В этой рубрике мы публикуем мнения различных экспертов, посвященные наиболее важным событиям и явлениям в области современной культуры.
Вы также можете принять участие в обсуждении и ответить на вопрос недели. Для этого нужно кликнуть слово "Обсудить" в конце текста. Лучшие ответы читателей будут публиковаться на сайте.
Рубрику ведет Юлия Идлис.
Итак: КОМУ БЫ ВЫ ДАЛИ ПРЕМИЮ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР"?
17 июня, пятница.
Декан факультета экономики Высшей школы экономики, профессор Владимир Сергеевич Автономов.
Из списка лауреатов "Национального бестселлера" я ничего не читал. Кажется, слышал хорошее про книги Шишкина и Москвиной, да. Вот книга Робски лежала долго на столе дома, ее жене дала читать подруга, но желания ее открыть у меня не возникло. Я вообще практически не читаю беллетристику, а если есть настроение – читаю старую, а не современную. Я просто с некоторого времени не нуждаюсь в выдуманных историях. Раньше читал с удовольствием, а потом разлюбил. Мне гораздо интересней факты, существует очень много поразительных фактов. Поэтому я отдаю предпочтение Non fiction, особенно воспоминаниям. Купил недавно Сарнова «Скуки не было», показалось, что интересно. Люблю Сарнова.
Коммерческий успех книги никак не влияет на мое желание ее прочитать. Даже скорей он влияет отрицательно. Пелевина я так и не прочел например, так же как и Толкиена, - шум меня отпугивает. Больше всего я не люблю когда что-то придумывают чтобы раздуть популярность, увеличить развлекательность. Эти звездные войны, например, – такая тоска... Это фэнтези называется? Вот, фэнтези.Сложился круг критиков, мнение которых я уважаю и прислушиваюсь к нему, - это Рассадин, Сарнов, Новиков, Гордин. Иногда, правда, я не читая книг, просматриваю рецензии и критику – и успокаиваюсь, можно не читать.
Бестселлеры бывают интересными, безусловно, вот, например, как Фаулз – кстати последний автор бестселлеров, которого я читал. Еще заглянул в Улицкую, хороший такой дамский жанр. А вообще мне нравятся книги с юмором и ироничные, и гораздо меньше – патетичные и драматичные.
16 июня, четверг.
Татьяна Халевина, арт-директор клуба "Faq-cafe".
- Я хотела бы, чтобы бестселлером стал роман Михаила Шишкина "Венерин волос”. Пусть миллионы читателей зайдут в книжные магазины по дороге на дачу и, поужинав ровно в семь ("милая, передай мне соль, пожалуйста" - "она ровно посередине, дорогой") сядут читать этот дивный текст - как десерт, на сладкое.
Впрочем, как ни странно, я бы даже согласилась и на то, чтобы званием национального бестселлера была увенчана сильная и страстная проза Захара Прилепина. Чтобы уже другие миллионы читателей (или те же самые?) говорили друг другу простые слова, идущие из самого сердца. И, конечно, чтобы они поднимались, прочитав эту книгу, и возвышали голоса ради того, чтобы война прекратилась.
Да что там, мне даже было бы очень приятно, если бы премию получил прекрасный писатель Зайончковский, чтобы читатели, узнавая самих себя в его беззлобных шаржах, подталкивали друг друга, сидя в вагоне электрички по дороге на работу.
И я бы, безусловно, дала премию Оксане Робски за ее «Casual», дабы миллионы простых людей могли удовлетворить свою ностальгию по сериалу «Богатые тоже плачут». Впрочем, они уже: роман и без официальной премии уже бестселлер.
Мне вообще нравится современная русская литература. Хорошая она и вполне «бестселлерная». Жалко только, что недостаточно национальная.
15 июня, среда.
Павел Хихус, учредитель фестиваля комиксов "КомМиссия".
- В этом году не очень понятно, кому давать «Нацбест». В прошлом году вышел новый Пелевин, который был вполне достоин премии, а в этом году до меня не добралось ни одной русской книжки, от которой я пришел бы в совершенный восторг.
Я вообще-то с удовольствием читаю, но, честно говоря, от русских книг мне, в основном, тоскливо. Может быть, потому, что они очень депрессивные. Меня вообще традиционно депрессивные книги очень раздражают, а так, чтобы от какой-то книги, прочитанной в этом году, мне сделалось легко и светло, - не случилось.
Конечно, в России существует понятие «национальный бестселлер», но если говорить именно о «бестселлере», то премию надо давать какой-нибудь Дашковой или Поляковой, потому что они очень хорошо продаются.
Читать это невозможно, но ведь бестселлер определяют конкретно по результатам продаж. В принципе, это тот же тип премии, как пылесосам дают: «лучшие продажи дня». Национальный бестселлер.
14 июня, вторник.
Марина Литвинович, координатор "Комитета 2008".
- Если бы это от меня зависело, я бы назвала книжку Паркера – «Владимир Владимирович-тм». Она вполне тянет на бестселлер, тем более на такой, который проживет еще пару лет, а то и больше, потому что по нему можно учить российскую историю и понимать ее.
Это художественная литература хорошего качества, просто она может использоваться многогранно, - и в том числе в качестве учебной литературы, скажем, для школьников старших классов.
А ее коммерческий успех объясняется очень просто. Ведь коммерческий успех, в целом, зависит от того, попадает ли книга в какую-то точку – историческую, общественную, настроенческую, наконец. Наверное, основной принцип бестселлера – чтобы книга попадала в настроение эпохи. И вот книга Паркера в настроение эпохи попала.