будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Культура

Вопрос недели: Реклама как искусство

13 октября в Москве открывается выставка знаменитого американского художника Энди Уорхола. Один из основателей поп-арта часто использовал рекламу в качестве материала для своего творчества. "Когда б вы знали, из какого сора" - это как раз про Уорхола и вообще про многое в современном искусстве, в чем можно легко убедиться, посетив на этой неделе Государственную Третьяковскую галерею. Мы же решили поговорить о рекламе. Что это: способ продвижения товара, материал для искусства или искусство как таковое, и мы с вами не живем в городе, а расхаживаем по огромным залам своеобразной художественной выставки на открытом воздухе?

Итак, может ли реклама быть искусством?

16 сентября, пятница

Татьяна Пигарева, руководитель отдела культуры института Сервантеса испанского культурного  центра в Москве:

- Реклама  не может быть искусством,  но искусство иногда претворятся рекламой. Может показаться, что это вопрос сугубо ХХ века. На самом деле это не так. Потому что если мы вспомним знаменитую серию портретов Веласкеса "Инфанта Маргарита", то по сути они являлись рекламной продукцией, которую каждый год отправляли для принца-жениха. Но при этом сам художник решал задачи, лежащие в плоскости эстетической, а не коммерческой. У настоящей рекламы выгода и деньги являются главным внутренним мотором. И в этой ситуации размениваться невозможно.  Еще писатели-натуралисты конца XIX века описали этот сюжет: если воротила коммерческого мира начинает по-настоящему любить высокое искусство,  он тут же разоряется. Когда-то в "Доме кино" шли "Ночи пожирателей рекламы", где были  ролики, которые были  достойны того, чтобы оказаться на венецианском биеннале современного искусства. Но я совершенно убеждена, что свою коммерческую роль они выполняли гораздо хуже, чем их сугубо рекламные собратья.

15 сентября, четверг

Никита Белых. Председатель политсовета СПС:

- Реклама не только может быть искусством, это один из его жанров. Но только здесь количество не переходит в качество. Обилие плакатов на дорогах, бесконечные ролики в теле- и радиоэфире - это еще не искусство, а вот, например, на фестивале "Каннские львы" действительно можно увидеть шедевры. 

Как потребителю мне нравится реклама фирмы Benetton, выпускающей одежду. Это эпатажная и очень стильная реклама. Но как политика меня больше интересует искусство политической рекламы. Политическая реклама должна отвечать сразу нескольким требованиям: она должна быть одновременно политкорректна, позитивна, неагрессивна и при этом должна бить точно в цель. Это очень трудно. На выборах в 2003 году ни у нашей партии, ни у оппонентов я ничего интересного не видел. Надеюсь, в 2007 мы увидим более высокий уровень политической рекламы.

14 сентября, среда

Наталья Иванова-Гладильщикова. Обозреватель газеты "Известия":

- Реклама, безусловно, может быть искусством. Все зависит от того, кто этим занимается. Для
многих начинающих режиссеров рекламные ролики - это творческий полигон. Но даже когда она поднимается до уровня искусства, в этом нет ничего хорошего, потому что реклама сама по себе - один из величайших обманов современной жизни, ведь она принципиально стоит вне
нравственных координат и каких-то моральных устоев. И благодаря хорошей рекламе Вам может быть продан плохой товар - и это еще самый безобидный вариант; в худшем случае Вы можете быть просто зомбированы. И эффект гипноза как раз достигается благодаря хорошей, сильной рекламе. Можно вспомнить "МММ" -   реклама этой финансовой пирамиды была очень талантливой. Она была  непохожа на другие рекламные ролики, она была псевдореалистична. Это было как кино, и персонажи ее были такие же  люди, как и мы, - простые, якобы из жизни. И значит, все могут разбогатеть. Эффект был сильнейший и очень разрушительный.

Есть и чисто эстетическая проблема - реклама, которая "ниже пояса", пошлые и сальные шутки, которые используются для привлечения потребителей. В одном ролике, рекламирующем майонез, героиня  загодочным и соблазнительным голосом говорит, что "все дело в яйцах". Мы видим полное изумление на лицах окружающих, и тут девушка добавляет - перепелиных. Выходит, как сильная, так и слабая в художественном отношении реклама чаще приносит вред.

13 сентября, вторник

Лукьянов Андрей Глебович,  генеральный директор рекламного агентства «Стронг»:

Может. И тому подтверждение - многочисленные рекламные фестивали, в которых наше агентство обязательно участвует. Конечно, когда реклама становится искусством, она не всегда способствует коммерческому успеху рекламодателя. Иногда достаточно дать телефон, чтобы люди покупали товар. Это не имеет никакого отношения к искусству, но часто действует. Здесь совершенно разные задачи. Снять высокохудожественный рекламный клип - это как снять очень короткий фильм с непредсказуемой, неожиданной концовкой. Клип длится одну минуту – но это должен быть завершенный продукт, завершенный, каким является любое произведение искусства.

Я до сих пор помню рекламу противоугонной системы «Клиффорд». На огромном плакате был вырезан силует автомобиля, но самой машины не было. И гениальная надпись: «Угнали? Надо было ставить «Клиффорд». Прекрасный ход, но насколько он эффективен, - это уже другой вопрос. Себе я, например, «Клиффорд» никогда не ставил. Или вспомним знаменитые исторические этюды банка «Империал», созданные Тимуром Бекмамбетовым. Совершенно очевидно, что с художественной точки зрения они стоят неизмеримо выше агрессивной рекламы «МММ», но Быхыту Келибаеву, придумавшему Леню Голубкова, удалось поставить на уши полстраны.

12 сентября, понедельник

Епифанов Дмитрий Александрович. Преподаватель английского языка Российской экономической академии им. Плеханова:

- При том, что стереотипы и предрассудки с трудом позволяют нам дать утвердительный ответ, все-таки хочется сказать «да». Кажется, как и в любой области, нужно прочертить тонкую грань между ремеслом или даже кичем и редкими интересными творческими удачами.

Искусство в рекламе мы можем увидеть тогда, когда ее авторам удается выйти за рамки общепринятой или избитой модели. В качестве примера я бы привел рекламный ролик сока "Фруктовый сад", в котором маленькие дети изображены как фрукты. В этом ролике не было бы ничего примечательного, если бы не одна деталь, меняющая все дело: когда заканчивается стандартный стишок, мы вдруг видим, как дети-актеры говорят что-то, что явно было записано после команды "Снято". Например, один ребенок говорит: "Надо почесаться". Эффект детской искренности и чистоты получается многократно усиленным, и когда автор этого ролика придал тому, что идет "в обрезке", сюжетную функцию, ему удалось выйти за рамки жанра и в чем-то - за рамки ремесла. И здесь уже важно не то, хорош или плох сам сок, хотя прагматическая цель, конечно, достигнута, а то, что как и произведение искусства, реклама начинает жить своей жизнью.

читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).