будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Винзавод
Июль 6, 2025
Культура

Винзавод. Перезагрузка кластера

Винзавод. Перезагрузка кластера
Art-klaster_Winzavod_Main
Винзавод и схема строения кластера с исчезнувшим центральным звеном.

Когда появился Винзавод, арт-кластером он не назывался – это название пришло позже, когда «арт» оттуда стал исчезать. «Галерейный формат исчерпал себя» - сказали Гельман, Селина и Салахова на пресс-конференции, данной по случаю перехода ими на новый уровень деятельности, и закрыли на время свои пространства.

Надо думать, галерейный формат исчерпал себя еще до переезда ведущих галерей на Винзавод, это и было одной из причин переезда. В 90-е зритель был готов ехать к черту на рога (положим, большинство галерей было в пределах Садового, но если ехать с окраины, то очень затруднительно), потратить весь вечер на глоток невиданных впечатлений, одну видеоработу или инсталляцию. К середине 2000-х возросли требования к количеству информации и силе впечатлений, отчасти благодаря развитию интернета, где можно столько всего посмотреть, не выходя из дома, а с другой стороны, передвигаться по городу с каждым днем становилось все затруднительней.

Винзавод должен был стать цитаделью современного искусства, где в один вечер открывалось бы сразу несколько выставок, которые возможно, скорее всего, складывались бы в общее высказывание. Но как-то так получилось, что синхронность нарушилась, и стало сложно приехать так, чтобы не узнать, что можешь посмотреть ту же одну выставку, что и в отдельно взятой галерее, и обнаружить, что другая уже закрылась, а третья еще не открылась.

Работа Алексея Каллимы в рамках проекта "Стена" на Винзаводе обращается к принципам рекурсии, так же как в его мультиязычной работе "Десять букв" - что написано, то и значит.

За тройкой первопроходцев ушли галерея Paperworks и галерея Ирины Меглинской – они как арендаторы пришли позднее, арендная ставка у них была намного выше, чем у старожилов, и они сочли дальнейшую работу с Винзводом нерентабельной. Осталась галерея «Проун», но ее деятельность – скорее музейная и исследовательская, у них нет задачи держать руку на пульсе современного искусства, искать новые имена, продавать и популяризировать наше искусство на Западе. Никуда не ушла и галерея «Риджина», владелец которой, Владимир Овчаренко, не раз в интервью высказался в таком плане, что у него все в порядке, значит, коллеги просто не умеют эффективно работать. Пожалуй, не стоит всех судить по коммерческому успеху, потому что не для всех он является целью, не было бы в искусстве альтруистов, энтузиастов и рисковых экспериментаторов, искусство бы не развивалось. К сожалению, проект его сына, Михаила Овчаренко, галерея «Арт-берлога», показывавшая интересные групповые и персональные проекты молодых художников, с интереснейшим «вертикальным пространством», походом на лестницу из трех гигантских ступеней  – закрылся еще до массового исхода, может быть, коммерчески себя не оправдал.

Винзавод держался молодцом, и сказал, что будет у них – арт-кластер, но такой, парадоксальный - с вынутым центральным звеном арта. Специфика, ради которой стоило ходить на Винзавод, централизация лучших галерейных событий, была отвергнута, и сделана ставка на «сопутствующие товары». Но могут ли комментарии существовать без текста, к которому они были написаны? Если могут, то скорее в экспериментальной литературе прошлого столетия, но не как экономическая модель 21 века.

Если не центр современного искусства – то некий вообще life-style. Все и ничто одновременно, кусочки разных жизненных интересов, которые, не будучи сшиты лучшими и новейшими образцами современного искусства, пролетают мимо центра внимания.

Разнообразие оставшихся на «Винзаводе» фрагментов «красивой культурной жизни» обращалось к очень разной аудитории. Невозможно представить себе посетителя «кластера», который одновременно будет покупать: за пару десятков тысяч у.е. картину в «Риджине» для престижа своего интерьера, краски и холст в «Передвижнике», чтобы картину самому нарисовать, а в «Фаланстере» - книгу Делёза или Гройса, чтобы узнать, что всё это значит.

Представленное в отсутствие галерей разнообразие – скорее хвосты других историй, с которыми кластер не может конкурировать. В Cara&Co на Винзаводе можно купить оригинальную одежду модных западных дизайнеров –  но ее же уголок в ТЦ на Цветном бульваре продолжается в дальнейший увлекательный шопинг вроде бразильских туфель Melissa, дизайн которым делают Вивиен Вествуд, Карим Рашид и Заха Хадид, или духи Demeter с запахами пыли, помидора или книжного переплета. А на Винзаводе – отдельный концептстор, который ни во что не продолжается.

Винзавод и схема строения кластеров.

В ТЦ «Цветной» есть и книги как часть life-style, магазин «Республика» - но это подборка литературы, которая прилагается к подушкам в форме iPhone и USB-хабам в форме зеленого горошка. Книги как знание – это в «Фаланстере», но он есть и на Тверской, и брат его «Циолковский» в Политехническом музее, то есть на Винзаводе – не эксклюзивный вариант. Ехать специально на Винзавод нет смысла, если к конкретно этому магазину не прилагаются выставки.

Не книгами едиными сыт человек. Хороший ресторан – необходимая часть life-style. Ходить в «Цурцум» или «Хитрые люди» могут посетители выставок – если таковых нет, более престижные места для богатых, заведения экономнее для бедных. Притягательность этих конкретно заведений общепита была бы во встрече коллекционеров, художников, искусствоведов, зрителей, производителей красок и рамок - кластер на встрече за столом. Нет выставок – и кафе на Винзаводе из места встреч превращается в столовую для работников «кластера».

Правда, в моде уже несколько лет как не продвинутый общепит, а  домашняя кулинария.  На верхнем этаже торгового центра на Цветном есть рынок с фермерскими продуктами.  На Винзаводе тоже могли бы что-то в этом плане сделать. Что-то я все время сравниваю Винзавод с торговым центром, надо другие примеры. Про еду - вспомню Ateliers du Vent в Ренне, столице Бретани, где мне посчастливилось выставляться – этот арт-центр организовали бывшие сквоттеры с пятнадцатилетним стажем, отбившие себе у муниципалитета заброшенную горчичную фабрику под свою масштабную деятельность. По четвергам проводят для публики мастер-классы по рисованию комиксов (комиксы во Франции и Бельгии - это скорее род высокой культуры, в местной библиотеке с оригинальным архитектурным решением интерьера в виде пирамиды с основанием на небе и вершиной на земле, организовали даже специальный департамент для комиксов). И в эти же четверги в Ateliers du Vent приезжают фермеры, которые продают парное молоко в стеклянных бутылках и домашние хлеба по евро за штуку. Разумеется, в Москве, где эпитеты «доступный» и «социальный»  скорее считаются позорными, такой недорогой life-style, скорее всего, не будет иметь успеха, но можно подавать натуральное как предмет роскоши.

В упомянутом мной примере бретонского «арт-кластера», сосредоточившего на окраине культурную жизнь города, есть такой элемент, как образовательный – свободный для посещения. Винзавод в области образования отличился продажей снега зимой –  он организовал курс «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». 70 тысяч рублей за год обучения с неясным расписанием и перспективами возможности познакомиться с лидерами индустрии. «Если запомните все и всех по максимуму, считайте, что вы сделали шаг на пути к тому, чтоб порулить искусством» - рекламировал куратор программы, арт-дилер Николай Палажченко. Все это в то время, как Москва полнится лекциями  и мастер-классами русских и зарубежных «лидеров индустрии» со свободным посещением и ясными анонсами – и можно самому формировать свое обучение. Но тут ситуацию уже подправили - на Винзаводе запустили образовательную программу бесплатных лекций "Просвет".

Есть еще один важный аспект современного life-style – воспитание детей. На Винзаводе появился «Творческий детсад и Продленка», но аудитория его неясна. Смысл объединения арт-кластера и детского пространства может состоять в том, чтобы устроить куда-то детей, пока взрослые смотрят выставки, как было в «Гараже» на старом месте и будет на новом, или в детском клубе «Шардам» в ЦДХ. Но к «Шардаму» прилагается парк со скульптурами и ландшафтными забавами вроде одетых в полосатые свитера деревьев, а не Курский вокзал с бомжами по дороге, и не две–три выставки, а Третьяковская галерея. Тут, кстати, уместно вспомнить слово, которое очень часто звучало в отношении Винзвода в период его появления – джентрификация. Если понимать процесс как приспособление старых зданий к новым целям, то тут все состоялось. Но если джентрификация – это облагораживание непрестижного района, то понятно, почему про это слово постепенно забыли. Район Курского вокзала – это экспоцентр социальных и градостроительных проблем. И надо заметить, что их особенно никто и не пытался решить, взаимодействовать с окружающей средой – не считать же, в самом деле, попытками улучшить жизнь обитателей района аляповатую роспись в переходе под железнодорожными путями у Винзавода, или проект соседнего кластера «Арт-плей» по росписи подземного перехода у вокзала. Грустно видеть у представителей современной культуры подход муниципальных чиновников, которые думают, что пруд с лебедями, елочки и мухоморчики, нарисованные на гаражах и дворницих, сделают район менее депрессивным.

Фото из дневника искусствоведа Александры Обуховой - стеллажи на продажу, оставшие после того, как архив русского современного искусства перехал с Винзавода, где они были арендаторами, в "Гараж", где сразу были включены в инфраструктуру. Проект росписи перехода на Курской. Фото: Artplay

Не факт, что арт-кластеры на Курской захотят и смогут работать как инструмент преобразования городской среды, хотя в эту сторону собираются двигаться: московские власти хотят сделать арт-квартал: «территория 350 гектаров, границы ее продут по улицам Новорязанская, Ольховская, Бауманская, Воронцово Поле, а также по Яузскому бульвару и участку Курского направления железной дороги. Воплотить проект в жизнь, по расчетам чиновников, можно за десять лет и три миллиарда долларов». Пока будут воплощать, есть надежда, что Винзавод снова обретет смысл, вернувшись к первоначальной идее. Что такое кластер? По Майклу Портеру, идеологу этой стратегии экономического успеха – взаимодействие связанных общей деятельностью, взаимодополняющих друг друга и географически соседствующих компаний. Без галерей не оставалось ничего, кроме географической близости, потому что главная причина посетить именно это место, концентрация галерей, – была потеряна.

Осенью 2012 года Винзавод снова обрел центральное звено своей деятельности – «арт».

В бывшем помещении галереи М&Ю Гельман экспозицией «Современное искусство Казахстана» (до 12 декабря) открылся выставочный зал проекта «Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана». Первое, что обращает на себя внимание  и свидетельствует о новом формате – этикетки с подробным рассказом об идее произведения, написанные куратором Наилей Аллахвердиевой, она же делалаогромную выставку казахов "Лицо невесты" в PERMM. В коммерческих арт-галереях обычно действует совсем другая система – зрителю дают схема зала на отдельном листочке с обозначением мест произведений в пространстве и списком с именем автора-названием работы-техникой-размером-годом создания. Могу только предположить, что так делают исходя из соображений автономности искусства, когда контекст мешает и произведение должно говорить само за себя. Так легче продать, но очень неудобно смотреть. Случаются резоны идейные для отсутствия этикетажа – как в выставке «Artempo», сделанной куратором Жаном-Юбером Мартеном в палаццо Фортуни, где была игра с тем, что ты не можешь отличить лаконичность неолита от минимализма ХХ века, а  экспонат старинной кунсткамеры от девиаций современного художника. Может быть в отсутствии этикеток желание произвести сильное впечатление от группового высказывания – как было на выставках «Бестиарий» и «Варвары» этим летом в Москве. Приписать коммерческие мотивы или наоборот, бескорыстие можно чему угодно, хоть присутствию, хоть отсутствию этикеток, но так, как у Гельмана, доступным языком, но очень точно и подробно – я видела только на постоянной экспозиции в Тейт Модерн в Лондоне и была так увлечена, что провела там два дня, чтобы все прочитать.

Из этикеток видно, что среди казахских художников есть авторы с русскими фамилиями и один татарин – какая-то очень современная степень толерантности: важно гражданство и желание работать именно на этой территории, а не происхождение по «крови». Причем Марат Гельман говорит, что это не кураторский взгляд, а в Казахстане так и есть.

Про отдельные произведения можно только пересказать экспликации, лучше не скажешь – имеет смысл идти, смотреть и читать. В целом это борения между традицией и современностью, а между ними еще и советский период, даны точки зрения снаружи и изнутри страны, экспорта и импорта символики. Своего рода соц-арт нового поколения – когда критике подлежит не только система СССР, но и древность, и вырисовывающееся «западное» будущее. 

Фрагмент работы Алексея Шиндина из серии "Атавизмы", «Балбалы» Молдакула Нарымбетова. Выставка "Современное искусство Казахстана" в проекте Марата Гельмана "Культурный альянс" на Винзаводе.

Вся экспозиция выстроена как единая композиция, где все рифмуется. В центре зала вокруг колонны выстроились «Балбалы» Молдакула Нарымбетова: фигуры, похожие на толпу людей, заполнивших галерею. Их головы сделаны из камней, обточенных горной рекой в форме колес, а тела – из автопокрышек. Прирожденные кочевники остановились, колесо стало символом, неподвижным идолом – но как природа горной реки вытачивает лежачий камень в форме колеса, так и природа историческая точит современное стремление кочевого народа к оседлости. Что-то есть в этом от одного из реди-мейдов Дюшана - велосипедного колеса, зафиксированного на табуретке – и не усидишь, и не поедешь.

Было ли прошлое народа великим и какое это имеет значение сейчас? Национальность и возраст художника оказываются очень важны – не для розни, но для анализа проблем и их решения. Угадывая по фамилиям авторов все же национальность по «крови», понимаешь различные точки зрения. Алексей Шиндлин в работе «Атавизмы» берет атрибуты современного гастарбайтера из Средней Азии – поношенные джинсы и рабочие рукавицы, пробки от Кока-колы и аудиокассеты, и «втаптывает их в традицию», превращая в узоры на войлочных коврах.  Это похоже на то, что у нас в России -  сочетание капитализма и язычества. Для Ербола Мельдибекова важен советский период как тоталитарный и в то же время показывающий, что подавление свободы проходит насквозь от корней к будущему. Рустам Хальфин в видео «Любовные скачки» «воссоздает сюжеты «возможной казахской античности», брачные обычаи кочевников со старинных китайских миниатюр. Соитие-не-сходя-с-коня героизирует кочевников больше, чем легенды об их славных военных победах. Видео показывает зажатому, закомплексованному горожанину настоящую («природную») романтичность, красоту и эпический масштаб любви «степных людей». Казахстанский художник татарского происхождения видит поэзию бескрайних степей – общее для его личного прошлого и его настоящего.

Незначительность национальности по отношению к осознанию гражданства уже была отмечена в проекте художника  Дмитрия Гутова и коллекционера Виктора Бондаренко, показанном в Твери Гельманом, а затем в Москве в Мультимедиа Арт Музее. Тот проект был воспринят негативно широкой общественностью – не может быть, чтобы Пушкин был негр, а у Александра Невского бабушка - осетинка! Здесь то же самое сказано не в лоб, но все же линия продолжается.

Вообще, подробные этикетки рядом с работами у Гельмана  - это то, что нужно было начать делать много раньше. Может быть, тогда конфликтов со зрителями у современного искусства  было бы меньше.

Следующими на очереди – художники из Ижевска (с 21 января 2012 по 20 января 2013).  Это история не постсоветская, как с Казахстаном, а региональная, но в сущности, все мы, включая и Москву, увязли в смеси остатков индустриального, всплывшей откуда-то архаике и ностальгии-ненависти к советскому. Энвиль Касимов делает абстрактные картины в смешанной технике цемент-сушеная рыба, Павел Аксенов топит в бетоне атрибуты счастливой жизни – коньки, флягу в оплетке, детские игрушки, Анфим Ханыков вырезает из дерева библейских персонажей похожими на древних идолов, «Город Устинов» собирает в подобия островов на географических картах обрезки старой одежды, памятки о жизни близких людей.

Галерея XL одновременно с региональными проектами Гельмана показывает выставку «Этот цех борется за звание образцового» краснодарской группировки ЗИП (до 13 декабря).  И вместе выставки компонуются в тренд года – развитие регионов. ЗИП – советский завод измерительных приборов, теперь известный как место обитания одной из самых примечательных групп современных русских художников. Можно сказать, что хоть завод и закрылся, в его помещениях снова  производят измерительные приборы – группировка ЗИП занимается художественными интервенциями в общественное пространство и таким образом измеряет состояние социума. Их новые проекты выставлены в форме документации, организованной как инсталляция с дискуссионной площадкой.

В проекте «Зоны» художники обвели краской на асфальте в разных местах города квадраты и подписали их. И люди в это поверили! Например, на одной трамвайной остановке оказалась «зона подчинения», и люди, ожидавшие транспорта, избегали ее и стояли в стороне, и даже те, кто выходил из трамвая, старались на нее не становится. А в «зоне глупости» на парковке почти всегда свободное место. Многие пытались переписать зоны - несколько зон «ужаса» и «злости» были переправлены на зоны «улыбок» и «хорошего настроения». В проекте «Маевка» художники расчистили от мусора и сорняков заброшенный памятник Ленину рядом с заводом, покрасили фигуру в белый цвет, а постамент – в красный. И это сработало как обратный «эффект разбитого окна»  - за первым шагом по благоустройству, сделанному как арт-проект, последовал другой – по инициативе работников складов вокруг памятника срубили засохшие деревья. Нечто похожее произошло, когда художники нарисовали пешеходный переход на трассе там, где его не было, но он был очень нужен  - машины стали сбавлять скорость, а потом приехала дорожная служба и дорисовала его, сделав официальным.

Вообще, оказывается, люди любят общаться и охотно вступают в коммуникацию. На самой высокой точке в поселке Пятихатки, где ЗИП устроил арт-резиденцию, художники установили нечто вроде рекламного щита с надписью «Товарищи, объединяйтесь!» - он простоял всего пару недель, а потом его унесло ветром, но за это время снизу появилась приписка «Был бы лидер!» Для фургона, торгующего продуктами в той же деревне, художники разработали фирменный стиль – там конечно, конкурировать не с кем, и без него бы продукты покупали, но так приятней. Но не всегда на искусство реакция позитивная, и даже в Пятихатках есть злодеи. ЗИП организовал выставку для жителей поселка – сколотили выставочный стенд, поставили столы с бумагой и красками, чтобы все, кто захочет, могли рисовать, и за один день жители заполнили стенд рисунками, и попросили сделать экспозицию не временной, а постоянной. Но не получилось – утром выставку нашли уничтоженной, рядом валялась пустая литровая бутылка водки, а на перевернутом столе было написано: «П….сы! Я русский, … вас в рот». Спаси нас Боже от таких русских.

Выставка "Этот цех борется за звание образцового" группировки ЗИП в галерее ХL на Винзаводе.

Следующей выставкой в ХL будет «Начало века» (с 21 декабря) – большая инсталляция групп «Выделения» (Константин Звездочетов, Алена Иванова, Александр Петрелли) и «Новые нормальные» (Игорь Бурый, Наталья Бурая, Соня Израэль, Надежда Звездочетова, Маша Сумнина, Миша Лейкин, Диана Мачулина, Василий Флоренский и другие). Участники отказываются говорить о выставке, полагая, что это все равно, что перед анекдотом предупреждать, в каком месте смеяться, но вообще-то это будет карнавал абсурдных импровизаций. В качестве анонса Звездочетов и Петрелли предлагают текст под названием «Дыр бул шик», из которого я бы процитировала «Гдыбы́мстк смехе́ куцы́мбра фотосессия – гламур бром апырца́п. Бдыщ рце́па Мейерхольд пум-пы́рамц-кац «Биомеханика» ца-пы́рпа бра». Остальное в том же духе, а  в конце «облако тэгов»: «пародия стилизация конструктивизм футуризм дадаизм эпатаж авангард клип». Выставка рекомендуется тем, кто устал от всеобщей серьезности и нуждается в глотке безответственного безумства.

Выставка "Начало века" в галерее ХL на Винзаводе.

Ну и что, что одни только имена авторов нам и понятны из анонса – в принципе, так и ходят, на любимого художника или режиссера, доверяя ему. И в этом плане собственный проект Винзавода по поддержке молодых художников «Старт» мог работать полноценно только при наличии большого количества галерей. Отдельно и специально ехать смотреть на выставку неизвестного молодого художника мало кто решится, а вдруг это не понравится, а как приложение к набору известных имен в других пространствах посмотреть зайдут. Сейчас там прекрасная фотовыставка сыктывкарского художника Игоря Самолета «Пар» (до 9 декабря) - образы власти и подчинения, данные не в торжественной символике,  а в каком-то физиологическом и бытовом аспекте. Как пишет сам художник, «меня всегда интересовал маленький фашист в каждом человеке и то, насколько он готов далеко зайти, когда нет преград». Фотографии развешены под битыми стеклами, и экспозиционно это не линейная история, а «набор ссылок, рифм, метафор. Предполагается, что зритель понимает, кто такой Достоевский и увязывает его появление с общей историей», как художник объясняет свой подход куратору площадки Марии Калининой.

Работы Игоря Самолёта с выставки "Пар" в проекте "Старт" на Винзаводе.

В галерее «Риджина» - выставка Алексея Каллимы «Теорема дождя» (до 2 января 2013). Эта монументальная стенная роспись флюорисцентными красками, которую зритель видит всего сорок секунд в свете ламп, а потом она исчезает при выключении специального света, была впервые показана в Русском павильоне. Московский вариант впечатляет намного больше. На стенах изображены трибуны с футбольными болельщиками, а зритель в зале оказывается в роли игрока на поле. В «Риджине» зал просторней, чем в Венеции, хотя на стадион все равно не тянет. В венецианской версии Каллима сосредоточился на лицах, здесь – на ритме поднятых рук, флагов, общих синхронных движений, и это верно, о личности у футбольного болельщика говорить не приходится, на матче  он - скорее часть коллективного тела.

Открылась и новая галерея – Pecherskiy gallery, в помещении, где раньше был Paperworks. Ее директор Марина Печерская – жена обеспеченного человека, но ни в коем случае не стоит причислять ее к «олигархеткам», а ее деятельность – к развлечению. Она – искусствовед, первое образование - психолог, и она работала в том числе над составлением коллекции для музея Игоря Маркина art4.ru. Обычно галереи, которые имеют средства и не должны выживать за счет продаж искусства, упрекают  в том, что они лениво продают и художники у них загибаются от нищеты – это тоже не про Печерскую. Еще и в прошлом своем помещении в районе Петровки она стала известна тем, что отлично продает. Свой переезд на Винзавод Печерская объясняет так: «Мы раньше находились в прекрасном месте, но стояли особнячком по отношению ко всем арт-процессам, происходящим в Москве. Поначалу это нам даже нравилось– мы считали, что у нас особый путь, мы молодая, но амбициозная галерея. Галерея располагалась в пространстве мечты – оно получилось интересным и удобным, и напоминало американские и берлинские лофты сразу. Было много энтузиазма в первое время, но просуществовав там два года, мы поняли, что отказываться от сотрудничества с арт-сообществом довольно глупо. Быть вдалеке от активной жизни искусства не имеетсмысла. Рынок современного искусства России до сих пор находится в зачаточном состоянии, и поэтому достичь каких-то результатов можно только объединяясь. Здесь мы уже с первых дней мы чувствуем консолидацию общих усилий и оптимизм, присутствующий в этом месте. Скепсис на тему того, что Винзавод «не работает» и отсюда все уходят, мне кажется, сильно преувеличен. Просто у нас отсутствует традиция беречь и любить то, что уже создано и прошло определенный путь».

Первая выставка на новом месте –  «Невидимый мир» московско-берлинского художника Алексея Костромы (до 16 декабря), с западным перфекционизмом собранные из яичных скорлупок стерильно-белые композиции, напоминающие структуру нанотрубок. Открытие следующей выставки назначено на 21 декабря, дату предполагаемого конца света – Олег Котельников в проекте «Теория хаоса от М. Мауса» выступает эдаким русским Дамианом Херстом, рисуя угрожающие черепа. Но в окружении, например, символов в из детских сказок: репки, яичка простого не золотого, Щелкунчика. Вот и сказке конец, но как говорят дзен-буддисты, «если череп смеется – значит у него есть на то причины». Детская непосредственность – фирменная черта «новых художников» 80-х годов, которыми особенно интересуется Pecherskiy gallery. Старые работы Олега Котельникова и всю эпоху питерского «нью-вейва» можно посмотреть на выставке «Новые идут!» в ММСИ (до 9 декабря).

 

Работы Алексея Костромы и Олега Котельникова с выставок в Pechersky gallery на Винзаводе.

А в «Проуне» - выставка плакатов и графики 20-х - 40-х годов Виктора Денни (до 15 декабря). Жанр плаката близок к современному искусству тем, что и то и другое работает с актуальными общественными проблемами. Начинается выставка с замечательного стихотворения самого Дени о том, какие цели он ставит: «Плакат должен быть ясен и прост — таков плаката пост. Плакат есть стрела — молния к сознанию зрителя, будь зрителю вроде молниеносного учителя. Взглянул зритель — мыслью объят, вот это и есть плакат!». Для того, чтобы мысль рождалась, язык должен быть понятным, и «Дени – реалист. Не в нем никаких стилизаторских ломок вещей, никаких формальных подходов», как пишет  Луначарский. Дени разрабатывал точные, идеально запоминающиеся образы: на его плакатах все по словам Маяковского: «Распознать буржуя просто/ (Знаем ихнюю орду!): / Толстый, низенького роста/ и с сигарою во рту».

Все конечно, не так уж просто, и враг может выглядеть очень привлекательно, а друг оказаться похожим на противного буржуя, но такая уж штука пропаганда – приходится упрощать. Сложности и многообразие трактовок – это по части современного искусства. И хотя все проекты «Проуна» глубоки и интересны сами по себе, музейный подход к темам, старина и фольклор, поданные в нестандартном ключе особенно хорошо смотрятся в обрамлении современного искусства на Винзаводе. То есть как ни планируй арт-кластер, без плеяды больших галерей на Винзаводе он не получится.

Работы Виктора Дени с выставки в галерее "Проун" на Винзаводе.
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).