Впервые в современной издательской практике аудиоверсия литературного произведения выходит до появления его бумажного варианта. Известный писатель Виктор Пелевин представил свой новый роман «Шлем ужаса» в формате аудиокниги. Является ли выход аудиокниги значимым культурным событием? Будете ли вы читать книгу Пелевина, будете ли прослушивать аудиоверсию романа? С этими вопросами "Прагматика культуры" обратилась к своим респондентам.
Итак, как вы относитесь к тому, что новое произведение выходит сначала в виде аудиокниги? Готовы ли вы вообще к формату аудиоверсии художественного текста?
28 октября, пятница
Игорь Шайтанов, литературный критик, литературный секретарь премии Букера в России:
Аудиокниги - это, безусловно, интересное форма, но я никогда не слушал ни одного русского художественного текста в МР - 3 формате, хотя я знаю много людей, которые с удовольствием слушают аудиоверсии книг. Я часто слушаю английскую литературу на аудионосителях, но русский роман я предпочитаю читать глазами. Один школьный преподаватель мне недавно рассказывал, что многие дети сегодня не умеют переворачивать страницы в книге, так как привыкли иметь дело с компьютерной мышкой и читать текст с экрана. Может быть, на наших глазах вырастает поколение, которое будет знакомо с книгой только в ее электронной или аудио версиях.
Я не думаю, что аудиокнига Пелевина - это заметное явление в культурной жизни. Читать роман я, безусловно, буду, но в традиционном - бумажном варианте.
27 октября, четверг
Лариса Миллер, поэт:
Лично я не готова к формату аудиокниги, я привыкла к бумажному варианту и не думаю, что смогу себя перевоспитать. Что касается Пелевина, то я его вообще не читаю - этот автор мне совсем не близок. Вообще аудиокнига - это великое изобретение, особенно для людей с плохим зрением, ведь для них это единственная возможность "прочитать" текст. Если же люди слушают только потому, что у них нет времени читать - например, в машине, - то я думаю, что в этом ничего хорошего нет. Мы и так все делаем на одной ноге, все время куда-то торопимся, а чтение - это процесс, который требует времени и сосредоточенности.
26 октября, среда
Дмитрий Хитаров, зам.главного редактора журнала "Русский Newsweek":
- Понимаю, что это банально, но: является то или иное произведение событием или не является определяет все-таки не формат, а содержание. Аудиокнига становится все более популярной у занятых людей, а для людей с ограниченными возможностями - это вообще единственная возможность "читать".
Лично я предпочитаю традиционные бумажные книги - мне нравится сам процесс чтения, а кроме того, голос и интонация чтеца зачастую мешают восприятию текста. Пелевина ни читать, ни слушать не буду - он не относится к числу интересных мне писателей, а тратить время на то, чтобы "быть в курсе" и иметь возможность поддержать "светскую беседу" о модном авторе, жалко.
25 октября, вторник
Михаил Кукин, поэт, автор книги "Коньковская школа":
- Выход аудиоверсии нового романа писателя Пелевина - для меня, безусловно, не событие. Пелевин, будучи писателем известным, уже много лет попадается нам, читателям, на глаза. Не знаю, как другие, я лично принимался читать разные его книги трижды - и трижды не дочитывал, потому что мне становилось скучно от слабой литературы, рассчитанной примерно на ту же группу граждан, что и книги братьев Стругацких. Я знаю, что для кого-то это - любимые авторы, но вот оказывается, что для кого-то - это и вообще никакая не литература. То есть не серьезная литература - ну, как детективы или бесконечные многозначительно-бредовые фэнтези. Почему? Если очень коротко, потому что здесь всё - бесконечная "игра ума" и вся ставка сделана на некий литературный прием. Это примерно так же скучно, как кондовый соцреализм - и, в общем, по той же причине. Впрочем, в последние лет 20 таких книг - и писателей, соответственно - появилось великое множество. Пелевин был одним из первых, аудитория его поклонников, судя по всему, колоссальна, и всякая новая его книга буквально обречена у этой аудитории на успех. В общем, количество сосредоточенных людей с плеерами, скорее всего, на этой неделе чуть-чуть увеличится - в чем-то это даже и хорошо, особенно в местах общественных, а в чем-то и плохо, особенно когда Пелевина будут слушать за рулем.
Про себя, например, я знаю, что ничего нового пелевинского в четвертый раз читать уже не буду - разве что кто-то из старых друзей, чьим вкусам я доверяю, не придет и не скажет: "знаешь, а это уже совсем другое дело" - и не протянет мне книгу. Правда, уж совсем невозможно себе представить, что он скажет: "на, послушай" - и протянет диск или кассету. Это уж точно - только для поклонников.
24 октября, понедельник
Вадим Наливайко, программный директор радио «Культура»:
- Наверное, выход романа Пелевина в такой форме, когда произведение выходит и на бумаге, и в виде аудиоверсии, затем, насколько я знаю, ожидается он-лайн перформенс в Интернете, - то, наверно, это является событием в культурной жизни. Другой вопрос, возбуждает ли это интерес лично у меня – скорее, нет. У Пелевина есть огромная армия почитателей и противников, я к его творчеству отношусь нейтрально. Если бы у меня нашлось свободное время, я бы, скорее всего, прочел бы его новую книгу, потому что я с большим уважением отношусь к его ранним вещам.
Сама форма подачи, безусловно, интересная. Но мне кажется, что в нашей стране очень сильна привычка к печатному слову, и трудно заставить людей переключиться на аудиокниги. Кроме того, если в записи участвовали известные артисты, то велика вероятность, что отношение аудитории к ним будет очень неравнодушным. И значит, звездный состав может сыграть в том числе и негативную роль в судьбе нового пелевинского романа.