Отправляясь прошлой осенью по работе сфотографировать Кронштадскую Дамбу (строительство знаменитого Комплекса Защиты С.-Петербурга от наводнений), взял с собой жену и дочку. Потом, выполнив задание, заехали в Кронштадт пообедать. И уже собирались вернуться домой, как вдруг жена, вынув из сумочки какую-то красочную картонку, неожиданно провозгласила:
- А ведь и тут, в Кронштадте, тоже есть музей!
- Ну и что? – не понял я, – Конечно есть. Какой-нибудь. И памятники, вон, тоже. И Морской собор…
- Не в этом дело! – перебила жена, - Смотри: здесь есть "Исторический архитектурно-художественный музей Кронштадта", участвующий в третьем фестивале "Детские дни в Петербурге".
Я взглянул на картонку.
- И что мы, по-твоему, должны предпринять в связи с этим?
- Как что? Посетить этот музей. С Юлькой. Там должна быть специальная детская программа. Мы выполним ее, Юльке зададут вопросы, она ответит, получит за это Чупа-Чупс какой-нибудь, и в эту карту, смотри, поставят штампик. Вот здесь. А вот здесь, видишь, штампик Этнографического музея, там мы уже были.
Я взял картонку в руки. Полностью называлась она длинно - "Карта игры-путешествия" третьего фестиваля детских музейных программ "Детские дни в Петербурге".
Дело оказалось вот в чем. По инициативе "Центра развития музейного дела" – независимой организации, созданной, как написано, для поддержки и развития новых тенденций в музейной сфере и укреплению социальной роли музеев, под патронажем Комитета по культуре Санкт-Петербурга и при содействии еще десятка коммерческих и общественных организаций (от Кока-колы до ООО "Чупа-чупс рус" и сети блинных "Чайная ложка") - в двух десятках питерских музеев проводится такая вот штука. Вы приходите в музей со своим потомком, и вам действительно предлагают специальную программу, одну из пяти, в зависимости от возраста потомка. Ходите, пользуясь специальными маршрутными указателями, смотрите то, что указано в выданной вам специальной карте, вписываете в нее ответы на специальные вопросы. Затем, на выходе получаете сувенирчик и печать в карту. Что будет с теми, кто соберет все возможные печати, я так и не понял.
Идея, понятно, - в приобщении детей и их родителей к походам в музей как форме досуга. И метод вполне современный – чем-то напоминает Интернет: попав на какой-то из маршрутов, вы оказываетесь в мире "гиперссылок": ибо на каждой из маршрутных карт постоянно находишь ссылки на экспозиции других музеев "фестивального пула". Что оптимально для объемного восприятия и запоминания нового. Более того, многие наверняка впервые узнают отсюда о наличии в городе "Музея хлеба", музея "Разночинный Петербург" и корабля-музея "ледокол Красин". А также "Музея игрушки", "Музея Кукол", "Центрального Музея Железнодорожного Транспорта", "Музея Актерской Семьи Самойловых" и этого кронштадского музея, предполагая провести там минут пятнадцать – много ль надо, чтоб поставить штампик. Ан, не так оно вышло. Но – по порядку.
Оказалось, что музей – бывшая водонапорная башня. Жена сперва приняла ее за церковь – уж непривычно ярко и празднично она высилась над унылым кронштадским индустриалом. Внутри оказалось все под стать – свежий, очень качественный и действительно дорогой ремонт, интересная экспозиция по истории Кронштадта в самых разных аспектах. Скучающие от полного отсутствия посетителей сотрудники, вполне способные содержательно ответить на содержательный вопрос. И, собственно, детская программа: сначала мы ходили по стеклянному полу и смотрели, как устроена сама водонапорная башня, потом разглядывали масштабный макет острова, окружающих фортов и той же дамбы. Увидели фрагменты деревянных труб и чугунных мостовых, старинное зубоврачебное кресло, корабельную фаянсовую посуду и много чего еще. Всем было интересно, а ребенок в конце пути под руководством педагога Валентины еще и учился делать бумажные кораблики и расписывать их цветными карандашами. Чупа-чупс был также получен и съеден на обратной дороге.
На прямые вопросы об источниках столь разительного материального благополучия муниципального музея сотрудники отвечали, что, мол, еще год назад все экспонаты лежали по углам в нескольких разных зданиях, однако пришел "Водоканал" и…
Словом, следующим музеем, проведанный нами с Юлькой, стал принадлежащий уже непосредственно этому ГУП "Водоканал" - "Мир воды Санкт-Петербурга".
Тоже – водонапорная башня, хоть и в самом "золотом" месте Питера: между Невой и губернаторской Шпалерной улицей. По сути – целый квартал с ухоженным парком, бронзовыми памятниками водоносам былых эпох, фонтанами и мемориалом сотрудникам "Водоканала", погибшим в войну.
Внутренняя экспозиция, понятно, еще круче, чем в Кронштадте. Детей завели на дно канализационного колодца (имитация в натуральную величину, со звуками, но, слава богу, без аутентичных запахов) – с крысами, полезными трубами и т.д. Потом – в такую же имитацию канализационного коллектора, потом в подвальный водораспределительный узел – здесь тоже сверкали глазами искусственные звери (кошки, крысы), а сквозь прозрачный пол можно было наблюдать, как моются в душевой кабинке жильцы первого этажа. Вообще, макетные инсталляции в натуральную величину – конек музея: найдя на одном из этажей диспетчерскую Водоканала с "восковой" фигурой диспетчера, ребенок на всякий случай поинтересовался: не настоящий ли дядя. Уйма всевозможных мультимедиа предельно доходчиво объясняла, как устроены водоснабжение и канализация города. А прочие точки детского маршрута знакомили с тем, как пользовались водой во все времена: мылись, пили, мерили водой время и т.д. Как и сколько платили за воду (развитие дореволюционного петербургского водоснабжения, судя по экспонируемому прейскуранту, имело результатом неуклонное и существенное снижение стоимости воды для потребителей – а не как сейчас).
Меня же впечатлила фантастическая коллекция унитазов: ничего подобного прежде видеть не доводилось. И безумной красоты старинное лабораторное оборудование – питаю, признаться, слабость к этим реторточками, гиречкам, микроскопам и прочим стеклянно-латунным штучкам с гравировочками. И еще: для ностальгирующих взрослых рядом с гардеробом установили настоящий автомат "газированная вода"! Тот самый, помните: 3 копейки с сиропом, 1 копейка – без. С выемкой для мытья маленковского граненого стакана. Сейчас, впрочем, стаканы стали одноразовыми, а вода – бесплатной. Хотя и без сиропа. Да, и без газа тоже.
Потом мы сходили в Ботанический музей, о существовании которого и не подозревали, хотя в окружающий его ботанический сад наведываемся регулярно. Здесь все тоже было очень мило – специальные волонтеры занимались с детьми изготовлением поделок на экологические темы, затем мы в соответствии с маршрутной картой осмотрели экспозицию – все эти засушенные и заспиртованные растительные диковинки. Все-таки моя Юлька для подобного была еще маловата – хотя местами и реагировала весьма живо. Так, заспиртованные еще до революции плоды тропических зарослей обозвала компотами и вообще всякий раз спрашивала: едят данный экспонат или нет. На зуб, понятно, в музее ничего испытать не давали, хотя потрогать плоды дуриана или попытаться сдвинуть с места кусок железного дерева было можно и даже рекомендовалось.
А 9 ноября фестиваль закончился. Но где был третий фестиваль, там появился и четвертый (в этом году он начался 25 октября), а ребенок за год стал только любопытнее.
Однако даже не это самое радостное и удивительное. А то, что в городе осуществилась столь сложная (до полусотни организаций-участников) культурная программа, включавшая, помимо музейных маршрутов, еще и научную конференцию, а также массу параллельных событий: таких, например, как "Экскурсия в ресторан "БлинДональт'с" для всей семьи" или "Открытое занятие кружка любителей военной истории с участием клубов военно-исторической реконструкции". Как положено, есть у программы и настоящее интернет-лицо, сверстанное грамотно и красиво. Причем сделано все было без набившего оскомину привкуса совковой неуклюжести, с вниманием к людям, к конкретным посетителям музеев независимо от возраста. За границей я такое отношение видел, у нас – впервые.
А в это время наиболее крупные питерские музеи – те, куда возят иностранцев на двухэтажных автобусах, – уже лет десять не могут договориться даже о едином билете, который бы можно было продавать через турфирмы и который избавлял бы туриста от стояния в очередях. У каждого, видите ли, своя собственная гордость.