13 октября в Москве открывается выставка знаменитого американского художника Энди Уорхола. Один из основателей поп-арта часто использовал рекламу в качестве материала для своего творчества. "Когда б вы знали, из какого сора" - это как раз про Уорхола и вообще про многое в современном искусстве, в чем можно легко убедиться, посетив на этой неделе Государственную Третьяковскую галерею. Мы же решили поговорить о рекламе. Что это: способ продвижения товара, материал для искусства или искусство как таковое, и мы с вами не живем в городе, а расхаживаем по огромным залам своеобразной художественной выставки на открытом воздухе?
16 сентября, пятница
Татьяна Пигарева, руководитель отдела культуры института Сервантеса испанского культурного центра в Москве:
- Реклама не может быть искусством, но искусство иногда претворятся рекламой. Может показаться, что это вопрос сугубо ХХ века. На самом деле это не так. Потому что если мы вспомним знаменитую серию портретов Веласкеса "Инфанта Маргарита", то по сути они являлись рекламной продукцией, которую каждый год отправляли для принца-жениха. Но при этом сам художник решал задачи, лежащие в плоскости эстетической, а не коммерческой. У настоящей рекламы выгода и деньги являются главным внутренним мотором. И в этой ситуации размениваться невозможно. Еще писатели-натуралисты конца XIX века описали этот сюжет: если воротила коммерческого мира начинает по-настоящему любить высокое искусство, он тут же разоряется. Когда-то в "Доме кино" шли "Ночи пожирателей рекламы", где были ролики, которые были достойны того, чтобы оказаться на венецианском биеннале современного искусства. Но я совершенно убеждена, что свою коммерческую роль они выполняли гораздо хуже, чем их сугубо рекламные собратья.
15 сентября, четверг
Никита Белых. Председатель политсовета СПС:
- Реклама не только может быть искусством, это один из его жанров. Но только здесь количество не переходит в качество. Обилие плакатов на дорогах, бесконечные ролики в теле- и радиоэфире - это еще не искусство, а вот, например, на фестивале "Каннские львы" действительно можно увидеть шедевры.
Как потребителю мне нравится реклама фирмы Benetton, выпускающей одежду. Это эпатажная и очень стильная реклама. Но как политика меня больше интересует искусство политической рекламы. Политическая реклама должна отвечать сразу нескольким требованиям: она должна быть одновременно политкорректна, позитивна, неагрессивна и при этом должна бить точно в цель. Это очень трудно. На выборах в 2003 году ни у нашей партии, ни у оппонентов я ничего интересного не видел. Надеюсь, в 2007 мы увидим более высокий уровень политической рекламы.
14 сентября, среда
Наталья Иванова-Гладильщикова. Обозреватель газеты "Известия":
- Реклама, безусловно, может быть искусством. Все зависит от того, кто этим занимается. Для
многих начинающих режиссеров рекламные ролики - это творческий полигон. Но даже когда она поднимается до уровня искусства, в этом нет ничего хорошего, потому что реклама сама по себе - один из величайших обманов современной жизни, ведь она принципиально стоит вне
нравственных координат и каких-то моральных устоев. И благодаря хорошей рекламе Вам может быть продан плохой товар - и это еще самый безобидный вариант; в худшем случае Вы можете быть просто зомбированы. И эффект гипноза как раз достигается благодаря хорошей, сильной рекламе. Можно вспомнить "МММ" - реклама этой финансовой пирамиды была очень талантливой. Она была непохожа на другие рекламные ролики, она была псевдореалистична. Это было как кино, и персонажи ее были такие же люди, как и мы, - простые, якобы из жизни. И значит, все могут разбогатеть. Эффект был сильнейший и очень разрушительный.
Есть и чисто эстетическая проблема - реклама, которая "ниже пояса", пошлые и сальные шутки, которые используются для привлечения потребителей. В одном ролике, рекламирующем майонез, героиня загодочным и соблазнительным голосом говорит, что "все дело в яйцах". Мы видим полное изумление на лицах окружающих, и тут девушка добавляет - перепелиных. Выходит, как сильная, так и слабая в художественном отношении реклама чаще приносит вред.
13 сентября, вторник
Лукьянов Андрей Глебович, генеральный директор рекламного агентства «Стронг»:
Может. И тому подтверждение - многочисленные рекламные фестивали, в которых наше агентство обязательно участвует. Конечно, когда реклама становится искусством, она не всегда способствует коммерческому успеху рекламодателя. Иногда достаточно дать телефон, чтобы люди покупали товар. Это не имеет никакого отношения к искусству, но часто действует. Здесь совершенно разные задачи. Снять высокохудожественный рекламный клип - это как снять очень короткий фильм с непредсказуемой, неожиданной концовкой. Клип длится одну минуту – но это должен быть завершенный продукт, завершенный, каким является любое произведение искусства.
Я до сих пор помню рекламу противоугонной системы «Клиффорд». На огромном плакате был вырезан силует автомобиля, но самой машины не было. И гениальная надпись: «Угнали? Надо было ставить «Клиффорд». Прекрасный ход, но насколько он эффективен, - это уже другой вопрос. Себе я, например, «Клиффорд» никогда не ставил. Или вспомним знаменитые исторические этюды банка «Империал», созданные Тимуром Бекмамбетовым. Совершенно очевидно, что с художественной точки зрения они стоят неизмеримо выше агрессивной рекламы «МММ», но Быхыту Келибаеву, придумавшему Леню Голубкова, удалось поставить на уши полстраны.
12 сентября, понедельник
Епифанов Дмитрий Александрович. Преподаватель английского языка Российской экономической академии им. Плеханова:
- При том, что стереотипы и предрассудки с трудом позволяют нам дать утвердительный ответ, все-таки хочется сказать «да». Кажется, как и в любой области, нужно прочертить тонкую грань между ремеслом или даже кичем и редкими интересными творческими удачами.
Искусство в рекламе мы можем увидеть тогда, когда ее авторам удается выйти за рамки общепринятой или избитой модели. В качестве примера я бы привел рекламный ролик сока "Фруктовый сад", в котором маленькие дети изображены как фрукты. В этом ролике не было бы ничего примечательного, если бы не одна деталь, меняющая все дело: когда заканчивается стандартный стишок, мы вдруг видим, как дети-актеры говорят что-то, что явно было записано после команды "Снято". Например, один ребенок говорит: "Надо почесаться". Эффект детской искренности и чистоты получается многократно усиленным, и когда автор этого ролика придал тому, что идет "в обрезке", сюжетную функцию, ему удалось выйти за рамки жанра и в чем-то - за рамки ремесла. И здесь уже важно не то, хорош или плох сам сок, хотя прагматическая цель, конечно, достигнута, а то, что как и произведение искусства, реклама начинает жить своей жизнью.