Большинство москвичей и гостей столицы при словах "День города" вспоминают общегородские торжества на 850-летие Москвы - вернее, даже не сами торжества, а доселе невиданные столпотворения на улицах, площадях и станциях метро и ощущение, что в Москве живет гораздо больше народу, чем она в состоянии переварить. Почти у каждого с тех времен сохранилась своя байка (а у некоторых - и не одна) о том, как он с боем прорывался в переход между "Боровицкой" и "Библиотекой им. Ленина", чтобы ехать домой на метро, не шагать пешком через весь город вместе с толпами других "участников торжества".
И все-таки для некоторых День города - ничем не замутненный праздник. Что привлекает москвичей в этом мероприятии? Как они воспринимают юбилей своего города? Почему считают себя обязанными в этот день непременно выйти на улицы? С этими вопросами "Прагматика культуры" обратилась к некоторым из жителей столицы.
ИТАК, ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬ ГОРОДА ДЛЯ ВАС?
2 сентября, пятница.
Виктория Мусвик, фотокритик, ведущая рубрики "Культурная неделя" ("Коммерсант"), преподаватель МГУ.
- Я не могу сказать, что как-то особенно отношусь к Дню города; в моем личном календаре такого праздника нет. Во многом потому, что у меня был очень неприятный опыт на 850-летии Москвы: я тогда жила на Арбате, оказалась в жуткой давке в метро и не могла попасть домой. С тех пор у меня не возникает особого желания участвовать в народных гуляньях на День города.
Этот эпизод, кстати, типичен для всей московской жизни – и российской тоже. Меня вообще не радует государственная власть, которая самое благое начинание превращает в какие-то козьи потягушки и глянцевые рапорты о достижениях народного хозяйства. Такое ощущение, что у нас те, кто придумывает праздники, на самом деле ничего не чувствуют. То есть, наверное, они любят город, но на поверхность это не прорывается и невооруженным глазом не заметно. Потому что официоз - штука мертвая, он убивает всякое желание радоваться, быть вместе с другими людьми. Так было при социализме, так было при царе-батюшке – и все это воспроизводит себя с пугающим постоянством.
При этом мне вовсе не плевать на то, что происходит с городом. По отцовской линии я москвичка как минимум в пятом поколении, этот город для меня – родной, я его несу в своем сердце, где бы я ни была и куда бы ни уехала, я все в нем замечаю. В этом году много цветов на улицах, новые красивые здания – все это радует. Но есть и Церетели, и разрушение Военторга, сгоревший Манеж – все это меня глубоко задевает, от этого бывает больно. Так что я не знаю, нужен ли сейчас такой праздник. Для меня гораздо важнее то, что происходит с городом в будни, чем какие-то официальные мероприятия.
И вообще, мой город – это не просто улицы и здания, это люди, которые все это построили и здесь живут. Просто многие не привыкли обращаться к своим чувствам, когда речь заходит не о «личных» ценностях вроде собственной семьи, а о городе или стране; а ведь ощущение эмоциональной связи с тем пространством, в котором живешь, и с теми людьми, которые тебя окружают, очень важна. Потому что они – твоя поддержка и опора. А вовсе не отмечаемый для галочки День Города.
1 сентября, четверг.
Борис Юшманов, дизайнер.
- Для меня День города - ничего особенного. Во-первых, я физически плохо переношу большие скопления людей, а во-вторых, эстетические предпочтения организаторов, мягко говоря, меня не устраивают. Смотреть на то, как по сцене прыгает акробат Газманов, неинтересно, а слушать то, что он поет - невозможно.
Вообще странная ситуация складывается с теми, кто у нас развлекает народ. Я ни разу не слышал (например, в такси), чтобы люди в здравом уме и твердой памяти слушали Газманова. Шансон слушают, джаз слушают, а Газманова не слушают, но каким-то образом он - "звезда". Впрочем, "если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно", и я даже знаю, кому именно.
Впрочем, в такой ситуации нет ничего удивительного, если певцу Буйнову вручают в Кремле орден "За заслуги перед Отечеством", ставя его в один ряд, например, с академиком Арбатовым. Таким образом подчеркивается, что заслуги перед Отечеством этих двух мужей если не равнозначны, то, по крайней мере, вполне сопоставимы. А это уже за гранью добра и зла.
Я, конечно, не знаю, кто подсунул Президенту Буйнова, но подозреваю, что это те же люди, которые украшают столицу обильными творениями Церетели и устраивают шумные и веселые праздники для народа. Поэтому день города для меня - это время, когда удается погулять по старой Москве или сходить в Третьяковку. А официальные мероприятия, как правило, обходят меня стороной. Надеюсь, что так будет и в этот раз.
31 августа, среда.
Сергей Ильин (aka Ефим Дикий), обозреватель.
- Дело в том, что исторически с Днем города совпадает так называемая «Коктебельская стрелка» - первое воскресенье сентября, когда люди, которые отдыхают в Коктебеле, собираются около памятника Маяковскому, а потом перемещаются в Сад Эрмитаж. Так что этот день у меня, как правило, связан с этим и еще с празднованием дня рождения моего лучшего друга.
Традиции празднования именно Дня города у меня нет; дело в том, что лично я большие публичные мероприятия не очень люблю. Я мизантроп и, если честно, предпочитаю общаться или со знакомыми людьми, или с минимальным количеством незнакомых. Больше десяти человек вокруг меня – это уже перебор. Даже если говорить о концертах, то формат больше клуба «Б2» - это уже слишком; по той же причине я, например, и на концерте в Лужниках ни разу не был.
Другой вопрос, что таких индивидуалистов не так уж много, и мне кажется, что в целом народ у нас любит публичные мероприятия. Отсюда, кстати, и любовь к тому же футболу – у нас даже в советские времена футбол любили больше, чем хоккей, может быть, именно потому, что футбольный стадион вмещает больше зрителей.
Что до Дня города, то у него есть свои плюсы и свои минусы. Первый минус – это ограничение по транспорту, но, во-первых, москвичи к этому привычны, а во-вторых, все-таки это воскресенье. Второй минус – это террористическая угроза, которая все-таки есть, и при некотором разгильдяйстве наших органов, думаю, есть причины опасаться проблем в этой области.
Ну, а несомненный плюс в том, что лозунг «хлеба и зрелищ» нисколько не устарел. Можно говорить о дурновкусии наших властей, но народ эти мероприятия посещает и любит, чего уж. Грубо говоря, если мы не можем позволить себе карнавал, подобный Бразильскому, то почему бы не устроить хотя бы лазерное шоу на Воробьевых горах.
30 августа, вторник.
Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы, президент Фонда творческих проектов.
- День города – один из немногих праздников последних десятилетий, который постепенно стал естественной частью нашей жизни, и поэтому кажется, что он был всегда. А для праздника это главный критерий.
Кроме того, помимо официальных и формальных полузакрытых или просто закрытых мероприятий, все-таки сегодня День города – это еще и куча всяких акций вроде игр в городских садах, народных гуляний, то есть всего того, что и должно быть нормальной городской средой. Да и время очень хорошее – начало сентября.
Я всегда так или иначе участвую в Дне города – и как официальное лицо, и как простой обыватель. Честно говоря, у нас с женой хобби – гулять по Москве, а в это время Москва такая умытая, чистая, так что по ней особенно приятно гулять. Ну и приятно, когда вокруг – живая и благожелательная городская среда: детские оркестры в парках, игры, и т.п.
А в этот раз будет еще и неофициальная акция: в Музей Пушкина приезжают известные испанские поэты, которые будут выступать – в Музее, а потом и в Ясной Поляне. И это фактически начало нашего Биеннале поэтов, которое состоится в конце сентября.
29 августа, понедельник.
Мария Варденга, зам. главного редактора журнала "Домовой".
- К сожалению, мне пока ни разу не удалось посетить День города, потому что каждый раз в это время я находилась за городом с дочкой. Но если в этот раз мы окажемся на День города в Москве, то обязательно пойдем гулять и поучаствуем в праздновании.
День города – это праздник для детей и взрослых, к которому хочется быть причастным, хотя культурным мероприятием его вряд ли можно назвать. Скорее, это такой отдых для народа.
Я вообще считаю, что праздники – это прекрасно, тем более сейчас, когда исчезла система советских праздников и ее надо чем-то заменить. А День города – это прекрасный вариант негосударственного неполитического праздника для всех.