будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Культура
Кучерская Майя

Высокое чтиво, или Великие адаптаторы

Основной заслугой отечественного книгоиздания (именно издательства «Амфора») перед российским читателем является системная публикация романов одного из лучших писателей современности – Джона Максвелла Кутзее. Кутзее - единственный автор, обладающий двумя британскими Букерами, и, кстати, ни один из них не приехавший получать. В прошлом году к этому маслу масленому добавилась еще и Нобелевская премия. В Стокгольм Кутзее, правда, явился, говорил в торжественной речи невнятное про Робинзона Крузо — с легкостью, присущей гениям, демонстрируя вновь и вновь: выигрывает не тот, кто правоверно соблюдает правила приличий, стремится угадать литературную конъюнктуру и во что бы то ни стало угодить капризной публике.

Выигрывает свободный художник. Потому что всякая публика втайне жаждет, чтобы ее повели и указали, а не вяло плелись у нее на поводу.

В ситуации острого кислородного голодания, которое испытывает любой прилежный читатель современной литературы, Кутзее – долгожданный глоток чистейшего свежего воздуха. В его лучших романах, “Жизнь и время Михаэля К.", "В ожидании варваров", "Элизабет Костелло" - воздуха действительно очень много. Воздуха и эпического ветра. Мощь его повествовательного дыхания завораживает. Создается впечатление, что Кутзее знает все – не только про человека (это в общем писателю и положено), но что особенно привлекательно – и про устройство империи, про имперские мифы, которые ткут властители, чтобы оправдать собственное зло (об этом роман "В ожидании варваров"), про нескончаемое насилие на земле и свободу  — об этом "Жизнь и время Михаэля К", роман о полуюродивом изгнаннике, в войнах утратившем дом, любимую мать, и все равно достигающем абсолютного внутреннего освобождения.  Наконец, Кутзее понимает и то, как призрачна пусть даже и мировая слава, как суетно читательское любопытство к частной жизни писателя, как тяжка доля и ответственность любого автора – об этом повествование про пожилую австралийскую писательницу Элизабет Костелло. Такая вот прагматика успеха: один из самых успешных писателей на земле и пальцем не пошевелил для того, чтобы этого успеха добиться. По крайней мере, всех убедил в том, что так оно все и было. Равно как и Нобелевский лауреат нынешнего года, австрийка и феминистка Эльфрида Елинек, тоже презиравшая как общественное мнение, так и собственную скандальную славу. В итоге выигравшая. За Нобелевкой, понятное дело, не поехавшая – слишком много людей и мужчин... 
Оставим их, свободных и независимых, переместимся в пределы любимого отечества.
Год открылся публикациями романа Василия Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (в «Октябре») и Людмилы Улицкой «Искренне Ваш Шурик» (в «Новом мире») - оба романа вскоре вышли и в виде книг. То невесомое, то тяжеловесное кружево стилевой аксеновской вязи, квазиархаизмы, псевдоисторические фантазии на сюжеты эпохи Просвещения, с одной стороны. С другой – вполне прямолинейно написанная сексуальная сага с интеллигентным и в общем милым персонажем Шуриком Корном в центре, покорно и бессмысленно перемещающегося от дамы к даме. Усталый роман уставшего от обязанностей перед издателем автора. Хотя говорят, описывая приключения Шурика, Людмила Улицкая сводила счеты с чрезмерной сентиментальностью своих ранних вещей. Возможно, но слишком уж просчитанным кажется сюжет, в ущерб качеству, разумеется (и коммерческий успех книги показал, что писательница считать умеет), слишком – для того, чтобы достало сил на серьезные литературные игры, пусть даже с собственным литературным прошлым. «Вольтерьянцы» же Аксенова - сплошная игра и прискок. Впрочем, взмывая над вьюжной Москвой и "тусовкой" - так ли уж велики различия между Аксеновым и Улицкой? И то, и другое - беллетристика . Иначе говоря, чтение для удовольствия, для коротанья долгих часов перед камином в зимний, морозный вечер с зевающим сеттером у левой ноги. Иначе, говоря, и то, и другое - чтиво. Высокое, как теперь говорят. «Высокое чтиво» – пронзительное, согласитесь, сочетание. 

Алексей Слаповский в романе "Качество жизни" (М.: Вагриус) – возможно, и не лучшем своем произведении - удивительно точно и зорко рассказал о  явлении, охватывающем самые разные области культуры все необратимей. Адаптация имя ему. 

Вот нерв сегодняшней конъюнктуры  – адаптация. Вроде бы и о важном поговорить, о любви, ненависти, предательстве, но поговорить легко, без нажима, адаптированно. Чтобы читателя цепляло, а все же и не колбасило. Ночные клубы, экзотические блюда, любимые женщины, ветреные мужчины, скользим себе по жизненному глянцу, смеясь и плача, прыгая по кочкам бесконечных многоточий, перескакивая через заборчики восклицательных знаков. «Рубашка» Евгения Гришковца (М.: Время) – образцовая адаптация. Откройся завтра школа адаптаторов, роман следовало бы включить в обязательную программу и изучать первым.

Жесткой, оригинальной пищи, вроде романов Кутзее, на нашем читательском столе в этом году случилось немного. Вот появилась книга Александра Кабакова «Все поправимо», роман о жизни советской интеллигенции в эпоху стагнации – но слишком уж сложное это чтение, никак не чтиво, чересчур большой клубок мучительных проблем в нем прячется. А потому и резонанс вокруг романа был в общем небольшой, даже букеровское жюри с явным облегчением выкинуло книгу за борт, не включив ее в шорт-лист. А вот Людмилу Петрушевскую с романом «Номер один, или В садах других возможностей» (М.: Эксмо) включили, потому что даже она, гениальная, непревзойденная, свободная, все-таки попыталась именно что адаптировать криминальный современный мир, рассказать о нем понятным ее поклонникам забавным русским слогом. Тем же занялся и отвергнутый Александр Кабаков, осенью опубликовавший в «Знамени» «Рассказы на ночь», остроумный, талантливый перевод «вечных» культурных мифов на актуальный язык современности, живущей "по понятиям" – как не верти, тоже типичная адаптация. Хотя бы поэтому «Рассказы на ночь» наверняка ожидает слава большая, чем роман.

Как угодили в букеровский шорт-лист никакие не адаптаторы Олег Зайончковский и Анатолий Курчаткин – загадка. Случайность, видимо. Упомянем и про рассказ Бориса Иванова с роскошным названием «Ночь длинна и тиха, пастырь режет овец»,  также явно выбивающийся из бледно-серой адаптативности – рассказ о том, как жил-был художник и рисовал картины. А больше ничего не делал. Никому отчета не давал, себе лишь самому служил и угождал. Ну, и разве что Богу. В череде исключений и сказка-роман Марины Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» (М.: НЛО)  - вещь крайне интересная по поставленной задаче: создать то, чего, строго говоря, никогда не существовало – славянский эпос - и онаружить его глубинное родство с русской сказкой. 

Исключения погоды не сделали. Все равно в целом ушедший литературный год получился непереносимо пристойным, скучноватым,  усредненно-адаптированным. Ледяной светский раут вместо шумной и живой вечеринки. Даже вечный провокатор Владимир Сорокин покорился общему закону: что такое «Путь Бро», как не попытка приспособить свою воинствующе-постмодернистскую манеру к условиям рынка,  создать роман попроще и посъедобней, с почти реалистическими героями и линейным сюжетом? Даже Виктор Пелевин из гуру и провидца смиренно превратился в сочинителя бестселлеров для широких читательских масс, поприветствовав всех под конец года «Священной книгой оборотня» с CD-привеском (не прочтут, так хоть послушают музыку – купят же и книгу и диск). 
А вы говорите – прагматика культуры звучит странно… Культура жаждет быть прагматичной, распахнув руки, запыхаясь, она бежит в объятия этой альма-матер, и почти уже добежала. По счастью, не вся, не до конца. И где-нибудь в дальнем российском городе или деревне, в убогом домишке, среди колосящейся ржи и гречихи, наверняка возрастает наш собственный Джон Максвел Кутзее, наш Мальчиш Кибальчиш, выражаясь русским языком, Ваня Кутузкин. Он еще придет и все нам расскажет про свободу творчества и великую тайну мирового успеха.

Кучерская Майя
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).