Benois de la Danse – фестиваль мирового балета, традиционно проходящий в конце апреля в Большом театре. А также премия, ежегодно вручаемая в трех номинациях: лучший хореограф, лучшая мужская, лучшая женская роль. Но главное – брэнд, заработанный за 14 лет: Benois de la Danse – балетный Оскар, блиц-репортаж о жизни на балетном Олимпе, обитатели которого раз в год позволяют свободный вход. Чтобы понимать главное про балет в мире, достаточно двух вечеров фестиваля, когда на сцену Большого выходят танцевальные боги – международное жюри под председательством Юрия Григоровича объявляет свой вердикт. В этом году в работе жюри принимал участие Ирек Мухаммедов, представляющий сейчас Великобританию. Выдающийся танцовщик, с 1981-го -- премьер Большого театра, с 1990-го – премьер Королевского балета Ковент Гарден в Лондоне, работает сегодня в Бирмингеме. Общаясь с ним, Марина Борисова убедилась: танец – не только мир прекрасного, но и мир дисциплины.
Что можно сказать о мировом балете по конкурсу Benois de la Danse?
Сегодня правила определяют не только большие дома – Ковент Гарден, Опера де Пари и др. Появилось очень много школ. Особенно частных школ. Они пытаются честно сказать свое слово в балетном мире. Эти школы дают много выпускников, среди них много хороших танцовщиков. Но звезд мало. Вернее, звезды есть, мало личностей. Кого можно назвать сегодня из действительно крупных имен? По-прежнему танцует Сильви Гиллем, есть Дарси Бассел, Карлос Акоста, Йохан Кобборг. Список короткий.
Как складывается сейчас Ваша карьера?
В моей жизни наступает важный период, когда надо сконцентрироваться на себе и найти продолжение своей карьере танцовщика. Практически я уже не танцую с Королевским балетом. Мне 46 лет, по балетным меркам это почти старик. Почти все мои одноклассники на пенсии. Я еще пока надеюсь, что я буду танцевать, но понимаю, что с танцами надо заканчивать. Или собирать свою компанию. Последний раз я танцевал в Королевском балете балет Макмиллана «Майерлинг», это было в 2005-м. Сегодня я ставлю спектакли, учу детей в школе. Школа занимает все время. Теперь я живу в Бирмингеме, это город рядом с Лондоном.
Как строится Ваш день?
Просыпаюсь в шесть утра, еду в школу, уроки начинаются в 8.40 утра и заканчиваются в 6.40 вечера. Целый день преподаю, общаюсь со студентами. Если появляется возможность, ставлю спектакли. Например, сейчас буду делать для Школы «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона. В прошлом году поставил свой балет «Спартак» в Гонконге.
Сохранила ли свое положение в мире легендарная русская балетная школа?
Думаю, да. Вес школы измеряется по выпускникам – какие звезды оттуда выходят, какого калибра танцовщики. В русском балете по-прежнему много звезд. Совсем недавно Большой театр был на гастролях в Великобритании, в том числе и в Бирмингене. Очень много хороших танцовщиц. Светлана Лунькина – только ее имени достаточно. Она исполнила Фригию с такой силой и такой страстью, с таким пониманием своей задачи! Много звезд в балете Опера де Пари – каждый раз ее спектакли знакомят с новыми именами. Не сравнить с английской школой. Там вообще нет звезд – ни имен, ни хореографов.
Вы разделяете мнение о кризисе хореографии в мире?
Все зависит от конкретных обстоятельств и человека. Никогда не думал, что могу быть хореографом. Но однажды попробовал – сделал «Лебединое озеро» для Варшавского балета. И понял, что могу.
Это естественное продолжение карьеры танцовщика? Если у человека много танцевальной энергии, должна же она во что-то перейти!
Да нет, не всегда. Даже гениальный танцовщик – не обязательно имеет мозги хореографа – человека, способного сочинять оригинальные балетные тексты. Хорошо, что у меня на сегодняшний день есть запас: я – учитель танцев.
Вы счастливы?
Да, конечно.
Скажите, это большая драма – вынужденно прекратить танцевать. Силы уходят, а желание остается?
Это зависит от личности танцовщика. Я не чувствую сильной перемены в жизни, все органично. Появится возможность – я с удовольствием станцую. Не появится – переживу.
Вы поддерживаете форму? Идете утром в класс?
В этом и проблема. Чем реже танцуешь, тем нужно больше времени, чтобы восстановиться. Сейчас я только учу, форму не поддерживаю.
Как проходила работа жюри?
Я первый раз работаю в жюри конкурса Benois de la Danse. Смотрел работы в записи – в каждой номинации по 5-6, никуда не выезжал. Это последняя тенденция, и она очень удобна – посылать видеозаписи. Так работают все члены жюри. Потом мы встречаемся в Москве, обсуждаем и выносим решение. До этого последний раз я был в Москве в 2004-м – с Королевским балетом на гастролях в Большом.