не мучился!

Роботы, отрисованные на средства корпорации Lucasfilm, могут позволить себе маленькие человеческие слабости, - как и их режиссер. Лукас может вставить в свой фильм – подряд – цитату из культового авторского кино и цитату из мультфильма. Так, сцена нападения вражеских сил на народ вуку в «Мести ситхов» выглядит как точная цитата из «Апокалипсиса сегодня»: вертолетная атака из лучшего фильма Копполы, перерисованная с помощью компьютерных спецэффектов. А потом нам показывают, как Обе-Ван гонится за футуристическим мотоциклом генерала Гривуса верхом на гигантской ящерице, которая поскальзывается и перебирает лапами на поворотах, как Том и Джерри из одноименного мультика.

Многолетнее творение Джорджа Лукаса стало источником такого количества скандалов, судебных разбирательств, сплетен и денег, что давно уже вне всяких иерархий, по которым оценивается кино. Оно лежит за гранью «плохого» и «хорошего», так что Лукас, как его герой Энекен, может с заслуженной бесшабашностью сказать: «Ой, что-то отвалилось… Не беда, есть еще половина крейсера».

Первый эпизод «Звездных войн» в 1999 году закрывал Московский кинофестиваль; «Месть ситхов» показали вне конкурса в Каннах. Фестивальный конкурс – не для «Звездных войн»: они существуют в индустрии кино по своим особым законам, потому что представляют собой не фильм, а явление совершенно другого порядка. Это, как и «Прибытие поезда» братьев Люмьер, не кино, а демонстрация возможностей. И прежде всего, зрительских.

Зритель хочет поверить в то, что ему показывают, и может многое для этого сделать. Главное – придумать мир и обжить его разными подробностями; а тогда уж люди захотят знать о нем все: что едят джедаи, кто шьет им одежду, играют ли они в шахматы. Сколько весит джедайский меч, можно ли убить двух дроидов одним взмахом.

На этом построен успех любой фантастической саги – от «Властелина колец» до «Гарри Поттера». Можно продавать на аукционе кольцо, которое снималось в фильме Питера Джексона; можно придумывать правила игры в квиддич; можно вешать мастера Йоду на зеркало в машине, а в графе «религия» писать «джедай». Придуманный мир может до бесконечности обрастать новыми бытовыми подробностями, создавая для зрителя эффект присутствия в иной реальности.

Лукас закольцевал сюжет, в котором теперь можно крутиться бесконечно. В финале третьего эпизода появляются солдаты в форме а-ля Третий Рейх, которых мы знаем по первым (или, вернее, IV, V и VI эпизодам). Вот, наконец, нам показали начало саги, теперь можно пересмотреть старые серии со знанием дела. Тем более что уже появилось поколение зрителей, которые не видели фильмы 1970-х, - потенциальная фан-аудитория отредактированных серий с новыми спецэффектами.

А ведь есть еще 3D-эффекты! Ходят слухи, что Лукас собирается переиздать весь сериал, сделав его трехмерным. Как пишет журнал «КиноКадр» со ссылкой на Hollywood Reporter, к 2007 году планируется выпуск первого из обновленных фильмов. К тому времени прокат 3D-фильмов в кинотеатрах обещает стать рентабельным, так что зрители смогут, наконец, войти в мир, о котором им так долго рассказывали, и потрогать там все руками. И с полным ощущением реальности, наконец, сказать: «Как долго я ждал этого момента, мой маленький зеленый друг…».

Кадр из фильма "Эпизод III: Месть ситхов" взят с сайта www.kinomaniac.ru

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).