будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Выставка и ее невозможность

Первое ощущение, когда заходишь на выставку Недко Солакова, что попал куда-то не туда. Черный ход или какие-то задворки, ремонт и остатки строительного мусора в затемненных залах, длинные кисти, банки из-под краски…кажется, сейчас проберешься сквозь все это, а потом наступит искусство.

В одном из углов обнаруживаешь макет большой выставки Солакова, причем расположение залов точно повторяет план самого здания Художественной колонии в Дармштадте. Остается, кажется, совсем немногое начать находить сами экспонаты. Но вокруг одни ящики, и витрины, оставшиеся после прежней экспозиции в Художественной колонии. Впрочем, выставка о масках в европейской культуре давно уже в Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене, зачем забыли витрины? В них, правда, попадаются мелкие предметы и непонятные надписи на английском, тянущиеся змейкой по всем стенам. Вчитывание мало проясняет ситуацию: то это какие-то речи бортпроводницы самолета, то полуабсурдные высказывания в духе героев Кабакова. Микроистории с недопроявленным сюжетом и афоризмы со стилистикой полусумасшедшего гения образуют словесное поле солаковского гезамткунстверка, балансирующего между реальностью и сном.

Сомнения в том, куда мы попали, лишь усиливаются в последнем зале, где на стене вдруг обнаруживаешь цитату из юношеского письма Дягилева. Тот пишет в 1895 году матери: "Я, во-первых, большой шарлатан, хотя и с блеском, во-вторых, большой шармер, в-третьих, нахал, в-четвертых, человек с большим количеством логики и малым количеством принципов и, в-пятых, кажется, бездарность; впрочем, я, кажется, нашел мое настоящее назначение – меценатство. Все данные, кроме денег, - mais ca viendra ("но это будет" (франц.))".

Уж не оказывается ли и Солаков подобным Дягилеву шарлатаном – тем более что шармером в современном искусстве болгарский провокатор выглядит не первый раз? На Венецианской бьеннале 2007 года он показал проект об автомате Калашникова в контексте современной болгарской действительности. На кассельской Документе – эффектный и трудоемкий перформанс, в рамках которого рабочие поочередно красят стены то в белый, то в черный цвет. Впечатления странные и незабываемые, как это часто бывает с высказываниями, доносящимися из стран бывшего Восточного блока. 52-летний Солаков, впрочем, уже давно звезда международной величины, его известность уже сравнялась с известностью еще одного именитого соотечественника, Кристо. Солаковские проекты украшают многие сборные выставки, причем не только в Европе. В отличие от многих ровесников, упрямо работающих над созданием собственного стиля (не без мысли о том, чтобы превратить стиль в торгово-художественную марку и затем успешно его тиражировать), Недко Солаков каждый раз словно заново создает искусство. Видно, что он мыслит художественно, причем глобально, как демиург, а не только занят приключениями формы.

Собственно, это и произошло с ним в Дармштадте. Подготовив, согласно контракту, тотальную инсталляцию, уже показанную прежде в боннском художественном музее и в швейцарском Санкт-Галлене, он привез ящики с работами в здание на Матильденхёэ, где век назад размещалась знаменитая колония художников. И здесь уже обнаруживает, что демонтаж прежней выставки о масках еще не завершен. Витрины, надписи на стенах, даже фрагменты фильмов в специальной выгородке, все выглядит так, будто масочная выставка только готовится. А уж когда в конце лабиринта художник обнаруживает зал с остатками зимней выставки "Россия. 1900", где на стене красуется цитата из Дягилева, решение дозрело. Солаков не стал распаковывать привезенные работы, но так и оставил их посреди залов в ящиках. Зато он решил обыграть весь мусор прежних выставок. Перегной искусства как путевка в будущее – чем не философия для времен, наступивших вслед за постмодернизом?

Лишь в дягилевском зале наступает пора привычных экспонатов, да и то графические серии развешаны посреди гор мусора и замерших автокаров. Демонстрация вынужденная: владельцы нескольких работ пришли чуть ли не в состояние гнева, узнав, что все усилия по упаковке и транспортировке завершились демонстрацией самих ящиков. Может, и миф, но распаковывать пришлось по-настоящему.

Куда искусству без мифов? Последние стали способом его саморефлексии, практикой и гносеологией одновременно. Но сегодня музейные авторы, к которым принадлежит и Солаков, устали от самих музейных пространств, от кураторов и концепций. Так хорошо встряхнуть и встряхнуться, освободиться от пыли традиций и штампов ожиданий. Соберешься делать одну выставку, повторить успешный проект – а в итоге получается что-то нежданное! Ценным вдруг оказывается сам черновик выставки, ее выглядящий не до конца оформленным наброском. "Кино про кино", "театр про театр" - старые приемы, всегда интересные, даже если речь не о "8 1\2", но о текущих буднях. Выставка про выставку как жанр явление более редкое. Хотя генезис кураторской идеи всегда включает в себя знание о предшествующих экспозициях, а понятие genius loci неотделимо от музейного пространства, как оно неотделимо от харизматичных концертных залов или мифологических стадионов. Потому, даже если и делаешь в насмотренном месте «пустую выставку», все же получается не пустая выставка, но выставке о пустоте. Художник дал ей название "Эмоции (без масок)" - явно в параллель с прежним дармштадтским проектом "Маски, метаморфозы лица". Но маски у Солакова все же присутствуют, как вечный вопрос: что скрывается за предъявленным? Уверен ли зритель, что именно увиденное является содержанием показанного? Достаточно ли хорошо владеет он языком этой мимики и этого жеста, чтобы сказать себе на выходе: я не просто был здесь, но в каком-то смысле я здесь и остался?

Впрочем, на выходе зрителя ждет приглашение в зону купания. В старых подвалах дармштадского музея, под их готическими сводами, Солаков разместил последнюю часть инсталляции. Огромный бассейн, перед входом в который посетителю выдают резиновые сапоги, предназначен для неторопливых прогулок. У меня не было ни времени, ни сапог. Поезд во Франкфурт уходил через полчаса, подходящий размер как раз выдали на руки (на ноги). Но и вид с берега, в сторону теряющихся из виду поворотов и углублений, способен востуманить воображение.

Даже непонятно, зачем на кассе солаковской выставки висит грозное предупреждение: "Внимание, современное искусство! Если не понравится, деньги не возвращаются". Интересно, возможно ли в принципе такое объявление в России? Или у нас достаточно обсудить с бабушкой-смотрительницей арт-нищету и падение нравов, и тем самым счесть свой эстетический долг исполненным?

Невозможность ясности, перфекционизм как болезнь, черновик как единственная счастливая и успешная антитеза беловику – концепция искусства по Солакову ставит под сомнение саму стратегию сегодняшнего художественного рынка, будь это рынок аукционов или музейных политик. Прием недопроявленной выставки бессмысленно тиражировать, как невозможно ежедневно говорить о конце музыки или смерти живописи. Вслед за "Черным квадратом" наступает эпоха неоренессанса, вслед за книгой о тотальном молчании пора новых опусов. Солаковские "Эмоции" оказались особым видом минимализма, растягивающим и разреживающим поле смысла до молекулярных измерений. Иначе не одолеть эти тонны наваянного и навороченного, повисшие сегодня на хвосте любого художника.

Пойти с ними на дно незазорно. Воспарить удается немногим.

P.S. Иллюстрации с разрешения сайта Mathildenhoehe Darmstadt.

Другие тексты автора:

  • О феномене тонких тем
  • Между молотом и наковальней
  • Художник vs политик
  • Памяти изменяющегося сословия
Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).