будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Культура
Астахова Ольга

Выставка достижений акварельного хозяйства

Выставка достижений акварельного хозяйства
manejinfire.gif

14 марта прошлого года сгорел Манеж. С неутолимой жаждой деятельности московские власти взялись за реконструкцию исторического памятника. Заново построенное здание, вряд ли может сохранить статус памятника, тем не менее, отстроенный заново Манеж официальными лицами продолжает рассматриваться именно как восстановленный памятник архитектуры - символ Москвы, без которого невозможно представить облик города.

Уже больше года вокруг Манежа ведется дискуссия. С одной стороны, как всегда, московское правительство и мэр, с другой – искусствоведы, с самого начала убежденные в невозможности полного восстановления, и прогнозировавшие, что в результате работ по реконструкции появиться «просто-напросто традиционный для Москвы последних лет макет».  ( Интервью обозревателя газеты Сергея Хачатурова с руководителем научного отдела Музея архитектуры Сергеем Петровым.). Трагедия, произошедшая в марте прошлого года от здания Манежа, почти ничего не оставила, только стены и те, по словам, Владимира Ресина – первого заместителя мэра Правительства Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства и реконструкции Москвы, руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города, подверглись «вычинке», процентов на тридцать их пришлось перебрать. 

18 апреля Манеж торжественно открыли. Прогнозы искусствоведов оправдались. Новое здание действительно представляет собой макет Манежа в масштабе «один к одному». Вариант дополненный и улучшенный. Самое значительное изменение – это нижний уровень здания, который почти вдвое увеличивает и без того не малую площадь строения. Как будет использоваться данная территория, сейчас понять невозможно: большая ее часть пустует, а меньшую - занимает гардероб и туалетные комнаты. Основное же пространство Центрального выставочного зала тоже стало многоуровневым, появилось несколько этажей-площадок, на одной из которых разместился буфет. И поскольку площадка буфета открыта, то, находясь внизу на выставке, посетителям слышен жизнеутверждающий звон посуды.  А появившимися в Манеже достижениями технического прогресса пока воспользоваться нельзя - эскалаторы, сооруженные между основным и нижним уровнем здания, не работают.

Принципы и девизы характерные для строек советского времени: «сдадим объект раньше срока»; «догоним и перегоним»  - и сегодня оказывались актуальными. Спокойно закончить отделочные работы и открыть здание, когда все будет готово без взвинченного пафоса как-то непривычно, несолидно. А приурочить открытие объекта к знаменательной дате – это достойно: дает возможность провести мероприятие с размахом. В качестве знаменательной - рассматривалась любопытная дата - 30 мая – годовщина принятия императором Александром I решения о строительстве Манежа. Но официальное открытие состоялась 18 апреля – в «День воинской славы России», а также в «День исторического и культурного наследия города Москвы». События все общественно-значимые. Да к тому же в мае праздники следуют один за другим, и, конечно, открытие Манежа преподносится как подарок городу к 60-летию Победы. Но есть и еще один нюанс, убеждающий в чрезвычайной важности «запуска» Центрального выставочного зала. Первая выставка  тоже открылась и тоже торжественно, но только 28-го апреля - второе рождение Манежа отметили во второй раз.

Первой в Манеже стала выставка  - «Школа акварели. Сергей Андрияка». Основную часть экспозиции составляют картины самого художника, представлены также работы педагогов и учеников школы. Рекламная брошюра оповещает посетителей о мероприятиях, которые пройдут в рамках выставки: в их числе – мастер-классы Сергея Андрияки и педагогов его школы, концерты и театральные представления… Хотя какие именно концерты и представления понять нельзя. Но это ведь и неважно. Главное позитивный настрой организаторов, к тому же на выставке постоянно звучит классическая музыка и любой посетитель, которому не досталось вышеупомянутых концертов, не чувствует себя оделенным, а наоборот оказывается прямо-таки окруженным искусством. Да и если зрители не смогут попасть на встречи с художниками, то в записи, которая демонстрируется в зале на нескольких экранах, они смогут пройти краткий курс акварельного мастерства. А в планах школы, не связанных с экспозицией в Манеже, значится создание Московской академии акварели и изящных искусств. «Цель академии – подготовка художников профессионалов, мастерство и умение которых может быть сегодня востребовано обществом и задачами окружающей жизни», - так гласит информация, размещенная на сайте школы.

И без того не маленькое и хорошо отлаженное предприятие «Школа акварели Сергея Андрияки» (в школе работают: музейно-выставочный комплекс, художественный салон, багетная мастерская, издательство, репроцентр) станет еще больше и лучше,  а главное выше по статусу. Хотя почетное право выставляться в только что открытом Манеже и без того знак официального признания.

На первый взгляд, акварель не может быть парадным, официальным искусством. Однако выставка убеждает в обратном. Во-первых, просто ошеломляет и обескураживает масштаб экспозиции, на которой демонстрируется свыше двух тысяч (!) работ. Выставка занимает все пространство Манежа. И по правде сказать, трудно представить человека, в силах которого было бы пройти это испытание искусством.  (Думается, во время мастер-классов коллекция непременно пополнится еще несколькими произведениями). Такими достижениями акварельного хозяйства трудно не впечатлиться.

На выставке представлены разные по жанрам работы: здесь и бесконечные натюрморты с вазами и драпировками, бесчисленные натюрморты с букетами цветов, пейзажи, портреты и просто учебные зарисовки… Несмотря на формальное разнообразие жанров, кажется, что все работы выполнены в жанре натюрморта: на плоскости листа грамотно расположились цветы и вазы, домашние пироги и прочие хлебобулочные изделия, пригорки и ручейки, деревья, церкви разных городов, купола Московского кремля, да так и застыли в безвременье, слившись в один огромный натюрморт, в котором вопреки убеждениям все той же рекламной брошюры нет ни прозрачности, ни легкости, ни воздушности, ни жизни.

На иллюстрации - картина С. Андрияки "Пожар в Манеже" (2004) с сайта http://www.andriyaka.ru

Астахова Ольга
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).