будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Короленко Псой

Всё это музыка

Когда Александра Блока спросили, почему он ведет столь странный для хорошего человека образ жизни и вдобавок ещё сочувствует переменам в России, поэт не задумываясь ответил: «Всё это музыка». Именно музыка была символом предельного интереса и глубины существования в его публицистике последних лет и в поэме «Двенадцать». Призыв «слушать музыку революции» стал штампом и заучивался поколениями школьников безо всякого смысла, поистине превращаясь из слов в музыку и тем самым как бы исполняясь как таковой. Почти век спустя Дженезис Пи-Орридж признался, что «нас интересует не музыка, но доступ к информации» и что «война, происходящая в мире, – это война за информацию». Возможно, два поэта говорили разным языком об одних и тех же вещах, поскольку музыка в конечном счете – это и есть информация.

Сегодня поводом к разговору о музыке может и должна быть тема армии и загадочное число 23, служившее символом какой-то экстремальной сути для Алистера Кроули, Р.А. Уилсона, Уильяма С. Берроуза, Дженезиса Пи-Орриджа и других выдающихся деятелей различных наук и искусств. Их «негативные вибрации», несомненно, были одним из возможных выражений внутренней работы для такого существа, которое сознательно сотворяет какую-то вещь. В том социально-политическом и культурном контексте, который был им «given», дело музыки было жестко завязано на каком-то радикальном политическом, религиозном и нравственном нонконформизме, на отрицании нормы и культе патологии. Но это отрицание не было абсолютом и конечным смыслом их деятельности. Оно было только лишь формой, которая может меняться в зависимости от контекста, от ситуации. Можно обратиться, например, к опыту Честертона, Клайва Стэйпла Льюиса, Толкиена или Бориса Заходера. Кроме мистики, готики и индастриала, есть энергия регги, есть еврейская музыка, о которой придётся ещё поговорить, есть в конце концов, хорошая «дешевая» попса – вспомним песни про армию в исполнении группы «Любэ» или Леонида Агутина. Я говорю, конечно, не об идеологии, политике или «связях с общественностью», а только об информации в широком смысле, о «вибрациях».

Вот, например, не так давно нашему взору была представлена новая коллекция модной одежды «Закат над лесом» от сестер Сугробовых, мастерство которых обусловлено специально развиваемой сознательностью в работе с информацией, а также духовно ориентированным, ритуализованным отношением к деталям. Розовый и голубой гламурный блеск любви замысловато переплетался в этой коллекции с зелёным цветом армии и живой природы. Оставляя в стороне вопрос о каноне и влияниях экспертам в вопросах моды, я тогда ограничу себя только смутными ассоциациями. Одна из них – эстетика группы «Army of Lovers», изощренных европейских интеллектуалов, один из которых, Александр Бард, является автором книги «Нетократия», посвященной различным аспектам функционирования информации в современном мире. Эти музыканты долгое время позиционировали себя как новое диско, в духе «попсы». В текстах и клипах «Army of Lovers» традиционные религиозные и культурые символы облекаются в легкую, прозрачную, свободную и воздушную оккульно-пантеистическую тунику Novum Saeculum, которую так легко совлечь - для этого она и надевается, – и двухтысячелетний дух метафизического беспокойства в который раз откроет нам свое личико.

Ранние христиане не возражали, когда их называли ересью. Это было просто название духовного течения. И когда императоры спорили с мучениками, говорили им, что это зловредная ересь, мученики им отвечали: «Нет, это самая клёвая ересь, она самая истинная и прогрессивная. Ваш царь – это вообще никто, а вот наш Царь – это Царь, всем царям Царь». Сегодня некоторые считают, что это Хайле Селассиа. По-амхарски это означает «Сила Святой Троицы». Одно время так думал и Роберт Наста Марли. Но потом он принял крещение в Православной Церкви и умер покаявшись, православным. «Марихуана учит меня каяться, - писал он, - и видеть свои грехи». А ещё у него были большие дрэды, и он очень любил детей. Когда мы приходим на дискотеку к растаманам, и там показывают про Боба Марли фильм, мы сразу выстраиваемся рядом и равняемся на него, хотим быть им.

У нас с вами, читатель, сейчас есть выбор: удалиться ли дальше в проблематику исследования понятий силы, энергии, природы и личности в первом тысячелетии нашей эры, либо же обратиться к истории празднования 23 февраля в прошлом веке, или просто культурненько осознать этот феномен в веке нынешнем. День 23 февраля начинает праздноваться с Дня Святого Валентина. Это поистине V-Day, день Победы над всем, что мешает нам быть настоящими. В чем «секрет Победы»? Святой Валентин был простым солдатом. Солдатом Армии Спасителя. С точки зрения современной культурологии можно сказать, что мученики, при содействии римских властей и других институтов тогдашнего общества, устраивали «спектакль» о крестных муках своего Спасителя, исполняя в нём его роль. Таким образом они становились Свидетелями, то есть теми, кто показывал и рассказывал окружающим о Нём.

Видимо, именно в том состояла цель существования греческого театра и амфитеатра, чтобы в деяниях мучеников эти вещи обрели свой смысл. Такими мучениками были и те, кто отмечал 23 февраля на протяжении восьмидесяти лет, быть может накануне своей гибели или гибели своих друзей, товарищей – в России, в Калининграде, в Афганистане, в Чечне, в Польше, в Германии, на Украине, в Молдавии и Приднестровье. Вот с ними мы и празднуем наше 23 февраля – день Мученичества и Любви. Не случайно именно в этот день начинается Великий Пост - а с ним и покаянный канон Андрея Критского, который особенно красиво поют в греческой церкви на Китай-Городе, поют по-византийски: «С чего же нам начать? Нас выгнали из рая. Теперь вокруг предательство и мрак. Мы бродим по распутьям. Мы вне райского сада. Там хорошо, здесь плохо. Скажем прямо, хреново здесь. Нам надо выйти и приобрести движенье. Какой-то новый творческий полёт, но внутренний. Расправив крылья, лететь туда, где сердце нас зовёт». Расплавленное сердце Икара. И в эти дни, наверное, мы все должны будем стать воинами. Подобно пророку Иисусу Навину, который сражался с Амалеком, да забудется имя его.

Легендарный наркомвоен Лев Давыдович Троцкий был по национальности еврей. Но это ещё не значит, что он был большой талмудист или каббалист, хотя, конечно, это у него было в крови. Павел Александрович Флоренский, которого Лев Давыдович катал на лимузине, был вообще непонятно кто – не то грек, не то армянин. И всё-таки в их кровеносных сосудах бился один и тот же ритм, в их голове звучал тот самый фригийский лад, от которого произошла еврейская музыка. Эта музыка помогла Аврааму, когда он нёс на руках Исаака на гору Мориа, и она помогла братья Покрассам, когда им приказали написать гимны Красной Армии, ведущие в бой к Победе над злом, косностью, самолюбием, многостяжанием и над различными стереотипами, и над Гитлером. И вот с этими гимнами мы идем навстречу нашему Valentine’s Day – чтобы наконец почувствовать, увидеть и осознать себя прекрасными. Тогда-то у нас и раскроются наконец глаза на то, какие мы есть молодые и красивые на самом деле. А не эти “свиные рылы”. Как писал Гоголь.

А между тем, мне недавно рассказали – и поразили этим моё воображение, – что древние греки в эллиннистический период мечтали запретить фригийский лад, как пробуждающий чувственность и мешающий спартанскому воспитанию. В этом их поддерживала не только Православная Церковь, но и ортодоксальные еврейские мудрецы, миснагдим. По мнению последних, «фрейгиш» мешал изучению Торы и отклонял юношей от нормы. Если записывать такую музыку той нотацией, которой нас учат в музыкальной школе, там будут сплошные бекары, то есть знаки аномалии. Даже театральный истеблишмент поддерживал другие институции, опасаясь втайне, что более расслабленная, чистая, светлая музыка постепенно вытеснит «козлиную песнь». Но дело в том, что с этой музыкой, с ней никто ничего не может сделать. Даже если очень захочет. Этого нельзя сделать по определению. Оно звучит так. Музыка – это то, что не дает себя забыть. Это – информация, обращение, внушение (внимание), деятельность, изменение, смысл, вещь, любовь, связь, проработка. С музыкой всё бывает просто и как-то неуловимо правильно. И вот такая жизнь, как нам в данный момент представляется, должна была бы в принципе стать нормой.

По крайней мере, в Среднем Мире.

Короленко Псой
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).