будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Книга. Знание
Июль 2, 2025
Культура
Демина Наталия

«Я любил разглядывать портреты Чехова»

Серию интервью о книгах продолжает беседа с Андреем Бильжо, карикатуристом, автором героя «Петровича», писателем, врачом-психиатром, членом Союза художников России, академиком Академии графического дизайна. Беседовала Наталия Демина. 

Помните ли, в каком возрасте вы научились читать, и какой была ваша первая книга? 

Научился читать довольно рано. Первую книгу не помню. Когда мне было лет 9-10, я как ни странно, прочел толстые книги: «Войну и мир», «Гамлета» и другие пьесы Шекспира… 

Обращали вы тогда внимание на книжные иллюстрации? 

Да. Обращал внимание на то, как издана книга, обращал внимание на портреты писателей. Очень любил разглядывать в подписных изданиях портреты писателей, как меняется писатель. Ведь в каждом томе, например, полного собрания сочинений Антона Павловича Чехова  были разные фотографии Чехова, я любил раскладывать, сравнивать, смотреть. Поэтому, еще будучи совсем-совсем школьником, я поражал многих, что знал всех писателей по имени отчеству, запомнив их имена из подписных изданий. Я не называл, например, Крылова Крыловым, а говорил «Иван Андреевич Крылов». 

Были ли среди вашего детского, юношеского чтения научно-популярные книги? Что-то вас интересовало? По биологии, физике, математике? 

Нет, научно-популярная литература как-то обходила меня стороной. Скорее научная, потому что я готовился поступать в медицинский, серьезно занимался биологией и химией. Были какие-то научно-популярные журналы, и я как-то спокойно относился к фантастике. Уже чуть старше обратился к Стругацким, наверно, это даже для меня не совсем фантастика в чистом виде. 

Карикатура из ЖЖ А. Бильжо (bilzho.livejournal.com)

Были ли книги в вашем детстве, юношестве, которые повлияли на ваше становление сначала как медика, а потом как художника? 

Во-первых, я очень много покупал альбомов в переходе метро, когда шел на уроки музыки. Мама мне давала деньги, я покупал альбомы художников. Они были не столь дороги, иллюстрации были черно-белые, они до сих пор у меня хранятся. Это был и Репин, и Серов, и Крамской, и Левитан, и так далее. И в школе я даже делал доклады по русским передвижникам, поэтому, конечно, эти книжки повлияли на меня очень сильно. 

Мне нравилось все, связанное с искусством. «Зеленое дерево жизни» Леонида Волынского и книга Игоря Долгополова про искусство – а эти книжки, безусловно, повлияли на меня как на художника. А популярная биология – это книжка Клода Вили (Claude Alvin Villee) «Биология» (1964). 

Вы сейчас следите за тем, что происходит в науке, в частности в генетике, за бурным развитием биологии? 

Не очень, постольку-поскольку. Очень трудно следить, потому что так много всего происходит. Но я слежу с пониманием, не как обыватель, сразу отбрасываю 90% мишуры. Если вдруг попадается что-то действительно стоящее, то тогда да. 

Что, на ваш взгляд, будет с бумажной книгой через 20 лет? Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную? 

Совсем нет. Судя по Non/fiction 2013 года, ничего страшного бумажной книге абсолютно не грозит, потому что книга – не только содержание. Хорошо, когда оно хорошее, но книга – это еще и предмет. Это просто предмет, это полиграфическое искусство, это искусство дизайна, это целый мир шрифтов, это типография, это та или иная бумага и так далее. 

Посмотрите, какие нас сейчас окружают книги! Мы стоим около стенда, разве эти прекрасные книги заменит какая-нибудь электронная книга? Невозможно. Одно дело, когда ты берешь в руки такую книгу, а другое дело, ты видишь черные буквы на белом экране. Это же совершенно разные вещи, разное состояние читателя. Тогда читатель не просто становится читателем, он становится участником действия: взять книжку, достать её с полки, почувствовать запах. 

Такую книжку в электричку страшно брать! 

Да. Такую книжку… Нужно иметь письменный стол, зеленое сукно, ну, и слава богу. 

Как вам кажется, изменяется ли роль иллюстрации в книге будущего? Сохранит ли она свое важное значение? 

Мне кажется, роль иллюстраций меняется не в лучшую сторону, потому что исчезают художники книги, которые работают головой и рукой, а появляется больше тех, кто работает на компьютере. Появляются такие псевдохудожники и псевдодизайнеры, которые освоили ту или иную программу, и считают, что они это могут делать, не понимая, что программа является только инструментом. 

Можно работать кистью, можно тушью, можно цветными карандашами, акварелью, а можно делать это на компьютере, но все равно нужна на плечах голова, голова и умение все это сформулировать и неожиданно показать. Именно поэтому их не так много. Например, все знают художника книги Андрея Бондаренко, он не столько иллюстратор, сколько блестящий дизайнер, я сделал с ним ни одну книгу. Такие люди как драгоценности. 

Я знаю, к нему даже в очередь встают, чтобы он книжку издал. 

Да. 

Многие ученые и общественные деятели говорят о том, что в России сейчас надвигается мракобесие. Вы видите эту опасность? Если да, то что надо делать, чтобы ее устранить? 

Нужно заниматься своим делом и не обращать на все это никакого внимания. Не надо критиковать это, смеяться над этим и плевать на идиотов, пока они не мешают тебе жить, понимаете? 

Какие книги за последние два года вам понравились? Может быть, что-то порекомендуете? Может быть расскажете о своих новых книгах? 

Вы знаете, у меня в конце года вышло сразу три книги, поэтому у меня такой урожайный год, и они все появились в одном месяце. Здесь рядом продается книжка «Пять моих классиков», это вторая книга из серии «Мои классики». В первой были: Пушкин, Чехов, Тургенев, Толстой, Достоевский. В новой: Горький, Маяковский, Гоголь, Некрасов, Крылов. Она вышла в издательстве «Laurus». 

Это большое количество картинок, связанных с сюжетами их произведений, с ними самими, но перенесенные в наше время. Всё перенесено в наше время, цитаты из их произведений и мои собственные какие-то ассоциации, комментарии, отношение к ним, к их произведениям, не литературоведческие, а скорее такие больше читательские, человеческие. 

Вы в каком-то смысле популяризируете классику? 

В каком-то смысле да. Это – две довольно толстые книги. Мой внук, например, начал читать, начиная с этой книжки «Мои классики». Он прочитал куски Достоевского оттуда, будучи девятилетним ребенком, через карикатуру. 

Вторая книга – это издательство «Манн, Иванов и Фербер» – «Истории про еду». И третья книжка – «Заметки авиапассажира», тоже «Манн, Иванов и Фербер». 

Спасибо!

Демина Наталия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).