В начале сентября территория ВДНХ наполняется толпами людей, которые, не обращая внимания на шаурму и шашлыки, быстрым шагом пробираются сквозь гуляющую публику с детьми и воздушными шарами к павильону, спрятанному в самом сердце выставочного комплекса. Эти люди - посетители ежегодной Книжной ярмарки, то есть самая активная часть читающей Москвы.
Внутри павильонов, в которых проходит ярмарка, обычно царит хаос. Непосвященному трудно разобраться в море обложек и ценников, рекламных предложений и анонсов встреч с писателями и т.п. Непосвященный уйдет с Книжной ярмарки не с "челноковской" клетчатой сумкой, доверху забитой книжными новинками, купленными за полцены, а с головной болью и полным непониманием ситуации на книжном рынке.
И все же каждый год Книжная ярмарка собирает толпы храбрецов, ныряющих в это море книг в поисках очередного сокровища. Почему? Как сориентироваться в ярмарочной неразберихе? На что надеется средний покупатель, попавший сюда? Какие функции выполняет Книжная ярмарка сегодня? С этим вопросом "Прагматика культуры" обратилась к московским книгочеям и писателям.
ИТАК, В ЧЕМ ПОЛЬЗА КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ?
7 сентября, среда.
Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса, «Заказные ИнформСистемы».
- Я сейчас и магазины-то редко хожу: у меня есть возможность через Интернет заказать половину, если не две трети, тех книг, которые мне нужны. Правда, чем дальше, тем меньше, потому что такие монстры как «Озон» не справляются, - то есть они дают некий усредненный ответ на спрос, и в этом смысле все равно приходится ходить в магазины. Но поскольку я поглощаю относительно мало книг, я хожу на мероприятия вроде Книжной ярмарки реже.
Мне думается, что ярмарка – это больше событие для самих издательств и для оптовиков, то есть для тех, кто занят на этом рынке, потому что опыт показывает, что в других отраслях ярмарки или выставки - это возможность оглядеться, понять, куда ветер дует, кто растет, кто, наоборот, загибается. Это такое диагностическое мероприятие. Я думаю, что внимательный участник ярмарки найдет для себя достаточно информации в этом событии, чтобы для себя какие-то выводы сделать.
Что касается читательского поведения, то я думаю, что для людей, которые вообще неровно дышат к книгам – а таких все-таки достаточно много, – это редкая возможность все увидеть сразу. Такой гипермаркет. Книжный гипермаркетов ведь еще нет; есть супермаркеты – большие книжные магазины, – но когда все или почти все издательства, работающие на рынке, собраны в одном месте, - это действительно редкое событие. Поэтому это некий пир для гурмана.
Кто-то, может, идет целенаправленно для того, чтобы определенные книги посмотреть, но я сомневаюсь. Я думаю, что это, скорее, немножко нездоровое мероприятие для людей, которые любят книги. Это как ребенок хочет попасть в магазин, где очень много игрушек, чтобы вот сразу были и машинки, и воздушные шарики, и дорогие игрушки, и дешевые игрушки, и глядишь – папа с мамой что-нибудь да выберут. Так же и здесь. Если бы я продолжал так же ненормально относиться к книгам, как лет 15 назад, наверное, у меня была бы такая мотивация. Поскольку я давно в этом покаялся, мне не очень нужно это мероприятие.
6 сентября, вторник.
Александра Маринина, писатель.
- Для меня как для читателя польза Книжной ярмарки даже не обсуждается. Мне как потребителю печатной продукции всегда радостно прийти в место, где все российские издатели представили свою продукцию, и закупить десять сумок книг.
Как для писателя польза Книжной ярмарки для меня в том, что к летнему отпуску я обычно заканчиваю новую книгу, а к началу сентября она выходит. И на ярмарке мое издательство устраивает даже не презентацию новой книги, а то, что называется «автограф-сессия». Для меня это возможность встретиться с читателями, увидеть их, пообщаться, представить им новую книгу – ну, и всегда ведь приятно, когда новая книга выходит.
Конечно, существуют книжные магазины, куда можно прийти и купить новые книги, и я туда прихожу регулярно. Но это все-таки место, где представлено не все. У каждого магазина есть своя специализация, каждый магазин работает со своим списком поставщиков, а поставщики – со своими издательствами. Поэтому, чтобы найти то, что мне нужно, мне приходится объезжать несколько магазинов. А на Книжной ярмарке можно найти все сразу.
5 сентября, понедельник.
Мумин Шакиров, корреспондент радио "Свобода".
- Книжная ярмарка привлекает меня, прежде всего, возможностью выбора и ценами: там традиционно цены гораздо ниже, чем везде. Кроме того, это возможность ознакомиться с новой литературой.
Еще на Книжной ярмарке можно увидеть, как оформляются стенды разных издательств. Мне всегда это интересно, потому что вообще умение продавать играет в книжном мире большую роль.
Что касается собственно книготорговли, то на ярмарке бывают распродажи многотомных собраний сочинений, например, Майн Рида или Чехова. Старые классики не всегда хорошо идут в розницу, поэтому их выставляют на Книжной ярмарке со скидкой; и однажды, помню, я купил десять томов Майн Рида чуть ли не за 200 рублей.
Встречи с писателями, которые проводятся на ярмарке, мне не очень интересны. Вот если бы там появился Сергей Довлатов – другое дело. А те, кто там появляется сейчас, меня не слишком привлекают: я предпочитаю читать книги, а не ходить и смотреть на этих людей.
Но в целом, Книжная ярмарка – это очень хорошо. Как я уже сказал, это возможность посмотреть книжные новинки, новые издания – и посмотреть все это в одном месте. Это просто удобно.