будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Культура
Биргер Лиза

Я ласкал твою шейку перышком...

Я ласкал твою шейку перышком...
vdoh1

Когда на этой неделе в прокат вышел фильм Ивана Дыховичного «Вдох - выдох» о нем написали все, кто мог. Написали, что Дыховичный не умеет снимать любовные сцены. Не умеет снимать про любовь. Вообще не умеет снимать. Так оно и есть – в последней картин "надежды отечественного артхауса" (как аттестуют Дыховичного критики) всплыло все то, из-за чего в девяностые считалось, что в России нет и никогда уже не будет кинематографа: штампы плохого кино 80-ых, ужасный сюжет, кошмарные диалоги. И все же как культорологический феномен этот кинематогографический кошмар может оказаться поинтереснее даже фильмов «Жесть» и второго «Бумера».

Во-первых сценарий. Фильм открывается сценой, где главный герой лежит на кушетке у психоаналитика и рассказывает ему про кирзовые сапоги… Нет, сначала в болото падает мужчина и из болота выбираются сначала мужчина, а потом женщина, а потом этот мужчина лежит на кушетке у психоаналитика и рассказывает, как в детстве ему подарили кирзовые сапоги, и он чувствовал себя в них «сухим как бог». А потом намочил. И долго плакал. И бабушка гладила его по голове. Психоаналитик – карлик. Он смотрит на героя так внимательно и говорит: вам нужна женщина.

И тогда приезжает проститутка – бритая налысо Катя Волкова, в реальной жизни хорошая актриса и женщина Лимонова, в кино – бывшая жена главного героя. И всю ночь они пытаются делать как-то вид, что не узнают друг друга. Вспоминая счастливый семилетний брак, в конце которого она изменила ему с женщиной, а он не смог этого пережить и утопил ее в болоте. Всю ночь они рассказывают друг другу истории, в которых – вся тоска плохой русской литературы. И невозможность воссоединения, не очень понятная зрителю, но почему-то понятная всем остальным. И чудовищность диалогов, построенных на образах типа «нас разморило как слипшиеся от жары пельмени». И нереальные штампы. Например, если в фильме Дыховичного женщина любит женщину, то она либо водит ей перышком по голой груди и смеется, либо валяется с ней в осенних кустах в белых пушистых свитерах и  бросает на нее ветки. И все эти пушистые свитера и перышки никак не позволяют говорить о том, что во «Вдохе-Выдохе» преступлена какая-то заветная грань между дозволенным и недозволенным, потому что перышки и один раз мелькающая в кадре голая грудь Кати Волковой – это даже не эротика, а детские порнозарисовки на полях учебника математики для пятого класса.

Он ее любил и утопил в болоте – вот и весь сюжет, если убирать наносное. А она любила его и выплыла. Не так интересна тема, что такого плохого сделало русское кино Дыховичному, что тот сделал ему вдох-выдох. Интересно, почему режиссер вообще взялся с таким пафосом снимать такую спорную и в общем-то неинтересную историю, в которой только и есть приличного, что дорогая пленка и лысая голова Кати Волковой. Не для спорной же интриги, что муж и жена, встретившись как клиент и проститутка, в течение 9 с половиной часов не могут узнать друг друга?

При всей своей кинематографичной заштампованности, новый фильм Дыховичного очень новорусский. Он рассказывает, как невозможна спокойная любовь между двумя людьми, живущими в современной России. Как им обязательно все напортить, устроить трагедию, прыгнуть в болото, чтобы получить шанс на что-то настоящее. И дело не в том, что жизнь так буржуазно спокойна, что не дает разыгрываться шекспировским страстям. Хотя  жизнь действительно как-то неправдоподобна спокойна: герой живет в фамильной усадьбе с застекленной верандой, катается на пароходах, гуляет по собственному дубовому приусадебному лесу, а жену свою встречает в собственной гостинице с голыми стенами, за которыми медленно и плавно как настоящая Венеция течет гранитный Петеребург. Но тем не менее во всей этой красоте и вопреки ей никакой любви – нет.

На вопрос «почему» нет и не предполагается ответа. Дыховичный снял пошлейшее кино про невозможность любви, но тоска от этой невозможности прорывается даже через все штампы, которыми он нашпиговал свой фильм. И получается, что несмотря на все, ему все-таки веришь. Любовь не спасает, потому что нет любви. А была бы любовь, не было бы этого фильма. Тех, кому не повезло попасть на новый фильм Дыховичного, жалко до слез. Но еще более жалко тех, кто прописался в самом этом фильме, потому что им никогда уже не вылезти из этой тоски и бездарности.

Биргер Лиза
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).