Чай давно стал для русского человека больше, чем просто напитком. Он сопровождает и деловую встречу, и семейный ужин, и дружеские посиделки, и романтическое свидание. За чашкой чая заключаются соглашения и рождаются творческие идеи. Наконец, чай согревает в мороз, утоляет жажду и возвращает бодрость. Словом, из заморского гостя он давно превратился в привычное явление.
Но в последние годы традиционная чайная культура подверглась настоящему вторжению с Востока. Вместе с боевыми искусствами, учением фэн-шуй и интерьерами в восточном стиле к нам пришли китайские и японские чаи. Русский человек с удивлением обнаружил, что существует не только черный и зеленый чай, но и белый, желтый и даже сине-зеленый. Более того, привычный черный чай почему-то в новой системе оказался красным, а черным стал называться совсем другой сорт – со странным ароматом и странным именем «пуэр». Многоцветье чаев заворожило русский слух своими названиями: «Серебряные иглы», «Железная бодхисаттва Гуаньинь», «Персик долголетия», «Воробьиные язычки»… И, может быть, уже завтра на русских столах традиционный чайник в цветочек, увенчанный тряпичной грелкой, сменится изделием из красноватой иссинской глины, испещренным причудливыми иероглифами, в хороводе крошечных чашек размером с грецкий орех… А пока этого не произошло, приобщиться к многообразию восточных чаев можно в китайских чайных, разбросанных по Москве.
В сердце сада «Эрмитаж» за незаметной с первого взгляда дверцей прячется «Клуб чайной культуры». Тихий звон «музыки ветра» сообщит о вашем приходе, и мечтательная девушка или задумчивый юноша в свободных одеждах проводит вас внутрь. Оставив обувь в гардеробе и отключив мобильный телефон, вы пройдете в полутемный зал и уютно расположитесь на мягких подушках возле крошечного столика-подставки. Большой город с его шумом и суетой останется где-то за дверью, а здесь будет приглушенный свет, тихая музыка (по вечерам – живая) и утонченный вкус элитного чая. Не стоит опасаться, что вы не знаете тонкостей церемонии – чайный мастер покажет вам основы ритуала, от «знакомства» с чаем до первого глотка. А потом вы надолго останетесь наедине с напитком – ведь элитный чай выдерживает до 10-12 заварок, не теряя вкуса и аромата. Только нужно отказаться от русской привычки подолгу настаивать чай – заварка будет готова всего через полминуты, иначе напиток приобретет нежелательную горечь.
«Китайская чайная коллекция», что в Малом Гнездниковском переулке, также встретит вас звоном «музыки ветра», загадочной улыбкой чайного мастера и уютным залом с подушками. Но, в отличие от «Клуба чайной культуры», целиком и полностью посвященного чаю, здесь могут предложить и немного сушеных фруктов. Хотя ценители считают, что любое сопровождение лишь отбивает вкус чая – меню «Клуба чайной культуры».прямо советует своим посетителям воздержаться от еды перед посещением чайной. Так что придется забыть и еще об одной русской привычке – непременно пить чай вприкуску со сладостями. Кого-то это даже может отпугнуть – приглашая знакомых выпить чаю, я нередко слышала вопрос «А чем кормят?» и разочарованный вздох при ответе «Ничем, только чай».
Возможно, кто-то подумает, что подобные чаепития – элитное развлечение для избранных. Действительно, не всегда легкодоступное расположение чайных и их атмосфера, наполненная звоном колокольчиков и ароматом благовоний, настраивает на мысли о неведомом доселе культе. Но его «адептом» может стать каждый. Основы чайного ритуала достаточно просты, а стоимость доступна многим. Плата берется с каждого участника чаепития и зависит от выбранного сорта чая. И, если вам не нужен непременно какой-нибудь уникальный сорт, растущий на единственном склоне единственной горы в дальних провинциях Китая, причем для чая годны лишь два листика с каждого куста – чаепитие вполне может обойтись вам в 150-200 рублей. Более сложная церемония с использованием «чайных пар» - круглой чашки, из которой пьют чай, и цилиндрической, из которой вдыхают его аромат – стоит дороже, около 500 рублей с человека. Еще дороже полноценные церемонии, от начала до конца проводимые чайным мастером. Но такие церемонии лучше заказать заранее, часто они расписаны вперед на неделю.
Чайная не ограничивается залом для чаепитий. Небольшой магазин, немного напоминающий зал Музея народов Востока, предложит вам большой выбор чайной утвари, благовоний и просто восточных сувениров. И, конечно же, множество сортов чая. Терпковатый зеленый и ароматный жасминовый, изысканный белый и необычный желтый, пахнущий дымом пуэр, пролежавший в земле пять лет или даже дольше, и странный улун (он же «сине-зеленый чай») с синеватым оттенком сухой заварки и сильным ароматом. Есть даже «нечайные чаи» - цветки жасмина, крошечные розы… Впрочем, это скорее добавка к чаю. Помимо многообразия цветов чая, посетителя встречает многообразие форм: привычная чайная россыпь, связанный чай, похожий на лохматую хризантему, чай в форме плода личи, распускающийся в чайнике роскошным цветком, твердая чаша из прессованного пуэра, которую надо раскалывать специальным трехгранным ножом… Словом, удовольствие предстоит не только вкусовое, но и эстетическое. Цены на это великолепие, как и в чайной, удовлетворят любой кошелек. Пять условных единиц за небольшую чашу пуэра, десять – за сто граммов жасминового чая со сладким ароматом, а дальше – в зависимости от запросов, вплоть до тех самых двух листочков из дальних провинций, оцененных больше чем в сотню условных единиц за сто граммов. «Как наркотики, по грамму продается», - шутят посетители. Впрочем, в некотором смысле это действительно наркотик – уносящий от московской спешки в мир неспешных бесед и наслаждения изысканным вкусом.
«Европейские» рестораны и кофейни не отстают от восточных собратьев. Теперь почти в каждой карте напитков рядом с традиционными эспрессо, капучино и айриш-кофе красуется десяток «Колодцев дракона» и «Ресниц красавицы» - подающихся, впрочем, во вполне привычных чайниках и чашках. Приобщиться к частичке Китая за европейской трапезой, например, в «Шоколаднице» будет стоить от 120 рублей за чайник на двоих. Обычно в меню преобладают зеленые чаи, но сети кофеен вроде «Кофе Хаус» или уже упомянутой «Шоколадницы» радуют посетителей и пуэром или улуном. Конечно, здесь не будет той отрешенно-медитативной атмосферы, что царит в чайных, и это может огорчить иных ценителей, но останется главное – утонченный вкус чая.
Наконец, «частичку Китая» можно унести домой не только из чайной. Во многих магазинах и супермаркетах давно действуют чайные отделы, где рядом с привычными ароматизированными чаями «Надин» находится место для «Белой обезьяны» или «Жасминовой жемчужины», а на отдельном стеллаже прозрачные банки в форме то ли причудливой шкатулки, то ли пагоды манят «Спящим куполом» и «Выбором невесты», но порой отпугивают ценами – стоимость небольшой баночки легко переходит за тысячу рублей. Но это скорее сувенир. Чай боится света, и стоять на стеллаже в прозрачной банке – не лучшая для него судьба. Недаром в том же «Клубе чайной культуры» на стендах в стеклянных баночках стоят образцы, а выбранный покупателем сорт отвешивается из наглухо закрытых емкостей.
А еще китайский чай стал «демократизироваться». Если на заре вторжения с Востока он действительно был дорогим удовольствием, то сейчас, как уже говорилось выше, он немногим дороже привычных чаев – если сравнивать, конечно, не с пакетиками, которые и чаем-то можно счесть с большой натяжкой, а хотя бы с рассыпным «Ахмадом» или той же «Надин». «Чайный дворик» в Свиблово предлагает неплохой пуэр всего лишь за сотню рублей. Конечно, это не та чайная аристократия, что выдерживает двенадцать заварок, лишь раскрывая свой вкус новыми гранями, но два-три чайника вполне ему по силам. Более чем достаточно для домашнего чаепития, когда не всегда есть время заваривать чай двенадцать раз.
Мы привыкаем к чайному многоцветию. Мы запомнили, что китайское слово «моли» в названии чая означает жасминовый сорт. Мы дарим друзьям и коллегам сервизы для чайной церемонии в объемистых коробках. Мы учимся сидеть на подушках и смотреть на свет сквозь тончайший фарфор крошечной чашки. Мы готовы сдаться вторжению с Востока.
И я сама приду с мороза домой и достану одну из своих многочисленных баночек с чаем. Я сгоню с семейного чайника тряпичную кошку и насыплю туда немного заварки, чувствуя пальцами ее бархатистую поверхность. Я заварю чай, и на поверхность всплывет цветок жасмина, распустившись, словно кувшинка. И в зимний вечер в мою московскую квартиру придет маленькая частичка Китая.
См. также о других зимних развлечениях: