будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Великаны в стране гулливеров

Великаны в стране гулливеров
kirill_kobrin_98

«Путешествие в Бробдингнег»  Джонатана Свифта можно было бы переименовать в «Книгу унижений». Оказавшись среди великанов, несчастный Лемюэль Гулливер испытывает всевозможные страдания, связанные с неприличной разницей в размерах: себя и окружающего его мира. Как мы помним, Гулливер попадает к великанам; всё, абсолютно всё вокруг него имеет столь устрашающую величину, что ему поневоле хочется назад -- и даже не в родную Англию (где он смог усидеть лишь пару месяцев после возвращения из предыдущего путешествия), а к лилипутам, конечно. «Тоска охватила мое сердце. Я невольно вспомнил Лилипутию. Жители этой страны смотрели на меня, как на величайшее чудо в свете. Там я мог буксировать одной рукой весь императорский флот, мог бы совершить множество других подвигов. Мои деяния были бы увековечены в летописях той империи. И тут же я представил себе все унижение, которое ждет меня у этого народа».

Чутье не подвело корабельного врача; уже через мгновение после этих невеселых размышлений Лемюэль Гулливер был подобран на ячменном поле местным крестьянином: «Великан остановился, нагнулся, долго вглядывался в землю у себя под ногами, наконец, заметил меня. С минуту он разглядывал меня с тем нерешительным выражением на лице, какое бывает у нас, когда мы хотим схватить незнакомого зверька и боимся, как бы он не оцарапал и не укусил нас». Дальнейшее пребывание в Бробдингнеге – параллельно с разнообразными приключениями, неловкостями и опасностями для крошечного путешественника – является испытанием человеческой природы Гулливера. То есть, испытывается не его самосознание как представителя человеческой расы, а образ неведомого коротышки в глазах местных жителей: от крестьянской дочки до королевских ученых и самого монарха. Казалось бы, красноречивое описание устройства, обычаев и нравов родной Гулливеру Англии должно убедить благосклонно слушающего короля в том, что перед ним тоже представитель рода человеческого (ведь считали же себя эти бробдингненцы людьми!), но, увы, все вышло совсем не так.

Выслушав пламенную речь о старинном британском парламенте, о мудрой системе налогообложения, о влиятельных политических группировках, о победоносных войнах и прочем, правитель-великан делает такой вывод: «… факты, отмеченные мной в вашем рассказе, а также ответы, которые мне с трудом удалось выжать и вытянуть из вас, не могут не привести меня к заключению, что большинство ваших соотечественников принадлежит к породе самых отвратительных гадов, самых зловредных из всех, какие когда-либо ползали по земле».

Что может утешить Лемюэля Гулливера -- и его соразмерников? Простейшая логическая процедура, которая, конечно, лишает нас уникальности, превращая в одну из бесчисленных разновидностей существ, обитающих в этом мире, но – вместе с тем – освобождает от позорного звания «самых отвратительных гадов». Ведь если мы, люди масштаба корабельного хирурга, значительно больше лилипутов и столь же меньше бробдингненцев, было бы совершенно логичным предполагать, что есть и существа, на фоне которых король Лилипутии выглядит настоящим великаном, и те, которые сочли бы властителя Бробдингнега воплощением ничтожества. Мы – всего лишь одно звено в бесконечной спирали тотального унижения меньших большими, лилипутов – великанами: «Философы несомненно правы, утверждая, что понятия великого и малого – понятия относительные.

Быть может, судьбе угодно будет устроить так, что и лилипуты встретят людей, таких маленьких сравнительно с ними, как они были малы по сравнению со мной. И кто знает – быть может, в какой-нибудь отдаленной части света существует порода смертных, превосходящих своим ростом даже этих гигантов». Некоторое время спустя Гулливер, перебирая гигантские книги в королевской библиотеке Бробдингнега («Листы книги я переворачивал обеими руками. Это было не слишком трудно, так как бумага была не толще картона…»), натыкается на некий старинный трактат, в котором автор высказывает следующие мысли: «… в последние столетия природа может производить только каких-то недоносков сравнительно с людьми, которые жили в древние времена. По его мнению, есть большое основание думать, что в прежние времена существовали великаны. Об этом говорят как история, так и народные предания; это же подтверждается и огромными костями и черепами, которые находят в различных частях королевства…».

Приведенные выше строки написаны Джонатаном Свифтом ровно 290 лет назад. «Путешествия Лемюэля Гулливера» были напечатаны в первый раз (анонимно, с немалым, как тогда было принято, количеством издательской отсебятины) в 1726 году; первое приличное издание появилось в составе собрания сочинений Свифта в 1735-м. А за восемьдесят лет до этого, в 1655 году во Франции вышла книга некоего кальвиниста из Бордо по имени Исаак де Ляпейрер. Латинский том, который назывался “Systema Theologicum ex Praeadamitarum Hypothesi: Prae-adamitae”, был тут же переведен на английский и издан в 1656-м под названием “Man Before Adam”. Ляпейрер, основываясь на собственной интерпретации ветхозаветных текстов (Книги Бытия), вспомнил дерзкую гипотезу, что до Адама и Евы Господь создал других людей, преадамитов; соответственно, все дальнейшие происшествия с самими Адамом и Евой, их потомками, вплоть до Потопа, имеют отношение к довольно ограниченной части населения Земли – к евреям и их соседям.

Что же до остальных народов, особенно живущих в столь отдаленных местах, как Британия или Америка, то они ведут свое происхождение от тех самых язычников-преадамитов, которые и слыхом не слыхивали ни про Авеля с Каином, ни про Ноя с голубем, ни про Содом и Гоморру. Книга Ляпейрера наделала много шума; естественно, ее бросились осуждать и предавать анафеме, а епископ Намюра и вовсе обвинил автора в ереси. Между тем, семя было брошено в подготовленную почву; герметисты, неоплатоники и сочувствующие подхватили идеи бордоского гугенота и возобновили разговоры о Гермесе Трисмегисте (несмотря на все разоблачения Казобона) как о представителе иной, нежели моисеева, идущей от преадамитов, линии древней мудрости. Но мы сейчас не об этом.

Выводы Ляпейрера сильно повлияли на британских антиквариев – любителей древностей, открывателей истории собственного острова, толкователей случайных ненаучно-археологических находок. Прежде всего, предшественники официального первого человека идеально подходили на роль тех самых великанов, о которых так любили рассказывать и в популярных сказках, и в античных сочинениях. Более того, теперь у антиквариев на руках был козырь: а как иначе объяснить существование таких не подвластных уму феноменов, как Стоунхендж (и многие другие)? Кто, как не великаны-преадамиты, притащил в эти места огромные камни и расставил их в одном, ведомом только им, порядке? Чьи, как не их, огромные кости периодически попадаются землекопам и пахарям? Наконец, о ком, как не о древних гигантах, можно прочесть в Библии: «там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис 13, 34)?

Впрочем, в последнем случае нам представлено только мнение, слухи, не подтвержденные положительными фактами и Высшим Авторитетом, в конце концов, просто молва: «И распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми…» (Чис 13, 33). Были и относительно более свежие, чем Ветхий Завет, свидетельства: в XII веке фантазер Гальфрид Монмутский писал, что остров Британия, некогда называвшийся Альбионом, в древности населяло несколько великанов. Аарон Томпсон в начале XVIII столетия утверждал: еще лет двести назад высеченную в скале фигуру исполина по имени «Гёмагог» (искаженное «Гог» и «Магог») можно было увидеть в Плимуте; не обошел он вниманием и Gogmagog Hills близ Кембриджа. Конечно, и до сочинения Ляпейрера книги британских антиквариев содержали указания на находки костей древних исполинов; теперь же оставалось только заявить очевидное – раса преадамитов деградировала, и мы, как говаривал Атос, всего лишь карлики, сидящие на плечах гигантов.

В 1660 году, за шестьдесят лет до того, как Джонатан Свифт принялся сочинять «Путешествия Лемюэля Гулливера», в Нидерландах вышла в свет книга Йохана Пикардта “Korte Beschryvinge van eenige Vergetene en Verborgene Antiquiteten der Provintien en Landen gelegen tusschen de Noord-Zee, de Yssel, Emse en Lippe”. На одной из иллюстраций группа древних великанов в шкурах, бородах и с дубинками лицезреет нагроможденную явно ими же композицию из гигантских камней. Довольно пустынный пейзаж оживляет лишь пара чахлых сосен и неявный кустарник справа от местного стоунхенджа. В нижнем левом углу картинки развеселый гигант, зажмурившись от удовольствия, безмятежно закусывает человеческим существом нормальных человеческих размеров. Именно такая судьба могла ждать Лемюэля Гулливера, окажись он в Бробдингнеге, когда тамошнее население находилось еще в состоянии варварства, а не цивилизации. На его счастье, в этих местах уже существовало государство, в котором наш путешественник лично насчитал «пятьдесят один город, около ста крепостей, обнесенных стенами, и большое число деревень». В таких обществах человечиной, за крайне редким исключением, не закусывают, пусть даже и карликовой.

Но вернемся к преадамитам, которые оказались древними гигантами, населявшими, в частности, остров Британия. В XVII веке, когда эти экзотические представления бередили умы антиквариев, исполинов в цивилизованном мире было уже не сыскать, разве что с лопатой в руках. Оттого большое распространение получила история, рассказанная сэром Томасом Элиотом еще в латинско-английском словаре 1538 года, о том, как в монастыре недалеко от Солсбери нашли останки некоего гиганта ростом в 14 футов и 10 дюймов. В течение последующих двухсот с лишним лет этот солсберийский великан поминался неоднократно (правда, уже в связи со Стоунхенджем), пока, наконец, шотландский философ лорд Монбоддо не привел его в качестве примера прискорбного вырождения рода людского.

Точку поставил в конце XVIII века археолог-любитель Джеймс Дуглас. Дуглас поведал о том, как ирландские солдаты, которым он приказал раскопать захоронение (по его мнению) древних саксов, уверяли, что нашли скелет «изумительного гиганта». Получив сенсационное известие, Дуглас поспешил на раскоп, где к ярости своей обнаружил, что кости вполне нормальные. Ему даже пришлось достать из ямы одну из них и отлупцевать ей наивного ирландца. «Это, -- пишет Джеймс Дуглас, -- развеяло мою тоску и вернуло хорошее настроение». Примерно в то же самое время на континенте модные философы лупцевали (но не костями, а словами) тех, кто наивно (подобно невежественному ирландцу) верил в Адама, Еву и все остальное, написанное в Библии. После философов за дело взялись гильотины. Круг замкнулся. Род человеческий оказался равен самому себе. Гигантский орел унес в клюве ящик с Гулливером из страны Бробдингнег. Великаны перекочевали из истории в сказки.

См. также другие тексты автора:

  • Невзрачный оплот демократии
  • Спектакль в Богемии
  • Жемчужный промысел
  • «Женский вопрос» в сентябре
  • С официальным дружеским визитом
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).