В подмосковном Абрамцево возрождают традиции культурных встреч. Здесь проходили когда-то литературные субботы Сергея Аксакова, на которых бывали Гоголь, Шевырев, Щепкин, Загоскин.
Традиция продолжена, и в новом абрамцевском клубе «Галерея», который будет преимущественно театральным, первый сезон открылся студенческим спектаклем «Любовь» Щукинского театрального училища, а на Рождество «Геликон опера» привезла изящную безделицу «Аполлон и Гиацинт», где все женские партии исполнили женщины (Моцарт написал «Аполлона…» в 14 лет, партии предназначались хору мальчиков). Зрителей обносили вином и зефиром в честь персонажа оперы ветра Зефира. В ближайшее время здесь ожидают «Виртуозов Москвы», цыганский ансамбль «Лойко», Сергея Юрского с чтениями и историка моды Александра Васильева с лекциями. Все будет как встарь, но цели все же изменились: если в литературных сборищах 19-го века наблюдатели подозревали заговор («В каждом обществе есть известный издатель журнала, и каждое общество имеет в числе своих членов содержателя типографий, как то было при заговоре 14-го декабря»), то теперь цель абрамцевских вечеров - развлечь постояльцев нового роскошного отеля в стиле модерн.
О земных целях высокого искусства Екатерине Васениной рассказала арт-директор абрамцевского клуба «Галерея» Вера Новикова, актриса театра имени Вахтангова, жена актера и продюсера Сергея Жигунова и просто красивая женщина.
С чего же все началось?
Здесь, в Абрамцево, началось все очень давно, лет 150 назад, когда тут поселился писатель Сергей Аксаков, а затем это имение приобрел Савва Мамонтов. В наши дни рядом с музеем-усадьбой вырос гостиничный комплекс «Галерея», который неплохо вписался в окружающий пейзаж. А места здесь дивные. Сама гостиница, например, расположилась на поле, где Васнецов писал своих «Трех богатырей», а неподалеку отсюда - пруд, над которым печально склонила голову Аленушка.
Гостиничный комплекс состоит из двух зданий – ресторана и гостиницы. Первое было построено по проекту Ивана Ропета, друга Мамонтова, который он сделал для Всемирной выставки в Париже 1878 года, а гостиница несколько лет назад была спроектирована в этом же стиле сергиево-посадскими архитекторами.
Люди могут приехать сюда не на один день, а провести здесь все выходные: надышаться свежим воздухом, погулять по аллеям абрамцевского парка, побродить по залам музея-усадьбы, а затем уютно посидеть в ресторане, поплавать в бассейне, покататься на катке, а вечером посетить нашу музыкальную, театральную или литературную гостиную.
Как родилась идея превратить отель в загородный театральный клуб?
Надо отдать должное генеральному директору комплекса Наталье Матвеевой, она очень верно почувствовала, что именно может стать визитной карточкой отеля, его отличительной чертой. А дальше, если ты что-то правильно придумал и очень хочешь это осуществить, судьба сама выводит тебя на нужную дорогу и сталкивает с нужными людьми. В этот момент мы и встретились. Действительно, я так люблю эти места и так хочу, чтобы жизнь здесь, как говорится, «стала лучше и веселей», что сама предложила себя в качестве арт-директора. Тем более и на работу мне ездить недалеко, ведь я живу в Абрамцево уже 10 лет.
Кто же выступает в роли Мамонтова наших дней?
Эту заглавную роль мы поручили владельцу гостиницы Владимиру Михайловичу Веремееву. Может быть, она ему пока несколько нами навязана, но я надеюсь, со временем он вживется в образ и ему понравится.
Мамонтов был человек с размахом: строил железные дороги по всей России, создал первую частную оперу, сам брал уроки пения в «Ла Скала», всерьез увлекался керамикой. Веремеев тоже крупный предприниматель и очень занятой человек, но года три назад он с легкостью согласился пустить в свой загородный дом съемочную группу фильма «Вовочка». Хотя, возможно, потом и пожалел об этом, ведь десятиминутный эпизод снимается несколько дней и заняты в этом процессе человек 30-40. В общем, мало ему не показалось.
Вы затеваете в Абрамцево свой театр?
Ну конечно! Я же театральная актриса, что же мне еще затевать?! Но только это будет не «мой» театр, а собственный театр отеля. Пока все спектакли у нас идут в конференц-зале (очень удобном, кстати), но Владимир Михайлович сам предложил превратить помещение казино в камерный зал и оборудовать там сценическую площадку. В наше время чаще происходит наоборот.
Кто же ваши зрители?
В первую очередь это гости нашей гостиницы. Их не так много – отель камерный, всего на 32 номера. Над созданием интерьеров работал прекрасный художник Сергей Иванович Апрышко и решил их в стиле модерн, создав таким образом атмосферу изысканную, но очень уютную. Во-вторых, это местные жители. Здесь вокруг стародачные поселки, в которых живет много интеллигенции, и те, кто побывал на наших новогодних мероприятиях, остались нам очень благодарны. Знаете, ведь раньше в каждом поселке был и свой кинотеатр, и своя танцплощадка. В музее-усадьбе регулярно проводились музыкальные и литературные вечера. Жизнь здесь, особенно в летний период, просто кипела, а потом все куда-то исчезло.
Теперь мы постараемся восстановить утраченное, и каждую субботу будем организовывать людям «культурный досуг». Мы собираемся проводить вечера и классической музыки, и джаза, творческие встречи, литературные чтения. Особую роль я отвожу студенческим спектаклям, которые всегда отличает молодой задор, неизменно передающийся зрительному залу. Также нам очень интересны спектакли, которые предполагают open air. Театр «Геликон-опера», который уже с успехом выступил у нас на Рождество со спектаклем «Аполлон и Гиацинт», предложил показать у нас свою работу «Пирам и Фисба». Действие пьесы происходит на поле для гольфа, и у себя в театре им приходится настилать искусственное покрытие, а тут в их распоряжении прекрасные газоны. Но… до лета надо дожить.
В рамках художественного салона мы планируем организовывать выставки картин, керамики, работ фотохудожников. На Новый год драматург Аркадий Инин с блеском провел аукцион, так что будем продолжать и это начинание.
Спектакли и развлекательные программы для детей помогает готовить Галина Ивановна Жигунова, режиссер студии юного зрителя в Сергиевом Посаде. Для новогодних праздников она поставила со своими питомцами спектакль «Волшебная сила добра», на который мы пригласили и абрамцевских детей, и ребят из детского дома в Бужениново. Видели бы вы их счастливые лица!
Использовали ли вы зарубежный опыт подобной модели гостиничного бизнеса?
По-моему, хорошо все то, что придумывается здесь и сейчас. Вот, например, идея проведения танцевальных вечеров пришла тогда, когда я поняла, что нашу публику дискотека не особенно привлекает. В эти новогодние дни мы с моей подругой, мастером международного класса по бальным танцам Вероникой Лебединской, попробовали провести вечер вальса и вечер латиноамериканских танцев. Для того чтобы придумать сценарий милонги, я специально записалась в школу танго Сергея Стаценко, пытаясь на личном опыте понять, возможно ли за один вечер освоить этот довольно сложный танец.
Еще одна интересная идея – проведение дегустации - родилась неожиданно, когда к нам в гости на Новый год приехал главный винодел Гурзуфского отделения Массандры Александр Лобов и привез образцы своих вин. Это мероприятие прошло с таким успехом и вызвало такой интерес, что опоздавшие спрашивали, когда мы будем проводить его в следующий раз.
Кто приедет к вам в ближайшие месяцы?
Февраль начнется с творческого вечера Аркадия Инина и презентации его новой книги «Женщины от А до Я». Затем выступление камерного состава оркестра «Виртуозы Москвы». Студенческие спектакли ВГИКа и театрального училища им. Щукина, литературные композиции в исполнении замечательного чтеца и телеведущего Павла Любимцева. В марте пригласим историка моды Александра Васильева, устроим дефиле несовременных коллекций одежды, а костюмов, созданных театральными и кинохудожниками. Ну, а там не за горами первое апреля – придумаем что-нибудь веселенькое!