"Прагматика культуры" на Полит.ру продолжает разговор о прямых и косвенных фактах, влияющих на выбор потребителя. Что думает потенциальный кинозритель, узнавая, что в новом фильме главную роль сыграет Джордж Клуни или Пенелопа Крус? Какое влияние оказывает на нас индустрия "звезд"? Этому мы и посвятили вопрос недели.
Выбирая фильм, обращаете ли вы внимание на участие в нем "звезды"?
1 июля, пятница:
Дмитрий Бак, зам. декана историко-филологического факультета РГГУ.
- Если это американский фильм – то да, обращаю. Это же банальная и известная вещь: в европейском кинематографе центр тяжести находится совершенно в другом месте. Там акцент делается не на звезде, а не общей концепции фильма и на режиссерской работе. Даже скорее на режиссерской работе.
А американская концепция кино ясна в тот момент, когда покупаешь билет. Это политкорректная история со счастливым концом, раздражающая нервы, отвыкшие от чувства опасности и сильных эмоций. В ней все понятно с самого начала, и если бы не присутствие звезды и не спецэффекты, это кино вообще не было бы информационным поводом.
Смотреть такое кино - все равно что разглядывать аллею из одинаковых кленов; а присутствием «звезды» мне все-таки сообщают, что на этом клене листья другие - в полоску, например.
Но на выбор фильма присутствие в нем звезд влияет не особо. Каких-то звезд я люблю, условно говоря, больше, каких-то – меньше; и увидев, что в фильме играет знаменитый актер, я могу купить на него билет. А вот сказать: «Ах, там играет Том Круз – не пойду ни за что!» - это вряд ли. Присутствие звезд может влиять на зрителя в положительную сторону, а в отрицательную – скорее, нет.
30 июня, четверг:
Борис Дубин, социолог:
"Сам по себе факт участия "звезды" для меня не имеет большого значения. Решающим, по крайней мере, фактором не является. Мое кино - искусство режиссерское, операторское. Актер у Тарковского, например, или Брессона много значит, и с ним режиссер много работает, но все-таки, как утверждал Брессон, "в кино говорит камера". Я понимаю значимость актера-"звезды" в современном кинопроизводстве, поскольку это стало способом организации и без него не будет массового зрителя и, соответственно, доходов. Но важно и то, что феномен "звезды" имеет огромное значение за пределами кинокультуры, поскольку "звезды" - это образцы героев сегодняшнего дня. Они имеют значение и общекультурное, и общенациональное. Выдающиеся актеры становятся образцами для самого широкого круга людей. И даже для тех, кто не является киноманами и вообще не ходит в кинотеатры".
29 июня, среда:
Петр Алешковский, писатель
Если звезда мне нравится, если я ее люблю, то для меня ее участие в фильме значит очень много. И на такой фильм я пойду в любом случае. Если же это кто-то типа Шварцнеггера или Сталлоне я знаю, что могу пойти на этот фильм, когда у меня плохое настроение, я получу ровно то, что ожидаю: пиф-паф. То же и с именем режиссера. Если это Люк Бессон, я примерно понимаю, что это будет. Но вполне естественно, что звезда всегда притягивает. Помню, Валентину Катаеву задали вопрос, кого бы Вы напечатали, молодого, но неизвестного автора, написавшего хорошую вещь, или известного, написавшего что-то проходное, Катаев без колебаний ответил: «Конечно, известного». Это было в годы глубокого советского застоя, но механизмы были те же.
Светлана Макеева, редактор журнала National Geografic-Россия
Я заметила, что могу смотреть не интеллектуальный фильм, если мне просто нравится актер, если он просто хорошо играет, если у него нестандартное лицо. Совсем не обязательно, чтобы это был кто-то известный. Достаточно, чтобы играл хорошо и выглядел необычно, ярко. Поэтому даже в простых по режиссуре фильмах интересный актер с хорошими внешними данными, слившийся со своей ролью, вытягивает весь фильм, так что оторваться невозможно. А звезды совсем необязательно играют в фильмах хороших, чаще даже наоборот. Но если они играют со вкусом и видно, что делают это не просто ради денег, тогда смотреть на них приятно. Как например, Джонни Депп в «Пиратах Карибского моря». Он действительно наслаждался ролью оборванца и сорви-головы, и это притягивало, заражало энергией.
28 июня, вторник:
Анатолий Голубовский, главный редактор радио "Культура"
"Для меня лично важно участие звезды в картине.
Для культуры, в которой кинематограф явлется развитой индустрией, наличие звезды безусловно значимо. В американской киноиндустрии понятие актера-"звезды" сформировалось в 1930-х годах, а существовало с самого начала - в то время, когда никого, кроме звезд, в кино вообще не было. Взять того же Чарли Чаплина, для примера.
Там, где индустрия кино не развита, нет настоящих звезд. Так, например, обстоят дела с российским кино".