будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Культура
Иванов Сергей

Великая Казанская Социалистическая Богоматерь

Мог ли я, сызмальства ненавидевший  советскую власть  до рвотного спазма, - мог ли я предположить лет пятнадцать назад, что буду противником выноса Ленина из Мавзолея и переименования Седьмого ноября в Четвертое? А вот случилось.  И ведь что интересно: отношение мое и к кадавру, и к большевистскому перевороту осталось прежним, ну просто нисколечко не изменилось. Дело не в них, а в контексте. 

Похороны копченой мумии имели бы символический смысл лишь в том случае, если бы вместе с ней власть торжественно похоронила коммунизм как мировоззренческую систему. Но разве нынешний режим объясняет народу, что период коммунистической власти был временем катастрофы? Разве кто-нибудь пытается растолковать, что наши сегодняшние беды не от того, что мы выползли «из-под глыб», а от того, что сделали это так чудовищно поздно, так робко и непоследовательно?  Фантастическая апатия,  всепроникающая коррупция, наивный патернализм, неспособность на какую бы то ни было кооперацию, невероятный цинизм об руку с инфантильными ожиданиями -   это последствия семидесятилетнего коммунистического режима, а вовсе не лихорадочного ельцинского десятилетия. Но правящий режим, все наглее обвиняя предшественника в реальных и придуманных грехах, про большевистский период усвоил манеру говорить с ностальгической грустью. Да, мол, золотые были денечки, жаль, что их не вернуть. Ну, и кому тогда мешает непохороненный труп на Красной площади?

История с отменой праздника 7 ноября как в капле воды отражает межеумочность всех мировоззренческих позиций сегодняшней власти. Значится, решили отменить годовщину Октябрьского переворота, допустим, хорошо! А зачем же тогда в этот день будет устроен парад на Красной площади? А это не в честь 87 годовщины революции, а в честь 64-й годовщины парада в честь 24-й годовщины революции. Но при этом выходной день переносится на 4 ноября. Почему? Потому что в этот якобы день 1612 г. ополчение Минина и Пожарского освободило Кремль от «польско-литовских интервентов».. Профессиональные историки уже неоднократно объясняли, что в основе новой датировки «праздника» лежит хронологическое недоразумение: вышеозначенное событие произошло, по новому стилю, 1 ноября, но кто-то в Думе неправильно пересчитал с юлианского календаря на григорианский. Что поделать –  во власти сидят троечники.   

Польша выразила обеспокоенность по поводу нового празднества: мол, не имеет ли он в виду разжигание антипольских настроений? Меня самого разные иностранцы множество раз спрашивали, не связан ли этот странный ход Москвы с возрождающимся российским шовинизмом. И я всякий раз честно отвечаю, что шовинизм  - да, растет, но, ей богу, никакой связи с новым празником  не имеет. Про международный аспект новых национальных  ликований явно никто не вспомнил, как не вспомнил о правилах календарного пересчета. Говорю же – власть троечников и тугодумов.

Однако дело не в том, что они троечники, не в том, что тугодумы, а в том, что – вруны. Власть, пожалуй, хотела бы поддаться на давнишние уговоры Русской православной церкви и объявить, что празднуют Казанскую икону Богоматери, которую начиная с середины ХVII в. связывали с победой ополчения в 1612 г.  Хотела – но постеснялась. У нас, как-никак, светское государство. Постеснялись – но друг другу подмигнули. Как при Брежневе: думаем одно – говорим другое – делаем третье.

Ну, хорошо, а зачем все это было нужно-то? Разве от этих подмигиваний может возродиться удалое богатырство?  Неужто власти думают, что аппаратный намек, хитрую интригу, столь любимую Владиславом Сурковым, можно транслировать в народную толщу? Это же абсурд!   Но власть живет по особым аппаратным законам. Лишив себя механизмов обратной связи, пугающаяся собственной тени, всюду усматривающая призрал «оранжевой революции», она варится в своем соку и свои фантазмы принимает за движения мистической народной души.
Между тем, национальные праздники – действительно важная часть государственного дискурса. Не имеет значения, кто такой был Гай Фокс и зачем он в 1605 г. собирался взорвать британский Парламент. Важно лишь, что с тех пор ежегодно 5 ноября толпа носит его чучело по Лондону. Это нужно для возобновления коллективной идентичности, и ни для чего другого. Неважно, что Великая Французская революция пролила моря крови – 14 июля в Париже празднуют не столько взятие Бастилии, сколько единство французской нации.   Традицию легко сломать, но очень трудно устроить так, чтобы она прижилась. В России выкорчевано, по вине большевиков, почти все: нет ни семейных, ни местных, ни национальных традиций, нет ничего, что вело бы свою историю издавна. Можно сколько угодно смеяться над буклями английских судей, но я уверен, что это букли немало способствуют самоуважению и независимости британского правосудия. Наша беда в том, что букли должны существовать триста лет – их нельзя ввести указом с завтрашнего дня, это смехотворно, они, как и многое другое, живут лишь в традиции. Эту традицию, повторю, сломать ничего не стоит – только что останется?  У Ленина был замечательный шанс – превратиться в Тутанхамона, в неопасную, забавную традицию, вроде Гая Фокса. Ведь он, по здешним меркам, у нас уже давно. 7 ноября народ, за исключением группы маргиналов, праздновал вовсе не революцию, а «ноябские» - собственное празнование, давно утратившее политический смысл. Но праздновал, потому что, по нашим меркам, праздновал всегда. Дурацкому «четвертому ноября», даже если бы в нем изначально имелся какой бы то ни было смысл, потребовались бы новые восемьдесят лет, чтобы превратиться  ровно в то самое, что у нас уже и так до этого года имелось, только тремя днями позже – «ноябские». Но важно, чтобы завязь смысла все же имелась. Межеумочность – не повод для праздника.

Иванов Сергей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).