будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Культура
Золотухин Валерий

Вопрос из зала

Вопрос из зала
foto

Когда первый спектакль из основной программы "Новой драмы" - «Город» Е. Гришковца в постановке Оскара Коршуноваса и Саулюса Миколайтиса - подошел к концу, в зале повисла неловкая пауза. Это что, и есть обещанная встреча новой драмы с новой режиссурой? Ну-ну. 

В театре есть такое правило, которое для краткости можно было бы назвать законом замещения. Например, у актера забирают слова – и вместо них появляется пантомима, выразительный жест. У героя отнимают мимику – и начинается виртуозная игра с маской. Исполнителя ограничивают в движении – и действие переносится в слово. Я догадываюсь, что режиссер Коршуновас мог бы рассказать обо всем этом немало. Хотя бы потому, что в своих предыдущих спектаклях не раз показывал виртуозное владение приемами гротескного театра, где выразительный жест, игра с маской и разнообразные смысловые инверсии являются главными художественными средствами. Есть индивидуальный юмор, который вы никогда и ни с чем не перепутаете – например, юмор Гоголя, Зощенко или Хармса. Такой же запоминающийся тип юмора и у Коршуноваса – злого, дерзкого  и очень остроумного режиссера. С «Городом» все иначе - через пятнадцать минут после начала спектакля понимаешь, что все сказанное не имеет ровным счетом никакого отношения к тому, что творится на сцене.

На протяжении всего действия перед зрителями стоит автобусная остановка в натуральную величину, со скамейкой, но без традиционной таблички с расписанием движения. Дескать, герои пьесы живут в постоянном ожидании мгновенной перемены жизни, оказавшись выброшенным на обочину в самом буквальном смысле. Главный герой пьесы Гришковца – Сережа (Саулюс Миколайтис) - произносит монологи о желании бросить работу, уехать прочь из города, побыть одному. При этом актер практически не встает со скамейки. Вообще-то это очень вредно для здоровья – если он так и будет продолжать сидеть часами, то обязательно что-нибудь да отморозит. (Или уже отморозил? – тогда, кстати, понятно, почему Сережа мечтает о теплой Аргентине). 

Иногда Сережа садится лицом к залу – тогда по глазам видно, что тоскует. Иногда он пересаживается к зрителям спиной – и думаешь, что ему, наверное, совсем невмоготу. В сцене разговора с супругой (Юрате Вилюнайте) он сидит в тени – теряешься в догадках, что же с ним происходит. Ближе к концу спектакля, в разговоре с отцом Сережа злится и решительно выходит из-под навеса остановки. А это уже, между прочим, смахивает на кульминацию.

Представьте себе, что открываете книгу «Антология поэзии абсурдистов», а внутри - подборка стихов Апухтина. «Что за ерунда!», - недоумевает читатель. Что-то похожее происходит и со зрителями литовского «Города», правда, имя настоящего автора спектакля все-таки стоит на афише – это актер Саулюс Миколайтис, исполнитель главной роли в «Городе». Ошибся, что ли, составитель программки, поставив имя Миколайтиса после Коршуноваса? Или справедливо рассудил, что имя Коршуноваса – художественного руководителя постановки - зрителям знакомо лучше, чем имя Миколайтиса –фактического режиссера спектакля? Так или иначе, вышел курьез.   

Лаконичный почерк Коршуноваса ясно различим лишь в финале спектакля. Пьеса Гришковца заканчивается на первый взгляд бессодержательным диалогом героя с таксистом, его завершает авторская ремарка: «Он остается один, стоит, наклонив голову, улыбается, качает головой». Вот так, утверждает Гришковец, за какие-то пять минут простой и незамысловатый разговор в такси может развеять мрачные мысли, оставив светлое впечатление. А возможно, и изменить жизнь. В спектакле, однако, эта сцена претерпела некоторые изменения – таксист, лысый высоченный парень с острым лицом, скрыт от зрителей за мутным стеклом остановки. Неловкий разговор перебивается то и дело шумом дороги, а последующий спор о цене приводит к тому, что таксист грабит героя, избивая его до смерти. Шум проезжающих мимо машин резко затихает, и фоном убийства остается убогая попсовая песенка из тех, что обычно крутятся в такси.

Единственная на весь спектакль, но дерзкая смысловая инверсия, вторгнувшаяся в драматургию и стиль спектакля, переворачивает все с ног на голову: да-да, конечно, следует за мыслью Гришковца Коршуновас, такое незначительное событие, как поездка в такси, действительно может изменить жизнь. Но насколько широко можно толковать этот закон? И не является ли банальная тоска вместе с желанием изменить все вокруг всего лишь острой формой предчувствия смерти, а вовсе не стремлением к полноте жизни? 

В  "Городе" Коршуновас выступает кем-то вроде полемиста, который задает во время чужого доклада вопрос из зала. Это жестко и остро сформулированный вопрос, ответить на который выступающему оказывается нечего. В зале повисает пауза.

Золотухин Валерий
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).