будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура

Венский стандарт

В Москве прошли два концерта Венского филармонического оркестра с Даниэлем Баренбоймом за пультом и за роялем. Событие принадлежит к числу не только самых заметных, но и самых дорогостоящих в нашем музыкальном сезоне. Екатерина Бирюкова поговорила с одним из его организаторов – президентом фонда «Музыкальный Олимп» Ириной Никитиной.

Есть мнение, что чем дороже проект, тем легче на него найти деньги. Вы поэтому занимаетесь такими топ-музыкантами, как Анна-Софи Муттер, Йо-Йо Ма, и вот – Венская филармония с Баренбоймом?

Я работаю и с крупнобюджетными, и с малобюджетными проектами. Просто мои проекты с топ-музыкантами более заметны. А вообще, конечно, дорогой проект – это обычно определенный престиж. И тогда легче «крутануть» какую-нибудь большую фирму, которая не будет размениваться на более мелкие проекты. Оправдать это с позиции бизнеса можно. Но с позиции искусства – нет. Ведь большие имена тоже когда-то стартовали. Вообще, этот конфликт назревает давно, и он очень поддерживается масс-медиа. Это конфликт шоу-бизнеса и искусства. И у меня такое впечатление, что и на Западе сейчас с этим дело обстоит уже почти точно так же, как в России.

А на чью поддержку - новых бизнес-кругов или все-таки государства – стоит, по-вашему, надеяться качественному искусству в нашей стране?

Хотелось бы, конечно, чтобы государство занялось таким воспитанием вкуса. Но вы понимаете, тогда нужно еще как следует подработать образовательную систему. В Советском Союзе-то она была построена совершенно исключительно. С этим у нас как раз было хорошо. А сейчас такого нигде в мире нет. Но у меня очень большая надежда на молодых бизнес-людей, которым вдруг становится интересна классическая музыка – они начинают в ней разбираться, отличать хорошее от плохого, удивляться тому, что они сами это уже могут различить. Я встречаю таких людей, и меня это очень радует. Потому что и на Западе практически никакой большой культурный институт не живет на государственные деньги. Ни один крупный фестиваль – Зальцбургский, Люцернский – на них не существует. Ну, примерно, процентов двадцать могут быть государственные деньги. А дальше – это все деньги спонсоров. Но есть большая разница между спонсорами и меценатами.

Какая?

Спонсор всегда ждет немедленной отдачи в виде рекламы. Ему очень важно удовлетворить свои амбиции. А меценатство – это вклад в развитие культуры без надежды на скорейшую отдачу.

Вы, наверное, к тому клоните, что у нас пока есть только спонсоры?

В общем, да. 

Но ведь важна такая вещь, как традиция. На Западе – давние традиции поддержки искусства. А наш спонсор, может, только вчера первый раз в оперу пришел…

И очень, кстати, важно ему в первый раз попасть на хорошую оперу. Если он, скажем, попадет на оперу, где поет Анна Нетребко, ему захочется второй раз пойти…

…или ему захочется делать оперные проекты только с Анной Нетребко и больше уже никого не знать.

Да, действительно, может получиться такой замкнутый круг. Но не ловите меня на слове. Я просто хочу сказать, что важно, чтобы первое впечатление было ярким.

А в чем, кстати, по-вашему, феномен Нетребко? Все-таки есть и другие певицы с хорошими голосами. Да и с хорошими фигурами сейчас тоже много стало.

Я считаю, что ее феномен – в ее абсолютной раскованности. Этого – по крайней мере, в таком масштабе - от русской женщины никогда не ожидают. Я только что была на Венском оперном балу, который она открывала. Ну, что сказать? Выехала в карете. Спела сидя, стоя, лежа, качаясь на качелях. Переоделась два раза. Чего еще желать? Зал ревет. Потом – она современная женщина, которая очень хорошо чувствует сегодняшнее время. Мы ведь, действительно, даже не оцениваем ее как певицу. Мы ее оцениваем, как современную героиню, которая выходит и побеждает, которая ничего не стесняется, не боится ошибиться, не боится рисковать.

Страшно представить, сколько стоит привезти такой оркестр, как Венская филармония.

Сколько стоит – не скажу, могут партнеры не одобрить. Но стоит немало – это ведь и пятизвездочный номер для каждого участника, и дорогая дорога.

Это удивительный оркестр по уважению и любви к самим себе. И то, как они требуют внимания и заботы о каждом из своих артистов, – этому, кстати, надо поучиться. Потому что у нас часто бытует совсем другое отношение к оркестрантам…

В автобус загрузили и вперед по Европе…

…а там ночь не доспали, фраки мятые надели, кипятильник включили, в номере чай согрели и т.д. Культура Венского оркестра совсем другая. Она начинается с того, что к музыканту на самом последнем пульте тут относятся как к члену большой дружной команды.

А в других западных оркестрах класса А разве по-другому?

Все-таки в Венской филармонии это особенно заметно. Это ведь такой синдикат, который занимается и оперой, и балетом, и симфониями. И не надо забывать, что если сегодня Венская филармония играет в Москве, то сегодня же Венская филармония играет и в Венской опере. В оркестре примерно 250 человек. Конечно, есть сложившиеся составы тех, кто, в основном, работает в опере, и тех, кто в ней не работает. Но, тем не менее, каждый член оркестра может изобрести свой собственный график, удобный ему для жизни, и сказать, что в это турне я еду, а в это не еду и вместо него лучше посижу в Вене и поиграю в опере, потому что, допустим, у моей бабушки в это время день рождения. Это совершенно особый организм. И это единственный оркестр мира, который не имеет главного дирижера. Каждый приглашенный ими дирижер считает, что ему оказали большую честь. Для нас это – абсолютно перевернутая ситуация. У нас главный дирижер – это вообще понятие пожизненное. У нас в оркестрах существует очень жесткая иерархия и диктат: выше всех – главный дирижер, от него все дрожат, дальше все дрожат от первого концертмейстера, дальше - от концертмейстеров групп и так далее. А в Венской филармонии очень высокая самодисциплина, и там никто не ждет начальника, который всех построит.

Какова была политика цен на билеты?

Билеты стоили от 1000 до 10000 рублей. Ну, я могу сказать, что в самой Вене цены на Венскую филармонию с каким-нибудь дорогим солистом доходят до 700 евро. Это первое. Второе – наши люди совершенно по-другому обращаются с деньгами, чем западные. Так что даже не знаешь, в какую сторону двигаться. Тому же Баренбойму показалось, что билеты дорогие. Но он не догадывается, что у нас многие спокойно могут оставить 2000 долларов за ужин – тогда как западный человек такого себе никогда не позволит.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).